История
Всего за год на главной Рыночной площади небольшого галицкого провинциального городка Бучач благодаря активной финансовой поддержке графа Николая Потоцкого (1712 – 1782) выросло одно из чудес, за которые украинская земля так благодарна этому роду — здание городской ратуши (окончено в 1751-ом).
Главное административное здание города стало плодом творения двух талантливейших львовских мастеров своего времени — Бернарда Меретина ( – 1759), который ведал непосредственно его сооружением, и Иоганна Георга Пинзеля (1707 -1761), руке которого принадлежит внешнее убранство ратуши.
Двенадцать залов двух нижних ее ярусов стали не только оплотом административно-управленческой элиты города (уездное старшинство и совет), но и пристанищем для тех, за счет кого жил и процветал этот благодатный край — высшей торговой касты, арендовавшей здесь площади для своих нужд.
Пожар 1811 года внес свои коррективы во внешний облик Бучачской ратуши, спалив дотла венчавший ее деревянный шпиль — высота сооружения уменьшилась сразу на пятнадцать метров, а внешний облик – утратил завершенность, хотя нисколько и не умалил великолепного бароккового оформления. Даже механические часы у самой вершины башни сохранили свою работоспособность, продолжая еще более тридцати пяти лет отмерять время Бучача вплоть до демонтажа по причине неисправности в 1847 году.
А вот полстолетия спустя в пылу второго крупного пожарища (29 июля 1865) растворилась как дым часть уникальных скульптурных украшений внешних фасадов барочной жемчужины Галичины, что бы уже не возродится в первозданном виде в связи с утратой былого торгово-экономического положения города.
20-е годы ХХ столетия привели в стены архитектурной жемчужины Бучача новых обитателей — на первом ярусе прочно, на долгие годы обосновывается бог торговли Гермес со своими подданными (помещения отданы под магазинчики), а на втором — поселяются простые смертные, устраивая в бывшем административном сердце города свой житейский уют.
Конечно обстоятельства, в которые было поставлено здание бывшей городской ратуши вовсе не способствовали ее процветанию, и к середине 50-х она лишилась доброй трети своего каменно-фигурного убранства.
Лишь с воцарением в здании Бучачской ратуши историко-краеведческого музея в 1982 году наконец по достоинству была оценена историко-архитектурная значимость этого памятника архитектуры. И спустя четыре года здесь начинается масштабная реконструкция, которая однако не нашла достойного завершения в связи с усложнением (а вернее полным прекращением) финансирования каких бы-то ни было проектов, связанных с культурой в начале 90-х годов. Результатом же первой реставрации, помимо прочего, стало восстановление утраченного более поуторавека назад купольно-шпилевого завершения здания (правда увенчанного красной звездой).
А в 2002 году заняла свое место еще одна утраченная деталь былого величия галицкой жемчужины — у самой вершины башни появились четыре циферблата часов, которые как и прежде отсчитывают городское время.
Второе дыхание ратуше в самом сердце Бучача открыла последующая реставрация на рубеже первого десятилетия XXI века, когда, помимо восстановления внешней аутентичности здания, группа сотрудников Львовского института декоративно-прикладного искусства, сформированная под руководством Дмитрия Петровича Крвавича (1926 — 2005), создала копии скульптурных композиций комплекса с целью замены оригиналов, которые были переданы на музейное хранение.
Нынче же Бучачская краса в теплых желтых цветах вновь искрится всеми гранями своей красоты, хотя оригиналы ее скульптур заменили точные копии, а лепной декор внешних фасадов восстановил свои формы лишь в той степени, которые позволяют исторические документальные факты. Но флюгер на вершине шпиля теперь уверенно указывает направление в будущее через века невзгод.
Архитектура
Считающаяся по праву одной из лучших в Европе Бучачская ратуша, находясь в низине Рыночной площади на небольшом треугольнике земли, тем не менее является на ряду с Монастырем отцов Василиан основной доминантой города, устремляясь шпилем в высь на пятьдесят три метра.
Мощное двухъярусное квадратное в плане кубическое основание творения архитектора Бернарда Меретина, периметром пятьдесят шесть метров, с прямоугольным проемом окон имеет трое входных дверей, которые из-за возрастания культурного слоя в один метр за четверть тысячелетия, сейчас находится ниже уровня земли.
Эта часть строения служит пьедесталом для двухъярусного вытянутого объема башни с арочными проемами окон и круглыми циферблатами часов у самого уровня крыши, значительно уступающей по периметру своему трону. Совокупная высота четырех уровней строения составляет тридцать восемь метров.
Ныне, как и прежде, венчает здание жемчужины Бучача луковичное купольное завершение со шпилем, выполненное для облегчения конструкции из дерева, восемнадцатиметровой высоты. Флюгер же на самой верхней точке ратуши, выполненный в форме флага с указанием на запад, как главный ориентир жизни города.
Внешнее декоровое оформление здания с главным фасадом, обращенным к западу, – творение Иоганна Пинзеля — это симбиоз стилей, где пышное барокко затмевает вливаясь в более узконаправленное рококо. В качестве фасадных доминант в зеркальной планировке стен выступают пилястры коринфского ордера с акантом и раковинами, высокий надкарнизный аттик с овальными прорезами и резные наличники окон.
Фронтон центрального фасада комплекса, украшенный картушем асимметричного профиля с фамильным гербом Потоцких (Пилява) и инициалами фундатора строительства (M.P.S.K. – Николай Потоцкий староста Каневский) в окружении военных регалий по центру, имеет сложную конфигурацию.
Изначально помимо богатой лепной отделки внешних фасадов Бучачскую ратушу украшали двенадцать скульптурных композиций их тридцати фигур, расположенных по периметру атика и центральному фронтону, мифологической и библейской направленности (Геракл убивает Немейского льва, победа Давида над Голиафом, Геракл уничтожает Лернейскую гидру, богиня правосудия Фемида, повелитель океана Нептун…), главной связующей нитью которых служит идея победы добра над злом. До наших же дней из них сохранилось лишь семь композиций из девяти фигур.
Внутреннее убранство двенадцати залов не может похвастаться аутентичностью духу XVIII столетия после многих лет пребывания в безучастных руках далеких от мира архитектуры и искусства. Сейчас о былой красоте напоминают лишь крестовые своды, каких не встретишь в нынешних зданиях, да винтовая лестница, устремляющая свои ступени вверх.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Бучач, пл. Свободы.
Ссылки
- Геральдика. Герб Потоцких Пилява
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Сирет – Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин) до поворота на трассу Р25 (Дружба — Бучач — Тисменица – Ивано-Франковск), которая проходит через центр города, где расположено здание ратуши.
Общественным транспортом до автовокзала Бучача, а затем пешком 20 минут в западном направлении (ориентир – центр города, Рыночная площадь (ныне — Свободы)), на которой расположена ратуша.