Массандровский дворец

История

Западный фасад Массандровского дворца в Массандре
Западный фасад Массандровского дворца

Девятнадцатый век. Излом всемирной истории. Новая власть на Крымском полуострове, которой потребовалось немного времени понять, какая жемчужина попала ей в руки. То тут, то там появляются роскошные резиденции тех, чье имя знала вся Россия. В некотором отдалении от залива, где позже начнет свое существование всемирно известная Ялта, среди зеленого ковра у подножья Крымских гор в 1830-х принял в свое пользование обширные земельные наделы крестный сын Великой императрицы – Михаил Семёнович Воронцов (1782—1856).

Уже через несколько лет в имении, получившем наименование Массандра, уютно расположилась летняя резиденция генерал-губернатора Новороссии. И служить бы ему памятником архитектуры своего времени и доныне, если бы не разрушительная сила природы, которой не может противостоять ничто созданное рукой человека — дом сильно пострадал во время бури в конце 70-х годов XIX века.

Восточная подпорная стена дворца в Массандре
Восточная подпорная стена Массандровского дворца

Наследник же графа Семён Михайлович Воронцов (1823—1882) посчитал восстановление фамильной крымской летней резиденции нецелесообразным, ибо дух времени и вкусы общества диктовали свои условия. И в 1881 году по проекту французского архитектора М.Е. Бушара начинается возведение дворца в стиле ренессанс. Но внезапная смерть владельца Массандры лишила проект жизни — строительство законсервировали до лучших времен.

Лишь десятилетие спустя уже в ведение Удельного ведомства императорского двора в стенах недостроенного еще дворца начинает зарождаться жизнь, когда по распоряжению Александра III (1845 — 1894) академик архитектуры Максимилиан Егорович Месмахер (1842 – 1906) после некоторых усовершенствований приступает к второму этапу строительства Массандровской жемчужины.

Парадная столовая дворца в Массандре
Парадная столовая Массандровского дворца

В 1902 году проект был окончен, хотя внутренние интерьеры и не были до конца завершены в связи с неопределенностью статуса и предназначения нового приобретения царской семьи, ибо официальной крымской резиденцией являлся Ливадийский дворец, да к тому же расположенной неподалеку.

После некоторых сомнений Массандровская резиденция взяла на себя роль охотничего домика, где Романовы проводили свой неофициальный досуг в дали от двора и правил этикета. Хотя со столь малозначительной ролью связан тот факт, что он так и не был полностью меблирован и декорирован. Но даже в незавершенном виде – это прекраснейший из дворцов Крыма царских времен.

Восточный фасад дворца в Массандре
Восточный фасад Массандровского дворца

Национализация дворца наделила его почтенной, но не вяжущейся с его внешним и внутренним обликом роль санатория для тяжело больных туберкулезом. Возложенную на него миссию в этом качестве он выполнял более десяти лет (с 1929 по 1941), пока немецкие войска не стали полновластными хозяевами Крымского полуострова во время Второй мировой (1939 — 1945).

Война минула Массандровский дворец стороной, не оставив и следа. Зато в послевоенные годы в ней правительственные чиновники наконец разглядели архитектурную жемчужину, которая отвечала всем требованиям и представлениям партократического аппарата Советского союза — удаленность от народных масс, большая парковая территория, близкое расположение морского побережья и прекрасный вид из окна.

Регулярный парк в Массандре
Регулярный Массандровский парк

Роль одной из государственных дач для высшего руководства необъятной страны резиденция под Ялтой выполняла вплоть до 1991 года, когда на руинах Союза с самостоятельностью Украины и она приобрела свободу и статус филиала Алупкинского государственного дворцово-паркового заповедника.

А еще спустя год (1 июня 1992 года) в стенах Массандровского дворца распахнул свои двери музей, экспозиция которого состояла, как и ныне, из раритетов фонда Алупкинского дворца, основным направлением которой являются интерьеры второй половины девятнадцатого столетия в Российской империи.

Архитектура

Аллея парка в Массандре
Аллея Массандровского парка

Зелень парка, сердцем которого является дворец Александра III, и ныне замечательно прячет в своих объятьях сей шедевр на площади в сорок два гектара среди двухсот пятидесяти видов представителей крымской флоры. Нерегулярный на окраинах, у самого дворца он представляет собой типичное творение представителя французских умельцев с блестящей прозрачностью фонтана в середине.

На этих огромных просторах кедр и магнолия, дуб и можжевельник, земляничное дерево и фисташка, сосна и бамбук, береза и криптомерия произрастают рядом, взлелеянные любящим сердцем и даже не догадываясь, что родина некоторых из них находится далеко от этих мест.

С легкой рукой академика Месмахера общее направление внешнего решения разноуровневого здания царской резиденции в Массандре, не смотря на многообразие стилевых архитектурных элементов разных эпох, преобразилось во дворец эпохи раннего барокко, хотя согласно первоначальному плану Бушара доминировать должно было ренессансное течение.

Кабинет императора дворца в Массандре
Кабинет императора Массандровского дворца

Несимметричное наслоение устремленных вверх разных объемов от круглых башен до прямоугольных боковых крыльев с перепадами высоты и уровней здания под высокими стрельчатыми крышами, венчающими каждый из них, создает визуальное ощущение одновременно грандиозности и легкости постройки.

Светло-желтый цвет метлахской плитки в облицовке внешних фасадов подчеркнут серой отделкой углового и оконного руста, межъярусных карнизов, ажурных фронтонов, а так же всех прочих каменных украшений сооружения.

Особенностью западного фасада Массандровского дворца являет собой плавный переход между крытыми галереями и балконами, витыми лестницами и трассами, балюстрадами и глухими объемами, которые, перетекая один в другой с помощью вспомогательных элементов декора (ажура решеток, фигурности кровли, труб сложного профиля, картушей, вазонов), рождают легкий силуэт подчеркнутый зеркалом Центрального фонтана.

Дворец в Массандре
Массандровский дворец

С востока массандровская жемчужина под защитой Подпорной стены с симметричными полукружиями входа, резным фронтоном, круглыми башнями и акцентом на центральную выступающую часть производит совершенно иное не столько возвышенное, сколько величественное впечатление. Чему немало способствуют так же высокие доминантные шпили кровель и часы центрального резного полукруглого фронтона.

Внутреннюю планировку царского дворца отличает простота форм, не рассчитанных на придворный этикет, где удобство и комфорт перевешивают внешние признаки величия: помещения небольшого размера, невысокие потолки, камины, изразцы. Правда в отделке некоторых помещений сквозит царская роскошь, хотя и не такая пышная как в официальных резиденциях, где резные деревянные панели и лепка потолка подчеркивают их принадлежность к высшему свету аритократии.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, АР Крым, пгт Массандра, Симферопольское шоссе.

Тел.: (0654) 32-17-28.

Как добраться

Автотранспортом по трассе М18 (Е105) (Севастополь — Ялта — Симферополь), вдоль которой и расположен съезд в сторону гор на Симферопольское шоссе, которое в северном направлении приводит к Массандровскому дворцу.

Общественным транспортом из Ялты / Алушты / Севастополя / Симферополя до остановки «Верхняя Массандра». Далее в северном направлении до дворца от скалы, увенчанной скульптурой орла.

Вікторія Шовчко

Посмотреть расположение Массандровский дворец на карте

Обсудить статью в сообществе