История
Девятнадцатый век. Излом всемирной истории. Новая власть на Крымском полуострове, которой потребовалось немного времени понять, какая жемчужина попала ей в руки. То тут, то там появляются роскошные резиденции тех, чье имя знала вся Россия. В некотором отдалении от залива, где позже начнет свое существование всемирно известная Ялта, среди зеленого ковра у подножья Крымских гор в 1830-х принял в свое пользование обширные земельные наделы крестный сын Великой императрицы – Михаил Семёнович Воронцов (1782—1856).
Уже через несколько лет в имении, получившем наименование Массандра, уютно расположилась летняя резиденция генерал-губернатора Новороссии. И служить бы ему памятником архитектуры своего времени и доныне, если бы не разрушительная сила природы, которой не может противостоять ничто созданное рукой человека — дом сильно пострадал во время бури в конце 70-х годов XIX века.
Наследник же графа Семён Михайлович Воронцов (1823—1882) посчитал восстановление фамильной крымской летней резиденции нецелесообразным, ибо дух времени и вкусы общества диктовали свои условия. И в 1881 году по проекту французского архитектора М.Е. Бушара начинается возведение дворца в стиле ренессанс. Но внезапная смерть владельца Массандры лишила проект жизни — строительство законсервировали до лучших времен.
Лишь десятилетие спустя уже в ведение Удельного ведомства императорского двора в стенах недостроенного еще дворца начинает зарождаться жизнь, когда по распоряжению Александра III (1845 — 1894) академик архитектуры Максимилиан Егорович Месмахер (1842 – 1906) после некоторых усовершенствований приступает к второму этапу строительства Массандровской жемчужины.
В 1902 году проект был окончен, хотя внутренние интерьеры и не были до конца завершены в связи с неопределенностью статуса и предназначения нового приобретения царской семьи, ибо официальной крымской резиденцией являлся Ливадийский дворец, да к тому же расположенной неподалеку.
После некоторых сомнений Массандровская резиденция взяла на себя роль охотничего домика, где Романовы проводили свой неофициальный досуг в дали от двора и правил этикета. Хотя со столь малозначительной ролью связан тот факт, что он так и не был полностью меблирован и декорирован. Но даже в незавершенном виде – это прекраснейший из дворцов Крыма царских времен.
Национализация дворца наделила его почтенной, но не вяжущейся с его внешним и внутренним обликом роль санатория для тяжело больных туберкулезом. Возложенную на него миссию в этом качестве он выполнял более десяти лет (с 1929 по 1941), пока немецкие войска не стали полновластными хозяевами Крымского полуострова во время Второй мировой (1939 — 1945).
Война минула Массандровский дворец стороной, не оставив и следа. Зато в послевоенные годы в ней правительственные чиновники наконец разглядели архитектурную жемчужину, которая отвечала всем требованиям и представлениям партократического аппарата Советского союза — удаленность от народных масс, большая парковая территория, близкое расположение морского побережья и прекрасный вид из окна.
Роль одной из государственных дач для высшего руководства необъятной страны резиденция под Ялтой выполняла вплоть до 1991 года, когда на руинах Союза с самостоятельностью Украины и она приобрела свободу и статус филиала Алупкинского государственного дворцово-паркового заповедника.
А еще спустя год (1 июня 1992 года) в стенах Массандровского дворца распахнул свои двери музей, экспозиция которого состояла, как и ныне, из раритетов фонда Алупкинского дворца, основным направлением которой являются интерьеры второй половины девятнадцатого столетия в Российской империи.
Архитектура
Зелень парка, сердцем которого является дворец Александра III, и ныне замечательно прячет в своих объятьях сей шедевр на площади в сорок два гектара среди двухсот пятидесяти видов представителей крымской флоры. Нерегулярный на окраинах, у самого дворца он представляет собой типичное творение представителя французских умельцев с блестящей прозрачностью фонтана в середине.
На этих огромных просторах кедр и магнолия, дуб и можжевельник, земляничное дерево и фисташка, сосна и бамбук, береза и криптомерия произрастают рядом, взлелеянные любящим сердцем и даже не догадываясь, что родина некоторых из них находится далеко от этих мест.
С легкой рукой академика Месмахера общее направление внешнего решения разноуровневого здания царской резиденции в Массандре, не смотря на многообразие стилевых архитектурных элементов разных эпох, преобразилось во дворец эпохи раннего барокко, хотя согласно первоначальному плану Бушара доминировать должно было ренессансное течение.
Несимметричное наслоение устремленных вверх разных объемов от круглых башен до прямоугольных боковых крыльев с перепадами высоты и уровней здания под высокими стрельчатыми крышами, венчающими каждый из них, создает визуальное ощущение одновременно грандиозности и легкости постройки.
Светло-желтый цвет метлахской плитки в облицовке внешних фасадов подчеркнут серой отделкой углового и оконного руста, межъярусных карнизов, ажурных фронтонов, а так же всех прочих каменных украшений сооружения.
Особенностью западного фасада Массандровского дворца являет собой плавный переход между крытыми галереями и балконами, витыми лестницами и трассами, балюстрадами и глухими объемами, которые, перетекая один в другой с помощью вспомогательных элементов декора (ажура решеток, фигурности кровли, труб сложного профиля, картушей, вазонов), рождают легкий силуэт подчеркнутый зеркалом Центрального фонтана.
С востока массандровская жемчужина под защитой Подпорной стены с симметричными полукружиями входа, резным фронтоном, круглыми башнями и акцентом на центральную выступающую часть производит совершенно иное не столько возвышенное, сколько величественное впечатление. Чему немало способствуют так же высокие доминантные шпили кровель и часы центрального резного полукруглого фронтона.
Внутреннюю планировку царского дворца отличает простота форм, не рассчитанных на придворный этикет, где удобство и комфорт перевешивают внешние признаки величия: помещения небольшого размера, невысокие потолки, камины, изразцы. Правда в отделке некоторых помещений сквозит царская роскошь, хотя и не такая пышная как в официальных резиденциях, где резные деревянные панели и лепка потолка подчеркивают их принадлежность к высшему свету аритократии.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, пгт Массандра, Симферопольское шоссе.
Тел.: (0654) 32-17-28.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М18 (Е105) (Севастополь — Ялта — Симферополь), вдоль которой и расположен съезд в сторону гор на Симферопольское шоссе, которое в северном направлении приводит к Массандровскому дворцу.
Общественным транспортом из Ялты / Алушты / Севастополя / Симферополя до остановки «Верхняя Массандра». Далее в северном направлении до дворца от скалы, увенчанной скульптурой орла.