История
Распоряжение Сизигмунда I (1467 — 1548) о включении Каменца в перечень обязательных для ведения коммерции иностранных купцов городов и армянская монополия на торговлю внутри городских стен сделали 1543 год точкой отсчета существования поселения в долине у подножья Каменец-Подольской крепости, где по распоряжению старосты Влодека разместились склады предпринимателей с востока. Поэтому-то местность и получила благозвучное восточное название Караван-сарай в упрощенной интерпретации существующее и доныне.
И хотя, видимо, здесь приблизительно в то же время появился первый храм, за неимением достоверных документальных данных исследователи относят его строительство к XVII столетию – именно тогда (в 1672 году) церковь на Карвасарах упоминается со схематической зарисовкой на плане города как русский во имя святого Креста.
Потом будут разрушительные для Каменца последствия русско-турецкой войны 1672 — 1676 годов, в ходе которых твердыня на Смотриче на двадцать семь лет попадет в неволю к Османской империи, а православный оплот веры превратится в мусульманскую мечеть, приобретя надстройку в виде минарета, что все таки не убережет храм от разрушения.
С возвращением Подолья в объятия Польши по условиям Карловицкого мирного договора от 1699 года в городе доминирующую роль занимает католическая церковь, призывая опалу и гнев власть имущих на головы иноверцев с целью привлечения в свое лоно наибольшего количества прихожан. Поэтому неудивительно, что своим вторым рождением Крестовоздвиженская церковь была обязана униатскому священнику Гавриилу Божовскому, стараниями которого в первой четверти XVIII столетия новый деревянный храм занял свое исконное место.
Видимо, именно из-за того, что количество пасты в Карвасарах было столь мало (в 1739 году насчитывалось лишь три десятка человек) и средств на достойное поддержание оплота веры не хватало, уже через пятьдесят лет стал насущный вопрос о замене ветшающего строения, которому немалый урон нанесли наводнения в пойме Смотрича 1765 и 1770 годов.
Ослабление Польши и непрекращающиеся ее войны с Российской империей отложили решение этого вопроса на четверть века. Лишь с установлением над Правобережной Украиной власти под скипетром Романовых в 1799 году начинаются работы по сооружению нового храма, который спустя два года (1801) был освящен Каллиником Нагорским как православная Крестовоздвиженская церковь, а еще спустя пол-столетия (1863), не смотря на то что приход оставался одним из беднейших в епархии, рядом с ней на месте прежней твердыни веры заняла свое место колокольня.
На исходе XIX века в храмовый комплекс входили уже не только непосредственно церковь с колокольней, а и два здания, в которых размещались дом священника и церковно-приходская школа, что было обусловлено значительным расширением территориального влияния Крестовоздвиженской, в приход которой на тот момент были включены уже шесть сел.
ХХ столетие, начавшееся для церкви в лучах процветания (в 1923 году паства составляла более полутара тысяч прихожан), в дальнейшем принесло православному оплоту веры у подножья каменецкой твердыни забвение и упадок: в 1920-х его закрывают, продав часть имущества, затем не длительный период десятилетнего возрождения (1945 — 1953), после чего здесь размещается кинотеатр (1953 — 1956), и снова три десятилетия за закрытыми дверями не смотря на признание исторической ценности деревянного здания государством.
Заря новых времен настала для Крестовоздвиженского храма в 1987 году, когда начались работы по его реставрации с целью возвращения первозданного облика. А тремя годами позднее оплот веры наконец был передан в заботливые руки прихожан, постепенно год за годом вкладывающие свои силы и душу чтобы возродить утраченную жемчужину, которой ныне предстает он перед глазами изумленной публики.
Архитектура
Ныне церковь на Карвасарах представляет собой трехсрубный одноглавый храм с ризницей и крыльцом, выполненный из дерева на фундаменте из известняка с пристроенной на некотором отдалении в северной части деревянной же колокольней. Каждый из срубов (центральный из которых трехъярусный и более высокий), как и периметр колокольни, в плане представляет квадрат.
Внутреннее пространство ошалеванных досками стен нефа объемно объединено с бабинцем, перекрытия которого, как и алтарной части, плоские, высоким прямоугольным проемом. Выход из здания украшает невысокое крыльцо на четырех резных опорных столбиках, а украшением колокольни под высокой стрельчатой крышей служат восьмигранные окна галереи верхнего яруса.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Хмельницкая обл., г. Каменец-Подольский, ул. Карвасары, 24.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Н03 (Житомир — Хмельницкий — Черновцы), которая в городе следует по проспекту Грушевского / Хмельницкому шоссе до съезда на ул. Луначарского на южной окраине города, которая изменяет название на ул. Карвасары.
Или по трассе Е85 (М19) (Сирет – Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин) до села Толстое, откуда по Р24 (Р48) до Каменец-Подольского. Далее по Орининскому / Жванецкому шоссе до съезда на ул. Объездную, вдоль которой следовать до ул. Карвасари, где находится храм.
Общественным транспортом до Каменец–Подольского, а затем – маршрутным такси до Русских фольварок, а затем через подвесной мост к Крестовоздвиженской церкви.