Когда небо прилегло на минуточку отдохнуть на землю и облака почти касаются ее поверхности или туман плотным бархатным одеялом окутывает все вокруг, в зыбком дымке меж двух миров становятся почти осязаемы незримые крылья белого лебедя Закарпатья, которыми он столетиями защищает эту благодатную, вожделенную для многих долину у самого подножия Карпатских гор.
Паланок настолько прекрасен в своей сказочности, что очаровывает своим благородством и загадочностью без лишних изысков каждого, кто видел его хотя бы раз. На его стенах незримыми чернилами написана вся новейшая история Закарпатья с ее триумфами и трагедиями, вот только не все те надписи в свободном доступе – некоторые из них берегут пожелтевшие страницы исторических летописей, другие – навсегда утрачены, а некоторые – настолько ужасны, что человеческий разум отказывается их осознавать.
Какой самый насущный вопрос во время войны, когда враг почти добрался до столицы: усиление обороны, улучшение обеспечения армии или поиск дополнительных человеческих резервов? А вот и – нет! Для московитов всегда, при любых обстоятельствах первым вопросом шла Украина, скорее ее растворение в «великом русском» народе, которого никогда не существовало (это искусственный конгломерат с финно-венгерским ядром мокши – эрзя – меря), для облагораживания последнего. Так обстоят дела уже много-много столетий, иногда даже кажется, что это и есть единственная цель существования страны на мокшанских болотах.
Именно поэтому работа по «сближению» русского и украинского языка началась по указке Москвы сразу после советской оккупации Украины. Так первой вехой в рамках «мягкой» русификации стало утверждение наркомом образования 6 сентября 1928 года составленных Григорием Галаскевичем и одобренных харьковской Всеукраинской правописной конференцией правил правописания украинского языка, где еще были учтены украинские национальные традиции произношения и существовала буква «Ґ».
Его долгий жизненный путь начался и закончился на Закарпатье, но на его протяжении еще нужно было преодолеть многочисленные судьбоносные вехи, чтобы на свет Божий появилось фундаментальное всестороннее обоснование украинскости Закарпатья, которое стало таковым за долгие века до прихода из уральских болот угров. Михаил Лучкай – религиозный деятель, ученый, литератор…
Имя и фамилии от рождения (19 ноября 1789 г.) он получил своего отца, священника греко-католического исповедания, Михаила Попа, но в студенческие времена последняя трансформировалась в территориальную принадлежность села происхождения (Великие Лучки), под которой он и вошел в анналы украинской истории.
Московиты с момента основания своего золотоордынского улуса в 1339 году за все столетия своего существования так и не смогли поставить во главе государства хоть одного цивилизованного лидера, имеющего пристойную репутацию в мире – где же им было взяться, если все его «элиты» происходили из тех самых необразованных забитых злобных фино-угров, которые испокон веков жили на мокшанских болотах. Так и проводят они всю свою жизнь в поисках заморского «спасителя».
Нет, они выбирали «на царство» лучших из лучших из своих рядов, но те все выходили или хилыми безвольными статистами, или самодурами-деспотами на грани безумия. Поэтому появление залетной немки из Ангальт-Цербстов московиты приняли за «ману небесную». Самозванка-Екатерина II, как и ее предшественница, оказалась на вершине власти страны через постель с сильными московского мира, но совсем не хотела войти в историю царицей какого-нибудь полудикого мокшанского племени, поэтому выход был единственным – продолжить лживую политику царя-сатрапа Петра I с подменой истории Московии на древнюю благородную историю соседней Руси-Украины.
Он родился, чтобы служить своей родине в рамках обстоятельств и времени, с учетом собственного понимания лучшего для его Неньки. Ну а какую стезю юноше старинного казацкого рода еще было выбрать, когда все с деда-прадеда воевали за свободу и независимость Украины? Офицер имперской армии, сотник Украинской народной республики, глава повстанческих войск Юга… Никифор Григорьев, которому выпало жить во времена, когда легитимность любой украинской власти была под сомнением, поэтому на плечах того, кто взял на себя ответственность за людей лежал не легкий выбор ответственности за поддержку какой-либо властной силы…
Двухклассная школа в херсонских Верблюжках, фельдмаршальская Николаевская школа, откуда он двадцатилетним пошел добровольцем на московско-японскую войну 1904 – 1905 годов, где снискал славу и две высшие награды империи («Георгии» 3 и 4 степеней). Чугуевское военное училище, снова война, на этот раз Первая мировая, на которую он был мобилизован в чине прапорщика, а закончил – штабс-капитаном… с падением царского дома Романовых в 1917-ом сразу же переключившись на создание собственной армии Украинской народной республики уже в подполковничем чине.
Сочетание высоких скалистых Карпатских гор, густых смерековых зарослей и тонкого голоса бесконечного множества источников… что может быть более благодатной почвой для рождения всякого сверхъестественного, что сквозь зыбкое марево мистического муара порой превращал обычного человека в почти полубога.
Их имена, хоть в голос лишний раз пытались не произносить, знали все вокруг, ведь слухом украинская земля полнится стократным эхом отбивающимися от стен глубоких каньонов. Имя им легион, часть их фамилий со временем превратилась в синоним «ворожбитов»/ru/3388/gadalki-povelitelnitsy-tain-proshlogo-i-budushchego или непростых. У каждого из них свой дар, у кого-то наследственный, у кого-то приобретенный, но все они как бриллианты выделяются на сером покрывале обыденности.
Прошло полтысячелетия, а мир совсем не изменился – европейская цивилизация противостоит ордынскому нашествию во главе с безумным московским царем, пусть он еще не надел корону и занимает лишь президентский пост. Бывшие многостолетние вассалы, а теперь достойные наследники методов Золотой Орды, московиты используют для достижения своей цели все самые коварные и грязные методы войны полагаясь на толерантность-джентельменство своих оппонентов, не признавая своего очевидного участие в оной, нарушая все существующие законы, договоренности, соглашения…
Ту войну в Восточной Европе, как и большинство за последние пятьсот лет, начала Московия, ведомая имперскими амбициями своего очередного царька (тогда Василия III), который в конце XV века начал компанию, которую современные его наследники по должности никак не прекратят, «собирание земель русских», к которым Московия никогда не имела отношения – так была оккупирована украинская Сиверщина с мечтами о Киеве, Полоцке, Витебске.
Современный мир, возможно, был бы совсем другим, если бы не милосердие одного украинца: Великобританию не возглавил бы тот, кто первым в Европе достойно принял бой против могущественного врага, и Вторая мировая закончилась бы с другими результатами. Сын батрака, доброволец Бурской войны , путешественник, писатель-самоучка, советский политзаключенный… кто бы мог подумать, что он, сын обычного плотника из полтавского села, навсегда впишет золотыми буквами свое имя, хоть и опосредовано, в мировую и украинскую историю. Юрий Будяк.
Он был слишком мал, когда умер его отец-плотник, чтобы перенять его профессию и опыт (мальчику едва исполнилось пять). Поэтому свой жизненный путь Юрку пришлось искать самостоятельно: Екатеринослав, Крым, Кавказ… где парень брался за любую оплачиваемую работу от чабанства до аптекарства.
Интересным остается факт, что в современном мире на старошведском говорят только в небольшом украинском селе на Херсонщине. Причем не только разговаривают, но и активно популяризируют среди многочисленных иностранных туристов, которые приезжают сюда в поисках своих корней, с научными исследованиями или просто из любопытства. Когда-то оно называлось Gammalsvenskby (укр. Старошведское), а сейчас, после объединения с тремя соседними бывшими немецкими, стало восточной частью села Змиевка.
Потомки тех шведов, которых власть царицы-самозванки Екатерины II в добровольно-принудительном порядке переселила в 1782 году с их уютных домов на острове Даге (оккупированные Московией по Ништадтскому соглашению) в бескрайние украинские степи. При этом в качестве одного из стимулов царскими глашатаями расписывались те новые прекрасные домики на живописном берегу полноводного Днепра, которые якобы ожидали…
Их едва слышный шепот, проникающий до самых глубин души и старых, и малых, парализуя магнетизмом ритуального ряда магических звуков или напевом потусторонних песен, чтобы на грани бытия двух миров избавить от мучающих ум и тело бесов, а может наоборот – отдать им на растерзание бессмертную душу.
В народе у этих не простых стариков было несколько «имен», в зависимости от их сферы деятельности на стороне добра или зла: бабка-шептуха или баильница лечит заклинаниями и разными, известными только избранному кругу посвященных народными средствами разные человеческие психо-физические недуги, а шепотницы, как поклонницы черной магии, с помощью колдовских обрядов под проговаривание недобрых заклятий навлекают на человека болезни или прочие несчастья.