История
Испокон веку на месте будущей оживленной магистрали в самом сердце Львова средь зеленых холмов по раскидистым лугам катила свои неспешные воды голубая ленты реки Полтвы. Но как одно мгновение пронеслись над землями Галичины сотни столетий, и вот ее благодатные берега в V веке стали обетованными — на месте нынешнего города появилось первое поселение.
Но пройдет еще восемь столетий прежде чем Данилой Галицким будет основан город-крепость Львов, а Полтва станет одним из водных рубежей на подступах к твердыни на вершине холма. Именно в те времена (XIII столетие) на месте будущего проспекта Свободы появились высокие каменные стены укрепленные земляными валами.
На смену кровопролитному средневековью прийдет время относительной стабильности, когда границы европейских государств по большей части были установлены, но укутанное в камень сердце галицких земель все еще будет надежно охранять рубежи Польского королевства, пока государство под названием Речь Посполитая не канет в Лету.
И только с установлением австрийского подданства в 1772 году Львов сменит ратные доспехи на лоск придворного царедворца — крепостные укрепления на живописном восточном берегу Полтвы уступили место зеленому бульвару, который в считанные годы превратился в одно из излюбленных мест прогулок почтенной публики под именем Нижние Валы (в то время западная часть была мало освоена из-за препятствия в виде водной преграды с болотистыми берегами).
Для облагораживания культурного центра города, в который превратилась набережная, местные власти не жалели средств, и уже в первой половине XIX века в вечернее время его озарял свет последних достижений прогресса – масляных фонарей, замененных на газовые рожки в 1858 году.
А спустя еще три десятилетия (в 1888 году) по мановению руки градоначальства Полтва исчезла в гранитных коридорах под Львовом, уступив место главной транспортной магистрали с линией конного трамвая (заменена на электрическую в 1893 году) быстро развивающейся столицы королевства Галиции и Лодомерии в обрамлении каштановых аллей — так появился на свет в своих нынешних очертаниях проспект Свободы, носивший в то время имя эрцгерцога Австрии Карла Людвига.
Дальнейшая судьба зеленой зоны главной транспортной артерии сердца Галичины неразрывно связана с историко-культурными вехами жизни города. Так в 1900 году на северо-восточной ее оконечности появляется прекрасное здание театра оперы и балета, а спустя три года на противоположном конце — памятник Адаму Мицкевичу. На большом же пространстве нашли свое отражение и истовая вера христианским заповедям в образе Богоматери 1904-ого года сооружения, и вера в идеи свободы духа, символом которой стал памятник Тарасу Шевченко, увидевший свет в 1995-ом.
Пройдут года. Львов будет пылать в пламени двух мировых войн ХХ века, в ходе чего вновь сменит подданство – на польское, а потом украинское. Но проспект Свободы (под именем Гетманских Валов, улицы Легионов, 1-го Мая, Музеумштрассе, Адольф Гитлер плац, проспекта Ленина) в зеленой кайме будет бережно хранить дорогие сердцу каждого горожанина ценности, являясь символом города в своей неизменной красоте.
Архитектура
Имея протяженность в шестьсот метров, ориентированных с северо-запада на юго-восток, главная городская магистраль имеет небольшой изгиб благодаря рельефу местности, проходящей между холмами Львовского плато. Ее опоясанный серой лентой проезжей части с односторонним движением (трамвайный маршрут в виду загруженности улицы был закрыт в 1951-ом) вытянутый периметр купается в густой зелени высоких деревьев.
Несомненной доминантой северной части проспекта Свободы служит здание Львовского театра оперы и балета, обращенное центральным фасадом в сторону зеленой ленты. Своеобразным же акцентом северной – выступает широкое пространство площади с памятником Адаму Мицкевичу.
Геометрические контуры центральной улицы сердца Галичины, выполненные в стиле французских парков, немного смягчает абрис асимметрично расположенных фонтанов и памятных фигур тех, кто издревле является символом непокорного духа Львова.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, пр. Свободы.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) до ул. Богдана Хмельницкого (в северной части объездной), по которой следовать до ул. Липинского. Затем маршрут пролегает по пр. Вячеслава Чорновола, выходящему к проспекту Свободы.
Общественным транспортом до Львова, а затем – в центр города до пр. Свободы.