История
Как неотделимая часть средневекового католического мира Галичина не была обделена вниманием служителей разных ее течений. Львов же, в свою очередь, в качестве административного центра этих земель давал кров всем религиозным объединениям, с каждым годом пополняя свою сокровищницу храмового зодчества.
Своим появлением на львовской земле один из старейших оплотов веры, принадлежавший ордену бернардинцев, обязан активному поборнику католицизма Анджею Одровонжу ( – 1465), который на собственные средства построил в 1460-м году у Галицких ворот первое пристанище для его монахов. И хотя комплекс располагался с внешней стороны городских ворот, первые его строения (часовня св. Андрея и кельи) были выполнены из столь непрочного материала как дерево.
Именно это и послужило одной из причин скорого уничтожения монастыря — во время эпидемии чумы 1464 года, когда в живых остался лишь один монах-бернардинец, пропитанные страшной болезнью стены здания было решено спалить во избежания распространения инфекции.
Однако первый фундатор не оставил свое детище на произвол судьбы, и уже в 1465 году на выделенные им средства началось возведение нового более обширного комплекса с периметром келий и костелом в южной части. Но и этой постройке не суждено было простоять и пол-столетия, ведь она находилась на передовой южных рубежей Львова, так что первой попала в 1509 году под удар войск молдавского господаря Богдана III Кривого (1479 — 1517), в следствии чего была полностью уничтожена.
Не смотря на всю невыгодность месторасположения бернардинский храм уже в 1514-ом возобновил свою работу в пределах опять-таки деревянного периметра на прежнем месте. Но вопрос о его существовании все еще являлся очень острым не только для церковной власти как центра ордена, но и для польской администрации в качестве узла городской обороны.
Решение о дальней судьбе монастырского комплекса у Галицких ворот взял на себя польский король Сигизмунд III (1566 — 1632), который предложил местным магнатам выделить средства на реконструкцию бернардинского центра в камне по проекту монаха Б. Авелида с реализацией Павлом Римлянином ( – 1618), а позднее Амвросием Прихильным ( – 1641). Так что храмовые стены, возводившиеся три десятилетия начиная с 1600 года, стали символом сплоченности перед лицом вражеской угрозы, где свой посильный вклад делали не только простые граждане, но и именитейшие семейства Польского королевства: Жолкевские, Мнишек, Замойские и не без участия королевской казны.
В итоге законченный комплекс представлял собой в 1630 году треугольный периметр стен со сторожевыми башнями и оборонным костелом святого Андрея, примыкавший к городским укреплениям Львова между Галицкими воротами и Королевским бастионом, представляя собой самостоятельный узел защиты вне крепостных стен.
В XVIII столетии комплекс монастыря бернардинцев пополнился зданием колокольни (1734 год), а позднее со снижением геополитической напряженности началось обустройство прилегающей территории — перед центральным входом в костел появилась памятная колонна (1736) и ротонда над колодцем (1761). При этом в помещениях действовали классы различных учебных заведений.
С переходом же Галицких земель в конец XVIII века под власть Австрийской империи монашеский орден бернардинцев влился в ряды францисканцев (1784 год), а его помещения в центре древнего Львова были приспособлены новой городской администрацией под нужды архива и армейских частей.
Так и суждено было бывшему монастырю стать главным хранилищем галицкой истории в том числе в качестве памятника архитектуры (в с чем его капитально отреставрировали в 1960 — 1970 годах) — часть помещений там и поныне занимает архив, в прочих же – с 1947 года разместились классы музыкально-педагогического училища. Костел же ныне передан в руки греко-католической общины города с целью размещения в его стенах храма святого Андрея (1990-е).
Архитектура
Монастырь бернардинцев в качестве фортификационного сооружения представлял собой внешний узел обороны у Галицких ворот Львова под прикрытием Королевского бастиона связанный с городскими укреплениями. Треугольный полукилометровый периметр его каменных мощных с амбразурами стен был укреплен дозорными башнями, а с внешней стороны его защищали водяной ров и земляной вал.
Центром комплекса и самой укрепленной его частью являлся костел святого Андрея, обращенный центральным входом на запад. С севера к нему примыкает квадратный в плане периметр монастырских келий, опоясывающий собственный внутренний дворик. В южной от храма части комплекса располагается колокольня и ротонда над колодцем. Восточную же и северную часть замыкают хозяйственные и бытовые постройки (кузница, конюшня и т.д.).
Костел святого Андрея (1600 – 1630) представляет собой трехнефную базилику (33м х 58м) с вытянутым хором и граненой апсидой, ориентированную с юго-запада на северо-восток. Отличительные черты творчества четырех мастеров последовательно сооружавших его (Б. Авелид, П. Римлянин, А. Прихильный, А. Бемер) наложили на бывший бернардинский храм каждый свой отпечаток: нижний ярус, апсида и боковые стены в ренессансном стиле, центральный щит-фронтон сложного профиля с чертами маньеризма, барочные элементы внешней отделки фасадов (волюты, архивольты, триглиф, розетки, горельефы, статуи).
Кирпичное здание келий (1600) сложного периметра с квадратом внутреннего двора в основном имеет трехэтажную высоту (местами встречается четыре). Для усиления конструкции по бокам его стены поддерживают контрфорсы. Внутренняя планировка — коридорная под сводчатыми и крестовыми перекрытиями.
Двухъярусная колокольня (1733 – 1734) бернардинского монастыря под четырехскатной крышей внешним декором вторит оформлению храма: тот же аскетизм отделки, простота арочных проемов, незамысловатость межъярусных карнизов и угловых пилястр. Само здание выполнено из кирпича с дальнейшим покрытием штукатуркой.
Изначально деревянная колонна святого Яна из Дукли (посвящена одному из первых настоятелей монастыря) в 1736 году была возведена в камне по проекту М.С. Ржевуского. Она представляет собой высокую колонну с композитной капителью на двухступенчатом пьедестале в обрамлении ваз. Ныне венчает сооружение ажурная ваза, установленная в послевоенные годы на месте исчезнувшей в 1944 году статуи святого Яна.
Ротонда над колодцем (1761) была сооружена над существовавшим с момента закладки львовского бернардинского монастыря колодцем. Ее открытый силуэт опоясывает арочные проемы, поддерживающие сомкнутую кровлю с скульптурой святого молитвенно сложившего руки, внутри которой сохранилась роспись на религиозную тематику.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, пл. Соборная, 1-3.
Ссылки
- Легенды. Пять минут до спасения
- Історичні факти. Мальтийский хранитель
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов). В северной части кольцевой свернуть на ул. Богдана Хмельницкого. Затем следовать: ул. Липинского – пр. Вячеслава Чорновола — пр. Свободы, который в юго-восточной части заканчивается Соборной площадью, где расположен Бернардинский монастырь.
Общественным транспортом до Львова, а затем – в центр города до Соборной площади, где расположен бывший монастырский комплекс с храмом св. Андрея.