История
История первых тяжелых шагов прогресса в сфере путей сообщения на львовской земле началась на ковровых дорожках далеких правительственных кабинетов Австрийской империи в 1841 году с Программы по развитию железных дорог. Реальное же воплощение в жизнь ее этапа по строительству ветки Перемышль — Львов началось лишь спустя семнадцать лет после принятия судьбоносного решения.
Вместе с концессией на прокладку линии протяженностью 97,6км, на восточной окраине столицы королевства Галиции и Лодомерии Привилегированное общество Галицких железных дорог под руководством Леона Сапеги получило так же подряд на возведение обширного здания железнодорожного вокзала. Ведь согласно той же государственной программы в ближайшие десять лет планировалось соединить Львов с Бродами, Краковом, Подволочиском и Черновцами.
Все работы по обустройству первой железнодорожной ветки, соединившей город Льва с прогрессивным сообществом европейских городов, были окончены с опережением графика на два года, и первый поезд в составе локомотива «Ярослав», двух пассажирских вагонов и четырех платформ прибыл к перрону у «главного дворца» (как называла вокзал пресса) пол-третьего пополудни 4 ноября 1861 года.
На рубеже XIX и XX столетий, когда освоение новых территорий Австро-Венгерской империи железной дорогой (Львовский узел занимал одну из ключевых позиций на востоке страны) уже шло семимильными шагами за счет перехода под государственный контроль, остро стал вопрос о строительстве нового здания вокзала ввиду недостаточной вместительности и комфортабельности.
Решение возникшей проблемы, для устранения которой на государственном уровне выделили все необходимые средства, всецело легло на плечи директора Галицкой железной дороги Людвика Вержбицкого. Так уже в 1897 году был разработан, а год спустя утвержден, проект профессора Промышленной школы Владислава Садловского; в 1902 начато строительство союзом строителей Левинского, Захаревича и Сосновского, а двумя годами позднее 24 марта состоялось торжественное открытие нового городского шедевра архитектуры.
Но простоять в первозданной красе довелось новому железнодорожному вокзалу Львова не долго — сначала его подожгли отступающие русские войска во время Первой мировой (1915), затем во время украинско-польской войны оно получило значительные повреждения (1918 – 1919), после чего по зданию прокатился вал Второй мировой, когда оно с первых до последних дней войны находилось в центре внимания авиации как один из ключевых узлов связи между востоком и западом (1939 — 1945). Последствия последней бури были столь разрушительны, что один из ключевых железнодорожных узлов Галицкой земли удалось восстановить лишь в 1957 году.
И каждый раз рождаясь из пепла львовский «главный дворец» становился все краше, чтобы и в новом тысячелетии после реконструкции 2003 года удивлять изяществом своих форм и легкостью силуэта.
Архитектура
Первое здание львовского железнодорожного вокзала представляло собой вытянутый прямоугольник (150м х 20м) с по классовыми залами ожидания, кассой, помещениями сферы обслуживания, дирекции и станционной полиции. Причем в инфраструктуру комплекса так же входили: депо, общежитие, склады и мастерские. Его архитектурной особенностью было наслоение прямоугольных и кубических объемов с отделкой в мавританском стиле и выступающими открытыми терассами.
Ныне существующий проект здания, хотя и в несколько измененном виде, был спроектирован архитектором Л. Вержбицким при участии Е. Зеленевского. Его внешние фасады, украшенные скульптурами резца знаменитых А. Попеля и П. Войтович (женщина — символ благоденствия, а мужчина — торговли и промышленности), выполнены в неоклассическом стиле с его строгостью линий, симметричностью основных компонентов и простотой в органичном соединении с изяществом.
Так, при сохранении основных пропорций предыдущего строения, теперь транспортное сердце Львова имеет четко выраженное двухэтажное проектирование с акцентом в виде ризалитов-башен по бокам и увенчанного куполом нарастающего объема ризалита над центральным входом. При этом основное пространство выполнено в спокойном классическом стиле: лопатки и аттик, трехчетвертные колонны дорического ордера и треугольные фронтоны, филенки и карнизы сложного профиля служат гармоничным фоном для центральных акцентов.
В боковых крыльях железнодорожного вокзала Львова, который насчитывает пять перронов и восемь путей способных обслуживать ежедневно пятнадцать тысяч человек, расположены залы ожидания, а центральная часть здания, убранная гранитом и стеклом, является своего рода вестибюлем.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, пл. Дворцовая, 1.
Ссылки
- Исторические персоны. Львовский Фидий
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов) в центр города, а затем от пр. Свободы вдоль улицы Городоцкой до поворота на ул. Черновицкую, у истоков которой расположен железнодорожный вокзал.
Общественным транспортом до Львова (ориентир ж/д вокзал) или от автовокзалов городским транспортом до места назначения.