Троицкий костел в Олеско

История

Костел Святой Троицы в Олеско Троицкий костел Олеско

Среди ужаса разрушительных татарских набегов XV — XVI веков, когда жителям Олеско раз за разом приходилось воссоздавать свои дома из пепла небытия, у подножья магнатской резиденции было начато строительство христианской твердыни, призванной укрепить дух общины. Так в 1545 году на месте ранее существовавшего, вероятно деревянного, парафиального храма был сооружен Троицкий костел латинского обряда.

А с приходом на Галицкие земли времени относительной стабильности и благоденствия, принесших с собой увеличение численности населения, спустя четыре десятилетия возникла острая необходимость в его расширении, для чего была проведена масштабная реконструкция, завершившаяся в 1587 году.

Но на этом преображение главного храма Олеско не завершилось. Его дальнейшая модернизация уже была связана с именем Яна Даниловича (1570 — 1628), при поддержке которого Троицкий костел обзавелся двумя боковыми часовнями в честь Пресятой Богоматери и святого Ивана Богослова, закончившими совершенство образа.

Не смотря на все перипетии в судьбе имения, где были периоды зенита расцвета под королевской рукой Ян III Собеский (1629 — 1696) и упадка разорившегося рода Конецпольских, главный храм продолжал служить опорой для христианской общины городка пока пламя разрушительного пожара в 1803 году не поглотило в своем ненасытном чреве храмовые своды и колокольню, часовни и подсобные помещения, оставив лишь мрачный остов готической жемчужины.

Однако несчастье выпало на долю костела святой Троицы в один из периодов расцвета Олеско, когда его владельцем был энтузиаст возрождения средневековой магнатской резиденции Северин Ржевуйский (1743 — 1811). Поэтому в считанные годы христианская твердыня была отстроена, снова наполнив божественным светом богослужений сердца горожан.

Образ Богоматери на Троицком костеле в Олеско Образ Богоматери на костеле Святой Троицы в Олеско

Череду несчастий в судьбе храма продолжил пожар 1841 года, от последствий которого ему было суждено оправится не столь быстро — лишь через шесть лет в видоизмененном облике оплот веры распахнул свои двери перед прихожанами.

С приходом же нового столетия (1927 год) Троицкий костел начал отсчет своей истории уже в качестве архитектурной достопримечательности, начавшейся с масштабной реставрации под руководством архитектора Бронислава Виктора (1886 — 1961). Ее результатом стало не только возрождение былого великолепия главного дома Божьего Олеско, но и штрихи, подчеркнувшие его уникальность: новое завершение колокольни и часовни, треугольный фронтон над нефом, сигнатурка над основным храмовым объемом, каменный периметр ограды.

Советская же власть на Галицких землях после Второй мировой войны (1939 — 1945) предоставила храму с вековой историей разделить судьбу большинства собратьев по несчастью — богослужения были остановлены, а помещения отданы под склад (хотя значение его, как архитектурного шедевра, и было признано на государственном уровне, подтверждением чему были включение в реестр архитектурных памятников СССР и реставрация 1960-х, вернувшая колокольне сомкнутую кровлю, которая украшала ее до 1927 года).

В таком неблаговидном состоянии Троицкий костел Олеско находился вплоть до 80-х годов ХХ столетия, когда в виду ценности было принято решение о его передаче Львовской галере искусств, приспособившей его под нужды фондохранилища.

Божий свет же вновь озарил эти стены лишь в 1993 году – наконец храмовое здание было возвращено верующим Украинской православной автокефальной церкви Киевского патриархата. С тех самых пор немеркнущая искра истинной веры уже не покидала Олеско и его главный оплот.

Архитектура

Центральный вход и южная часовня костела Святой Троицы в Олеско Центральный вход и южная часовня Троицкого костела в Олеско

Уникальность практически симметричного (если не считать небольшой прямоугольной пристройки в северо-восточной части хора) в плане костела Святой Троицы состоит в наслоение разнообъемных составляющих, которые гармонично дополняют друг друга: небольшой квадратный в плане притвор открывает путь к квадратному же большому нефу, за которым следует вытянутый хор, завершающийся граненой апсидой, а по бокам центральную часть дополняют две восьмигранных часовни (северная — одноярусная и южная с надстройкой в виде двухъярусной колокольни).

Кирпичная оштукатуренная (за исключением нефа и хора, где использована открытая готическая кладка) внешняя гладь храмовых стен (максимальная длинна — 15м при ширине 16м) оформлена резным фризом и укреплена контрфорсами. Кровля же над хором украшена резной сигнатуркой, а фронтон над центральным входом хранит образ Богоматери.

Изюменкой комплекса являются две часовни: северная под ренессансным куполом с фонарем и южная, которая выполняла сразу три функции — часовни (первый ярус), оборонной башни (второй) и колокольни (третий). Особенностью их отделки являются, помимо карниза сложного профиля над глубокими круглыми окнами на первом этаже, угловые пилястры и устремленный ввысь объем.

Из внутреннего оформления храма стоит отметить членение основного объема на три нефа с помощью столбов, крестовые с готическими нервюрами своды хора, белокаменный резной ренессансный портал хора и купол часовни.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Львовская обл., пгт Олеско, ул. Шевченко, 59.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е40 (М06) (Львов ― Дубно ― Ровно ― Житомир ― Киев ― Лубны ― Полтава ― Харьков ― Изюм ― Славянск ― Луганск) до Олеско, а затем от трассы 5-10 минут езды вдоль ул. Замковой до Троицкого костела (пересечение с ул. Шевченко).

Общественным транспортом на маршрутных такси из Львова в направлении Брод до остановки Олеско, а затем 5 минут ходу до храма святой Троицы в направлении замка (находится на повороте).

Вікторія Шовчко

Посмотреть расположение Троицкий костел в Олеско на карте

Обсудить статью в сообществе

Поделиться в FacebookДобавить в TwitterДобавить в Telegram