История
Первые упоминания о зеленой жемчужине Подгорцев связаны со временем, когда на ряду с оборонной функцией, не потерявшей своей актуальности и в начале XVII столетия, с легкой руки нового хозяина имения Станислава Конецкольского (1592 – 1649) на первый план выступает вопрос престижа в свете подтверждения высокого статуса магнатской фамилии. Именно обустройству по-королевски роскошной апартаментов обязан парк своим существованием, ведь в те времена, как в прочим и сейчас, ни один жилой дом, претендующий на звание привилегированного, не обходится без достойной оправы.
Но местному первоначально созданному шедевру садово-парковой архитектуры суждено было украшать собой окружающий замок ландшафт считанные годы — во время восстания под предводительством Богдана Хмельницкого (1651 год), когда галицкие земли оказались в эпицентре военных действий, его убранство наряду с фортификационными сооружениями было значительно повреждено.
Своим вторым расцветом подгорецкий парк был обязан Вацлаву Ржевускому (1705- 1779), к которому имение перешло в 1728-ом. Фонтан неиссякаемой энергии и художественный взгляд нового собственника родили на свет жемчужину, достойную стать в один ряд с шедеврами мировых мастеров регулярного ландшафтного дизайна, где были и центральная аллея с достойным завершением в виде костела Воздвижения и св. Иосифа, и аккуратные симметричные клумбы, и фигурно подстриженные деревья, и конечно же фонтан.
Великолепие зеленой короны роскошного замка было столь изысканно совершенны, что последующим поколениям оставалось лишь поддерживать его в достойном состоянии, но не сложилось… На пути стали сначала пятилетняя ссылка Вацлава Ржевуского (с 1767 по 1782), потом недостаток средств у его наследника Северина (с 1787 года), которое сменило полное безразличие коммерсанта графа Леона (с 1833 по 1865).
И только с переходом подгорецкой твердыни во владение семьи Сангушко у парка вновь появляется любящая хозяйская рука, но на этот раз свои коррективы внесли следующие одна за одной две мировые войны ХХ столетия, по результатам первой из которых парк был поврежден, а второй — лишился своих заботливых частных владельцев, чтобы остаться один на один с безжалостным временем, для которого нет большего наслаждения, чем потихоньку незаметно стирать все следы человеческих усилий.
На долгие десятилетия парк погрузился в сонную дрему, дожидаясь пришествия своего спасителя способного воссоздать былую гармоничную целостность комплекса, где каждый штрих — неотъемлемая частица завораживающей картины, созданной гениальной рукой мастера минувших времен, хоть на мгновение покорившего силы природы.
Архитектура
Сочетание итальянского и французского элементов ландшафтного дизайна с их строгостью линий и вычурной пышностью, подобранное умелой рукой творца, создало неповторимую картину очарования изумрудного подгорецкого царства Флоры как путеводной нити. объединившей архитектурные сооружения комплекса.
В изгибе линий северного склона еще можно угадать черты многоуровневого итальянского парка, каскадом ниспадающего с вершины холма, где покоится величественная корона замка: первая терраса с подпорной стеной в виде ныне замурованной (ранее открытой) аркады с обширной галереей (40м х 5 м) отворяет путь в дворцовые покои; вторая (70м х 145м), фланкированная кирпичными павильонами, прежде была украшена фонтаном в окружении цветочных клумб и статуй; периметр третьей – представлял собой самшитово-грабовый лабиринт, переходивший в небольшие террасы-постаменты с живыми скульптурами, вырезанными рукой мастера из кустов и деревьев с использованием виноградных лоз.
Сообщение между тремя верхними уровнями итальянской части парка обеспечивали монументальные широкие лестничные марши с резными балясинами, которые между первым и вторым (высота — шесть метров) трехмаршевым каскадом ниспадают на зеленый бархат травяного ковра, к гротам у подножья третьего (на четыре метра ниже предыдущего) сбегали симметричные изящные ступен под зорким взором сторожевых башен-павильонов.
Парковые заросли, ныне потерявший даже намек на былой контуры, охватывают замковый комплекс с востока и запада, переходя в прекрасный французский парк на юге, где центром симметрии служит трехсотлетняя липовая аллея от центральных замковых ворот к Воздвиженскому костелу с парными колоннами-постаментами статуй Богородицы с младенцем Иисусом на руках и св. Иосифа (была повреждена во время Первой мировой). По обеим сторонам от храма ныне расположены обширные луга, которые с востока замыкает перспективу заезжий двор XVII столетия, с запада – пруд, сохранившиеся до наших дней.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Львовская обл., Бродовский р-н, с. Подгорцы.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е40 (М06) (Львов — Дубно — Ровно — Житомир — Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Изюм — Славянск — Луганск) до развилки возле с. Ясенов или Н02 (Львов — Тернополь) до Золочева, а далее – по Т1413 (направление Сасов), которая следует через Подгорцы вдоль парка.
Общественным транспортом на маршрутных такси из Львова в направлении Брод до развилки на Подгорцы, а затем попутным транспортом или пешим ходом до замкового парка.