История
Отсчет своей истории Подгорецкий замок начал в 1440 году после получения привилегий Иваном Подгорецким от польского короля Владислава Ягайло III (1424 – 1444) на земли близ Плеснеского городища, которые в скором времени были укреплены замком на одном из отрогов подольской возвышенности, получившим имя своего хозяина.
Следующим поворотным моментом становится переход Подгорецкого замка в 1633 году вместе другими обширными владениями на территории нынешней Украины в руки великого гетмана коронного (главнокомандующего) Речи Посполитой, начальствующего в тот момент над базирующимися в этих краях войсками, Станислава Конецпольского (1591 – 1646).
Спустя два года новый владелец, вдохновленный удачным месторасположением замка, начинает сооружение нового дворца под руководством опытного французского военного инженера, принимавшего участие с ним в военных компаниях, Гийома Левассера де Боплана (1595 – 1685) и итальянского архитектора, имевшего опыт возведения фортификационных сооружений, Андеа дель Аква (1584 – 1656).
После окончания четырехлетнего периода строительства (1635 – 1640) пред миром предстал роскошный дворец, достойный принимать коронованных особ – миссия, с которой он с честью справляется до наступления смутных времен на землях Речи Посполитой: народное восстание крестьян (1651), польско-турецкие войны (1666 – 1699), нападение татар (1688), оставивших после себя значительные разрушения. В этот период замок с прилегающими землями переходи в качестве наследства сначала в собственность сына коронного гетмана Александра (1620 – 1659), а потом внука Станислава (1643 – 1682), который, будучи бездетным, являлся последним представителем рода.
После угасания рода Конецпольских, Подгорцы оказываются во владении семьи польского короля Яна ІІІ Собеского (1629 – 1696): сначала от Конецпольских поместье наследует Якуб Людвик (1667 – 1737), а затем его младший брат Константин Владислава (1680 – 1726).
Однако Подгорецкий замок вновь быстро меняет хозяина – Константин Владислав в 1720 году уступает его Станилаву Матеушу Ржевускому (1642 – 1728), а спустя еще восемь лет он переходит по наследству его сыну Вацлаву (1706 – 1779), с именем которого связан второй этап расцвета замка: капитальная реконструкция всех зданий и оборонительных сооружений, возведение пышного призамкового костела, переобустройство парка и подъездной аллеи. Фактически в этот период фортификационная функция замка сходит на нет и он больше становится похож на дворец – главную резиденцию обширных владений Ржевуйских.
Однако период расцвета быстро сменяется периодом упадка, связанным с присоединением Вацлава к Барской конфедерации 1768 года в поддержку суверенитета Польши от влияния Российской империи, в следствии чего он был отправлен польским королем в пятилетнюю ссылку в Калугу, куда его сопровождает сын и наследник Северин (1743 – 1811). Однако и после возвращения хозяина положение Подгорцев не изменяется к лучшему (сказывается нехватка средств).
Тяжелое положение поместья, переходящего по наследству семьи Ржевуйских сначала к сыну Северину, а потом у внуку Вацлаву (1785 – 1831) продолжает усугубляться до момента вступления в права графа Льва Ржевуйского (1808 – 1869), который будучи более предприимчивым, чем его предки, вкладывает средства в модернизацию хозяйства Подгорцев, а вырученные средства – в реконструкцию замка-дворца. Но все же князь вынужден продать поместье, так как доведенный до плачевного состояния замок требовал капитальной реконструкции, средств на которую у Льва не было.
Новым владельцем подгорецкого замка в 1865 году становится семья украино-литовских князей Сангушко во главе в Евстафием Станиславом (1842 – 1903), которые восстанавливают его былое величие, однако во время Первой мировой войны (1914 – 1918) наследник Роман Владислав (1901 – 1984) эвакуирует часть дворцовой коллекции в Румынию, откуда она уже не возвращается, становясь основой ко лекции музея в Сан-Паулу.
С присоединением в 1940 году к СССР (1922 – 1991) территорий Западной Украины, замок в Подгорцах передается Львовскому историческому музею.
Дальнейшие коррективы в судьбу дворца внесла вторая Мировая война (1939 – 1945), во время которой часть замковой террасы была взорвана, коллекция разграблена, интерьеры значительно повреждены, а помещения использовались в качестве лазарета. Лишь благодаря Борису Григорьевичу Возницкому (1929 – 2012), директору музея, сразу по окончании военных действий спасти часть экспонатов, пополнивших экспозиции и запасники музеев львовщины.
Окончание войны не привнесло в судьбу Подгорецка значительных изменений – советская власть продолжила использовать его помещения в качестве медицинского учреждения (костно-турбекулезный диспансер, госпиталь инвалидов, туберкулезный санаторий…), а тем временем бесценные исторические раритеты исчезали и уничтожались. Наглядным примером тому служит использование призамкового костела в качестве гаража.
Окончательному уничтожению внутреннего убранства жемчужины Подолья поспособствовал пожар 1956 года, который за несколько дней уничтожил остатки интерьеров и мебели.
Наконец после длительного перерыва в 1997 году Подгорецкий замок вновь оказался в ведении министерства культуры – теперь это филиал Львовской галереи искусств стараниями все того же Бориса Григорьевича Возницкого, который не оставил на произвол этот прекрасный памятник архитектуры и создал Фонд возрождения Подгорецкого дворца, силами которого сейчас ведутся реставрационные работы. А призамковый костел св. Иосифа был передан греко-католической епархии и в нем также проходит реставрация.
Архитектура
Первоначальный проект замка, воплощенный в жизнь дель Аква и Бопланом на холме над равнинным участком Малого Полесья по проекту «дворец в крепости» в стиле ренессанса из камня и кирпича, включал в себя двухэтажный дворец с трехэтажными центральной частью и боковыми павильонами в центре четырехугольного двора, окруженного оборонительными стенами и рвом с трех сторон, а с севера – итальянским парком. Западное крыло предназначалось для общественных мероприятий, восточное – личные покои хозяев. Внешние пространство замкового двора украшали фонтаны и скульптуры, оранжереи и зверинец, а для снабжения замка водой был устроен 38 – метровый колодец.
Во время реконструкции 1728 года дворец приобретать свой нынешний вид: достраивается третий этаж, купола боковых павильонов украшаются скульптурами медных Атлантов, один из которых удерживает Землю, а другой – Вселенную на своих плечах, ликвидируются ров и подъемным мостом, а прочие фортификационные сооружения украшаются лепниной и памятными знаками. Кроме того, Вацлав Ржевуйский внес значительный вклад в коллекцию дворца, пополнив ее новыми экспонатами живописи, оружия и литературы. Слава дворца, подкрепленная недельными пирами с балами и фейерверками, гремела по всей Европе, передавая из уст в уста описания Китайского, Золотого, Мозаичного, Рыцарского и других залов и кабинетов, с шиком отделанных позолоченных лестничных пролетов и потолков.
До наших дней сохранились все архитектурные объекты, но, к сожалению, внутреннее убранство дворца утрачено безвозвратно
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская область, Бродовский р-н, с. Подгорцы.
Тел.: (266) 3-07-40.
Фильмы, в которых задействован дворец: «Богдан Хмельницкий», «Три мушкетера», «Потоп», «Дикая охота короля Стаха», «Ошибка Оноре де Бальзака».
Ссылки
- Текущее состояние. Пан или пропал?
- Заметки путешественника. Подгорцы – дворец достойный королей
- Легнды. Тайна одного камина
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е 40 (М 06) (Львов — Дубно — Ровно — Житомир — Киев — Лубны — Полтава — Харьков — Изюм — Славянск — Луганск) до поворота на Загорцы, затем до Подгорцев.
Общественным транспортом на маршрутных такси из Львова в направлении Брод до развилки на Загорцы, затем до Подгорцев.