Николаевская церковь Бучача

История

Центральный фасад бучачской Николаевской церкви
Центральный фасад церкви Святого Николая Бучача

Земли, города, замки, высокие должности, громкие победы… могущество и влияние магнатской семьи Потоцких и ее вклад в развитие западноукраинских земель трудно переоценить. На протяжении сотен лет по мановению руки ее представителей на свет обласканные благоволением рождались или обделенные вниманием низвергались в пучину забвения целые города и селения. Из тысяч их, дарованных польской короной за особые заслуги перед отечеством, лишь единицам посчастливилось попасть в число избранных, на которых низвергался золотой поток милости их владельцев. Бучачу повезло…

Избранный в качестве одной из официальных резиденций семьи герба «Пилява» Стефаном Потоцким (1568 – 1631) город в кротчайшие сроки получил не только перестроенную по последнему слову фортификации каменную крепость как залог и подтверждение высокого статуса и привилегии на проведение ярмарок в качестве основы дальнейшего торгово-экономического развития, но и новые сакральные сооружения для поддержания духовности общины.

Так, не смотря на принадлежность к кальвинистской, а позднее католической конфессии, под влиянием православной супруги Марии Амалии Могилянки (1591 – 1647) из рода молдавских господарей, которая к тому же доводилась двоюродной сестрой митрополита Киевского, Галицкого и Всея Руси Петра (1597 – 1647), первым каменным храмом бучачской земли стала построенная в 1610-ом Николаевская церковь.

Южная конха-апсида бучачской Николаевской церкви
Южная конха-апсида церкви Святого Николая в Бучаче

Материальным знаком особого благоволения и фундационной поддержки как строительства, так и дальнейшего содержания православного оплота веры семьей собственников стал брачный сдвоенный родовой герб «Могила»-«Пилява» над его дверями, что подарило храму статус «городского» в официальных документах того времени.

Полтора столетия выполняя помимо религиозной, еще и оборонную (что обуславливает наличие глухой опоясывающей стены) функцию, церковь святого Николая практически пребывала в первозданном облике. Новая веха в ее судьбе была открыта с переходом бучачских земель в собственность Николая Василия Потоцкого (1712 — 1782), который избрал город в качестве своего последнего светского пристанища – в 1743 году здесь появляется новый высокий резной иконостас в стиле барокко, расписанный известным мастером жолкевской школы иконописи Василием Петрановичем ( – 1759).

Расположенный на берегу впадающего в Стрыпу ручья храм не единожды страдал от затопления. Наиболее сильные разрушения из них причинили паводки 1780 и 1855 годов, когда был значительно подтоплен фундамент здания, а каменная ограда и вовсе местами снесена неукротимой силой стихии.

Декоративный аттик церкви Святого Николая Бучача
Декоративный аттик Николаевской церкви

Во второй половине ХIX столетия Николаевский комплекс дополнила построенная в созвучном стиле оборонной архитектуры, восходящей своими корнями к византийским истокам, квадратная колокольня, которая замкнула периметр в западном углу. Тогда же (1862 год) перед центральным входом появился деревянный притвор-бабинец, соединивший само здание с оборонной стеной.

Исправно состоя на на страже интересов греко-католической общины Бучача в период между двумя мировыми войнами ХХ столетия, когда галичские земли после полуторавекового пребывания в австрийском, а потом австро-венгерском подданстве, вернулись под протекторат Польши, храм обрел новый голос — колокола, выполненные по специальному заказу (1920-е годы).

Став скорее исключением, после Второй мировой в атеистическом советском государстве Николаевская церковь не была закрыта. Ее лишь насильно в 1947-ом перекрестили в православие, посчитав это меньшим из двух зол.

Вот и сейчас лампадка веры негасимо освещает путь добра и веры, пережив четыреста лет войн, мятежей, набегов, чтобы противостоять и в третьем тысячелетии всем порокам этого суетного мира, вселяя луч надежды в сердца страждущих под знаменем Украинского православия.

Архитектура

Юго-западный фасад и колокольня бучачской  церкви Святого Николая
Юго-западный фасад и колокольня Николаевской церкви Бучача

О боевом прошлом первой бучачской однонефной каменной святыни выполненной по канонам византийского зодчества ныне напоминают мощные оборонные стены, расширяющиеся наружу окна бойничной конфигурации и лишенный декоративных украшений суровый внешний контур.

Николаевская церковь полностью отвечает канонам конховой планировки сакральных сооружений: завершение двух боковых примыкающих к нефу под полуциркульным сводом на распалубках полукруглых конх-апсид; пятигранная вытянутая алтарная часть с сомкнутым завершением; прямоугольный притвор с крестовым сводом, над которым ранее возвышалась башня.

Внутренний интерьер храма глубинно раскрыт с помощью удлиненного периметра в 25м при небольшой высоте здания, весь объем которого заполнен настенной росписью на библейские темы с достойным завершением в виде барочного иконостаса.

Двухъярусная колокольня, замыкающая западный периметр оборонного контура стены, представляет собой каркасную конструкцию обшитую на первом ярусе каменной кладкой, а на втором — жестью с опоясывающей линией стилизованных окошек-бойниц под четырехскатной крыши.

Достопримечательности

Центральный вход церкви Святого Николая Бучача
Центральный вход бучачской Николаевской церкви

Из храмовых реликвий следует отметить:

- центральное место занимает, конечно же, ныне двухъярусный (третий ярус был утрачен в советское время) иконостас 1743 года, выполненный искусным мастером кисти Петрановичем и убранным в богатый резьбой позолоченный оклад;

- две иконы Богородицы: XVIII столетия на деревянной основе маслом с использованием техники золочения и тиснения и Запрестольную выполненную К. Вольским на полотне в 1893 году, которые были реставрированы с частичной перерисовкой в 1990 году;

- две дарохранительницы уникальной резьбы по дереву XVIII столетия, в оформлении которых использовано масло и позолота (одна из них покрыта тонкой фольгой, что является редким примером тонкой работы старых мастеров);

- прочие сакральные вещи XVIIIXIX столетий среди которых амавон центральной стены северного нефа, Евангелие в чеканном убранстве Почаевской типографии, дар Катерины Крыжановской – две статуи ангелов, перекочевавших из Покровской церкви, несколько отреставрированных икон и пять чаш.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Бучач, ул. Святого Николая, 8.

Ссылки

Как добраться

Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк — Ковель – Корбин) до поворота на трассу Р25 (Дружба — Бучач — Тисменица – Ивано-Франковск), которая по городу проходит по улице, меняющей название на Генерала Шухевича — Галицка — Степана Бандеры. В ее центральной части берет свое начало улица святого николая с одноименным храмом.

Общественным транспортом до автовокзала Бучача, а затем пешком 20 минут по ул. Галицкой, а затем Святого Николая до церкви.

Вікторія Шовчко

Посмотреть расположение Николаевская церковь на карте

Обсудить статью в сообществе