История
Несомненно, что в средневековом польском Чорткове, когда религия и власть следовали рука об руку по извилистому пути восточноевропейской истории, на ряду с фортификационными укреплениями существовал и католический оплот веры. Однако, точная дата возведения в городе первого костела до сих под скрыта во мраке веков, а первое письменное упоминание о нем относится лишь к 1593 году в связи с размежеванием Львовской архиепархии.
Доминиканцы же появляются на страницах чортковской летописи в бытность хозяином города Станислава Гольского (1553 – 1612), который не только пригласил монахов ордена для поселения в этих краях, но и выделил средства для сооружения необходимых для их пребывания комплекса помещений.
Сведения об главном храмовом сооружении братии «Псов Господних» разнятся: по одной версии им в 1610 году был передан уже существующий городской костел, по другой — было развернуто строительство нового здания, которое было завершено в 1610-х (точная дата тоже варьируется от 1610 до 1619, хотя доподлинно известно о захоронении в его стенах (освященных или нет доподлинно не известно) князя Станислава в 1612-ом).
В непростое XVII столетие с постоянными атаками крымских татар (первая половина столетия), освободительными походами под предводительством Богдана Хмельницкого (1648 – 1655), польско-турецкой войной 1770-х и последовавшей за ней одиннадцатилетней оккупацией, Чортков был в самом центре вихря боевых действий. Последствия этого не замедлили сказаться на архитектурных его шедеврах – каждый из них в той или иной мере получил свои отметины. Доминиканский костел не был исключением, встретив начало нового века в плачевное состоянии.
Начать оправляться после опустошения и разорения эпохи постоянных войн город на берегу Серета смог лишь во второй четверти XVIII столетия. Тогда-то одним из первых восстала из руин католическая святыня во имя (как дань основателю) святого Станислава, когда в 1731 году свет увидели ее мощные оборонные стены за каменной оградой с дозорной башней-колокольней.
Новый XIX век чортковская святыня встретила, будучи в преддверии своего наибольшего расцвета, имела в своем арсенале три колокола на колокольне, шесть алтарей, мощи святого Теофила и чудотворный образ Богородицы.
При активной поддержке австрийского правительства роль католической церкви в государстве (на тот момент Австро-Венгерской империи) усиливалась, что способствовало расцвету и доминиканского монастыря на рубеже XIX и XX столетий. Последовавшее за этим увеличение прихода в ограниченном пространстве костельных стен сделало насущным вопрос об увеличении храмового пространства, начавшееся с расширения нартекса.
Однако, временные меры не дали должного результата, и в начале ХХ века по инициативе действующего бургомистра Чорткова Людвига Носса была начата масштабная реконструкция доминиканского костела. Столь ответственное дело было доверено талантливому ученику выдающегося украинского архитектора Юлиана Захарьевича создателя «надвислянского» стиля сакральной архитектуры — Яну Сасу Зубрицкому (1860 — 1935).
Роботы были начаты в 1903-ем и продолжались восемь долгих лет, при этом проект не единожды изменялся автором в соответствии с его новым виденьем тенденций сакральной архитектуры галичской земли: соединение классических строгих традиций готики с одухотворенными элементами эпохи Возрождения. Но ожидание и кропотливый труд сделали свое дело — новая святыня получила уникальный ни с чем не сравнимый облик.
Боевые действия Первой мировой войны 1914 — 1918 годов и российская оккупация мало сказались на судьбе католической святыни. Зато в послевоенный период, когда в Галичине вновь установилась польская власть, храмовое убранство не только дополнил новый алтарь и амвон, а так же резные декоровые элементы пресвитерия и обновленный орган.
Потом (в 1939-ом) настанет безжалостное время Второй мировой, ставшее настоящим испытанием для веры и религии как ее обособленной составляющей, когда в 1941 году доминиканская монастырская братия была расстреляна, хотя приход и продолжал существовать.
Не получила ожидаемого возрождения доминиканская святыня и в послевоенные годы ибо страна советов с антирелигиозной государственной политикой была неспособна на сострадание и веротерпимость — помещения монастырского комплекса, покинутого монахами в 1946-ом, сначала были приспособлены для православного богослужения (храм Рождества Пресвятой Богородицы), а в скором времени и вовсе переоборудованы под склад.
Святыня вернулась в лоно католической веры лишь в 1989 году, и сразу же здесь были начаты восстановительные работы. А уже двумя годами позднее в эти стены вернулись доминиканцы, которые начали кропотливый труд по воссозданию былого величия чортковского храма. К настоящему моменту по эскизам Яна Саса воссоздан главный его алтарь и внешнее убранство блистает былым великолепием.
Архитектура
О первоначальном строении доминиканского костела история сохранила мало сведений: лишь информация о массивных стенах определенных его оборонным значением и обнесенный каменной оградой периметр дошли до наших дней на пожелтевших страницах истории.
Более поздний проект от 1731 года представлял собой храмовое здание в форме латинского креста с увенчанным главкой куполом на высоком световом барабане над средостением и часовнями в оконечностях трансепта. В нижней подземной ее части располагались усыпальницы именитых деятелей Чорткова, в том числе Станислава Гольского, а оштукатуренные стены прорезали высокие стрельчатые арки окон.
Из внутреннего убранства тех времен стоит отметить чудотворный образ Девы Марии, прикрытый полотном с изображением покровителя церкви святого Станислава, а так же портрет фундатора храма — Станислава Гольского и полотно с изображением короля Яна II Казимира перед святой чортковской реликвией.
По периметру монастырский комплекс, в который входили еще кельи в восточной части и хозяйственные помещения расположенные на западе, был обнесен каменной оградой. Единственный путь сообщения с внешним миром пролегал через двухъярусную башню-колокольню с въездной аркой на первом, коробовыми арками проемов на втором и циферблатами часов на аттиковом поясах. Увенчано сооружение было скатной крышей с луковицей.
Нынешний же шедевр архитектуры выполненный в преобладающем готическом стиле с романскими элементами. Удачная компоновка тесанного камня фундамента, светлых песчаных блоков в центральной части и разноцветного кирпича в основном периметре, подчеркнутых выразительными декоративными резными элементами, вносят живую струю гармонии составляющих частей костела святого Станислава.
Доминирующей составляющей всего крестоподобного в плане здания является симметричный главный фасад с тремя устремленными в высь башнями, центральная из которых трехъярусная с обилием элементов резных элементов, ажуром огромной «розы», сдвоенными оконными арками на каждой грани, высоким шатровым завершением, декоративными угловыми башенками и выразительными фронтонами значительно по высоте превышает боковые глухие под шатровыми крышами красной черепицы.
Внимание к деталям, мастерски запечатленное в камне от кронштейнов нефа до декоративного медного шпиля над средостением костела, от лобового карниза до арочного оформления филенок, от треугольника портиков боковых входов до полуколонн угловых завершений лишь усиливают общее впечатление сакральной тайны, хранящейся в этих каменных стенах.
Внутри трехнефная базилика под крестовыми сводами с резным деревянным алтарем в глубине узкого спланированного ввысь пространства украшена белокаменными приземистыми круглыми колоннами и резными скульптурами мастеров прошлого.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Чортков, ул. Шевченко, 2.
Ссылки
- Геральдика. Герб Потоцких Пилява
- Этимология. Камень преткновения между небом и землей
- Легенды. Чертов рай на земле
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е85 (М19) (Черновцы — Тернополь — Дубно — Луцк) до Чорткова. В городе следовать по улицам: Копичинецкая – Шевченко – Церковная – Шевченко, где расположен доминиканский костел.
Общественным транспортом до вокзалов Чорткова. Далее по Железнодорожной улице, а затем – Средней через реку Серет до костела святого Станислава.