История
Бережаны, как один из крупных торговых центров Галичской земли, не могли обойти своим вниманием вездесущие купцы армянской диаспоры, которые сначала наведывались сюда по коммерческим делам (первое упоминание датировано 1686 годом), а потом и оседая на постоянное место жительство сочтя город достойным своего внимания.
Там где появляется община, в скором времени строится хотя бы небольшой храм конфессии ею исповедуемой. Этот средневековый закон не минул и поселение на берегах Золотой Липы — сохранились сведения о том, что уже в 1710-ом на содержание деревянной армянской церкви тогдашний собственник этих земель Адам Николай (1666 -1726) из рода Сенявских выделил триста злотых, что позволило не только содержать священника, но и задуматься о создании школы при ней.
А уже через три десятилетия, ввиду значительно увеличившейся паствы, встал насущный вопрос о строительстве подобающего каменного храма. Светочем этой идеи стал Диодат Горбач, стираниями которого хозяин Бережан Август Александр Чарторыйский (1697 — 1782) не только поддержал эту идею, но и приказал выделить строительный материал со своей каменоломни.
Здание хранителя армянской духовности строилось восемнадцать лет и было торжественно освящено в 1764 году в честь святого Григория, хотя главный алтарь был посвящен Непорочному зачатию Пресвятой Девы Марии и лишь один из боковых – великому Просветителю, а другой — св. Анны.
Распад Речи Посполитой и оккупация Австрийскими войсками в 1772-ом стали для бережанской армянской общины настоящей катастрофой — активы были переведены во Львов, а выплаты церковного содержания – прекращены. Негласные гонения привели к значительному сокращению ее численности к концу XVIII столетия.
И хотя в 1791 году Григорьевский храм был освящен армянским архиепископом Львовским Яковом Тумановичем ( – 1798), существовать ему оставалось лишь полтора десятилетия – в 1806-ом по распоряжению австрийских властей он был закрыт и задействован под складские нужды. Еще через год все его имущество реквизировано в пользу государства (лишь документальный архив оставлен на хранение местной католической церкви), а в 1810-м здание повредил пожар.
Новый этап жизни армянской церкви начал в 1828 году школьный катехитер Григорий Давидович ( – 1842), который при поддержке новых армянских зажиточных жителей города на берегу Золотой Липы и магнатской семьи Потоцких в кратчайшие сроки провел ремонт здания, так что спустя три года она была освящена архиепископом Львовским Самуилом Кириллом Стефановичем (1752 — 1858). При этом финансирования хватало на содержание священника, органиста и ряда вспомогательных служащих в количестве трех человек.
Армянской церкви судьба дарила только лучших, и после череды сменявших друг друга священнослужителей на ее горизонте в 1908-ом появляется тот, кто возродит ее былое величие и красоту — Игнатий Следзевский спустя два года после своего назначения в Бережаны начинает масштабную реконструкцию светоча общины. В ходе работ для оформления фасадной ниши был привлечен на тот момент студент Краковской академии искусств Эдвард Рыдз-Смиглы (1886 — 1941). Однако изображение Богородицы не удовлетворило высокое духовенство и было перерисовано.
Период между двумя мировыми войнами ХХ столетия прошел для храма в относительном спокойствии – приход постепенно увеличивался (ее влияние распространялось на близлежащие уезды Польской республики), что обусловило рост его благосостояния; проведен очередной ремонт (1927 год). Но затишье длилось недолго…
Грянул 1939 год и советская оккупация западноукраинских земель. Отвлеченная боевыми действиями новая атеистическая власть дала возможность существовать приходу вплоть до победоносного 1945-го, когда его последний священник Казимир Ромашкан был арестован и осужден за «антигосударственную деятельность», а он сам фактически прекратил свое существование.
Все время советского правления, не смотря на высокую историко-архитектурную ценность, бережанская армянская церковь пребывала в запустении, временами прерываемом складским шумом. Лишь в 1990-х после обретения Украиной независимости в ее стенах ненадолго забрезжил луч христианской веры, когда здание было передано в пользование церкви Святой Троицы.
Однако, средств у троицкого прихода на восстановление не хватало и бить тревогу по-поводу сакральной жемчужины начали уже историки, стараниями которых в 2004 году храм вошел в состав Государственного историко-архитектурного заповедника г. Бережаны, в ведение которого он находится и сейчас.
Архитектура
Построенная из блоков белого песчаника состоящая из квадратного (сторона — 14м) под двухскатной кровлей нефа и неглубокой прямоугольной (8м х 5м) апсиды с западной стороны армянская церковь Бережан построена как оборонный объект, о чем явно свидетельствуют толстые стены практически лишенные декорового оформления, высоко поднятые над землей глубокие арочные ниши парных окон боковых фасадов, остатки опоясывающего периметра крепостной стены c трехпилонной арочной колокольней в северо-восточном углу.
Аскетичную внешнюю красоту храма выгодно подчеркивают декоративная башенка-сигнатурка над нефом, пилястры тосканского ордера центрального фасада, треугольный фронтон с глухой арочной нишей, хранящей следы изображения Богородицы (первоначально святого Григория Просветителя), широкий лобовой карниз и декоративные скульптурные щипцы по углам фронтона.
Во внутреннем убранстве сакрального сооружения после всех лет забвения сохранились пять рельефных изображений святых (Доминика, Иосифа, Николая, Станислава, Франциска), а так же фрагментарно настенная живопись в оконных нишах, арке алтарной части, крестообразных сводах.
3. Дополнительная информация
Адрес: Украина, Тернопольская обл., г. Бережаны, ул. Армянская, 6.
Ссылки
- Геральдика. Герб Потоцких Пилява
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е50 (Р05) (Ужгород — Тернополь — Хмельницкий — Винница — Кировоград — Днепропетровск — Донецк) (по городу – ул. Тернопольская). Затем повернуть на ул. Армянскую, где расположен храм.
Общественным транспортом на маршрутных такси или железнодорожным транспортом из Львова / Тернополя до Бережан. От станции следовать по улицам Привокзальной — Тернопольской — Армянской до церкви.