История
Идея свободного судоходства по Днепру занимала умы самодержцев всероссийских еще со времен питавшего к флоту слабость Пера I (1672 — 1725). Даже были предприняты конкретные действия: из Англии был приглашен опытный инженер Джон Перри (1670 — 1733), который провел предварительные изыскательские работы, но предложенный им царю проект был отвергнут в виду высокозатратности.
Следующая попытка была предпринята уже при Екатерине II (1729 — 1796) французским инженером Француа де Волланом (1752 – 1818), который разработал систему шлюзов, обеспечивших свободное судоходство по великой украинской реке к Черному морю, но натолкнувшиеся на извечные российские мздоимство и лень проект, уже начавший воплощаться в жизнь, был остановлен и забыт.
Потом будут еще попытки удешевить перемещение грузов по средствам речного судоходства общим числом двенадцать, но воплотится в жизнь царская мечта лишь после падения Российской империи и воцарением на Днепровских порогах новой коммунистической власти, которая с затратами и человеческими ресурсами считались мало.
Так уже через четыре года после окончательного установления советской власти на украинской земле был подготовлен проект грандиозного строительства комплекса гидроэлектростанции с трехкамерным шлюзом на Днепре. Для чего в 1925-ом в Запорожье прибыла комиссия с самим Львом Троцким (1879 — 1940) во главе… но сдвинулось с мертвой точки дело лишь спустя два года. Отрапортовать о начале стройки поспешили все центральные газеты страны советов, взахлеб обсуждая детали беспрецедентного проекта, а тем временем строительство ДнепроГЭС лишь начиналось.
Колоссальное строительство было триумфально окончено 10 октября 1932 года в день рождения своего создателя Александра Васильевича Винтера (1878 — 1958), который при поддержке американской консультационной группы Купера сделал мечту реальностью. Трехкамерный запорожский шлюз был введен в эксплуатацию 28 мая 1934 года вместе с речным портом проходом судна «Софья Перовская», и вереница судов и барж вереницей потянулась там, где еще недавно бурлили воды Днепровских порогов.
Однако, Вторая мировая, которая ступила на эту землю в 1941-ом принесла с собой забвение гению человеческой мысли — 18 августа при отступлении советскими войсками вместе с тремя тысячами беженцами Александровская плотина была взорвана, в следствии чего уровень в верхнем бьефе понизился и сделал невозможным судоходство.
Шлюзы стояли сухими вплоть до окончания восстановительных работ после завершения боевых действий 8 июня 1944 года, хотя электростанция и была частично восстановлена во время оккупации, но затем вновь взорвана теперь уже отступающими немцами.
Нарастающий с каждым годом судопоток (перед шлюзом выстраивались огрмные очереди) и увеличение размеров кораблей (класс река-море – 118м) к концу 1960-х поставили перед руководством Главного управления речного флота при Совете Министров УССР вопрос о сооружение большего судоходного канала.
Строительство и пуск в эксплуатацию Нового запорожского шлюза состоялось в канун празднования шестьдесят третьей годовщины революции 1917 года (5 ноября 1980-го). С тех пор вопрос о постановке на ремонт старой транспортной судоходной артерии был лишь вопросом времени.
6 сентября 1993 года, верой и правдой прослуживший почти шесть десятилетий делу судоходства на Днепре, запорожский шлюз наконец был закрыт на капитальный ремонт. Спустя шесть лет были сняты его входные ворота, которые заменили шандорами и… ничего. Работы так и не были возобновлены до сегодняшнего дня. Ныне лишь две башни-мачты с надеждой глядят в будущее и напоминают о том, что некогда было оживленным речным путем.
Архитектура
Конструкция старого канала, прорытого в мысе левого берега Днепра выше Хортицы, проста: состоит из трех камер длинной сто метров каждая с постепенно понижающимся уровнем и аванпортом в верхнем бьефе, общий период шлюзования по которым составляет около одного часа. Для удобства навигации и швартовки при входе в шлюз из нижнего бьефа западная подпорная стена украшена арочным портиком.
Пункт управления старым шлюзом расположен в двух симметричных трехэтажных башнях, сооруженных в стиле сталинского ампира, вершину которых венчают восьмигранные ротонды под шатровой крышей, а верхний ярус периметрально опоясывают открытые балюстрады.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Запорожская обл., г. Запорожье, гребля ДнепроГЭС (левый берег).
Ссылки
- Исторические факты. Город за порогами Днепра
Как добраться
По трассам Е105 (Харьков — Запорожье — Мелитополь — Чонгар — Симферополь) / Н08 (Днепропетровск — Запорожье) / Н23 (Кривой Рог — Никополь — Запорожье) / Р37 (Бердянск — Запорожье) / Т08 03 (Мариуполь — Запорожье). В городе следовать по главной (Космическая — Ленина — Гребельная – Каширское шоссе) до Александровской гребли. Старый шлюз располагается между новым каналом и эстакадой ДнепроГЭС.
В Запорожье ехать общественным транспортом, следующим вдоль пр. Ленина до центральной площади Запорожья / остановки “ДнепроГЭС”, а затем пешком по эстакаде до Старого шлюза.