История
В те времена, когда многострадальные житомирские земли, разрываемые на части бесчисленными войнами Великого княжества Литовского (в 1320-ом город и прилегающие территории были захвачены войсками князя Гедимина (1275 – 1321) в борьбе за территории, власть и независимость от Золотой Орды), год за годом подвергались варварским набегам татаро-монгольских кочевников, близ закованного в доспехи сердца на Замковой горе их душу хранил в своих надежных объятиях небольшой приходской костел Пресвятой Девы Марии
Не смотря на свои созданные деревянных дел мастерами хрупкие стены, главный городской храм веками служил единственной надежной опорой в трудные минуты жизни Житомира, который среди всех тягот периодических боевых действий пытался строить у себя европейскую цивилизацию и уже в 1444 году официально получил Магдебургское право, но не устоял против пламени очередного татарского нашествия – в XV столетии католическая святыня исчезла с лица земли.
Потом на протяжении двух столетий еще не один раз костел Пресвятой Девы Марии будет возрождаться из пепла небытия после очередного разрушения в новом деревянном обличии на прежнем святом месте, последний из которых в официальных документах будет зафиксирован в 1724 год, когда место на Киевской католической кафедре занял епископ Ян Самуэль Ожга (1680 — 1756).
Именно его стараниями в Житомир не только была перенесена официальная резиденция первосвященника и капитула Киевской епархии в 1726 году, создан фонд для коллегиума викариев и увеличено количество приходов до двадцати одного, но и организованно строительство нового кафедрального собора из камня на месте разобранного в 1737 году городского приходского храма. Грандиозность постройки стала причиной того, что храм возводился целых четырнадцать лет и был освящен лишь в 1751 году под именем Вознесения Господня.
Пережив вместе с городом все взлеты и падения, в 1768 году собор оказался в числе жертв разрушительного пожарища 1768 года, который организовали озверевшие российские военные, ворвавшиеся в город со стороны Станишевки во время очередного витка противостояния между польскими конфедератами и империей двуглавого орла.
О серьезности повреждений Вознесенского костела можно судить по тому факту, что восстановленный лишь частично, в начале XIX столетия он пережил масштабную перестройку по инициативе Луцко-Житомирским бискупа Каспера Казимира Цецишовского (1745 — 1831), после чего приобрел классические черты, а к новому облику в 30 августа 1805 года добавилось и новое имя в честь святой Софии.
Одной из вех создания нынешнего облика главной католической святыни Житомира стало строительство новой трехъярусной каменной колокольни в северо-восточной части комплекса в 1868 году и украшение одного из пилонов храма костела барельефом безвременно скончавшегося талантливого житомирского композитора Юлиуша Зарембского (1854 — 1885).
Последним свою лепту в формирование комплекса жемчужины кафедрального костела святой Софии внес архитектор Владислав Александрович Домбровский (1854 — 1916), в начале ХХ столетия спроектировав и воплотив ряд пристроек к храму, которые стали последним его штрихом.
После коммунистического переворота 1917-го и гражданской войны в жизни католической святыни начался новый сложный период — противостояния с атеизмом новой советской власти, который через годы гонений, закрытия и травли закончился полной победой силы человеческой веры над мирскими интересами временщиков с обретением Украиной независимости в 1991 году.
Так что ныне собор святой Софии, охраняемый в качестве памятника архитектуры государством, а как главный храм католической веры — многочисленной паствой прихода служит одним из символов Житомира, храня за своими толстыми стенами душу и совесть города на берегу Тетерева под бдительным оком памятника папе Иоанну Павлу II (1920 – 2005) установленному на Замковой площади в 2011 году перед его центральным фасадом в честь десятой годовщины апостольского визита в Украину .
Архитектура
Ныне комплекс костела в северной части Замковой площади Житомира включает в себя прямоугольный периметр (35м х 28м) трехнефной шестистолпной базилики собора и высокую трехъярусную колокольню в северо-восточном углу высотой двадцать шесть метров. Ранее к нему относилось двухэтажное здание консистория, одноэтажная плебания (уничтожена в 1990-х) и двухэтажная семинария для клира (первый этаж засыпан).
Кафедральный собор с двумя двухъярусными башнями под высокими шпилями — один из ярких представителей эклектики, рожденный в комбинации элементов разных стилей различных эпох, где все от широкого фриза центрального фасада до французского руста башен, от спаренных колон дорического ордера портала центрального входа до коробовых арок оконных проемов, от изящной фигуры святой Софии над главным входом до массивного обрамления наличников соткано в единый гармоничный легкий архитектурный рисунок, не смотря на массивность самого строения (стены толщиной 2м).
Во внутренней отделке храмового пространства под полуциркульным (главный неф) и крестовыми (боковые) сводами обращают на себя внимание тосканский и ионический ордер, изящная лепнина и изысканная роспись, которые пощадило время.
Колокольня представляет собой образчик классического стиля во всем его великолепии простоты и скромности, которые лишь подчеркивают угловые пилястры дорического ордера, высокие арки окон и круглые глухие «розы».
Достопримечательности
Установленный перед центральным фасадом католической святыни памятник папе Иоанну Павлу II представляет собой скульптуру святого в полный рост и полном присущем его высокому статусу облачении с занесенной в благословении правой рукой и ферулой — в левой.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Житомир, пл. Замковая, 2.
Ссылки
- Этимология. Советник против мира
- Исторические факты. Святой грешник
Как добраться
Автотранспортом по трассам Е40 (Городок — Броды — Ровно — Борисполь — Полтава — Харьков — Славянск — Луганск) или М21 (Житомир — Бердичев — Винница — Жмеринка — Могилев-Подольский). В Житомире по ул. Большой Бердичевской до Соборной площади. Далее по Кафедральной до Замковой площади, где расположен собор святой Софии.
Городским транспортом до Соборной площади, а затем два квартала вдоль по ул. Кафедральной, которая выходит к пл. Замковой с главным католическим храмом Житомира.