История
Когда во второй половине XIX столетия, казалось, что мир ступил на порог прогресса и созидания, а кровопролитные войны стали лишь достоянием средневековых летописей, на обширных украинских просторах один за одним начали появляться общества энтузиастов, которые по крупицам собирали древние артефакты в попытки сохранить для потомков то немногое, что оставило неумолимое время.
В Житомире же музейное дело началось с маленькой коллекции минералов в сорок восемь образцов предоставленных Волынским генерал-губернатором Михаилом Ивановичем Чертковым (1829 — 1905) для экспонирования в стенах изящного нового здания будущей городской публичной библиотеки за пол года до ее открытия 10 апреля 1866 года.
Благодаря стараниям местных краеведов и энтузиастов при поддержке прогрессивного волынского духовенства, которое создало свое археологическое общество и хранилище древностей при нем в 1893 году, дело изучение и сохранении истории житомирского края перешло на качественно новый уровень, что стало весомым доводом к переезду в 1897 году в более просторные залы новопостроенного здания житомирской публичной библиотеки на Новожандармской (ныне Пушкинская).
Так что уже в 1901 году на базе значительно увеличившейся житомирской музейной коллекции из более двух тысяч ста экспонатов, включавшей три масштабных раздела: природно-исторический, нумизматический и промышленный, наконец начало свою деятельность (устав был принят еще 3 апреля 1897 года) Товарищество исследователей Волыни, первым председателем которого стал Яков Васильевич Яроцкий (1840 — 1915).
В дальнейшем развитии музея приняли активное участие энтомолог Антон Владиславович Ксенжопольский (1877 — 1939), археолог Сергей Свиридович Гамченко (1859 – 1934), фольклорист и этнограф Василий Григорьевич Кравченко (1862 – 1945), основатель геологии и географии Украины Павел Аполлонович Тутковский (1858 – 1930), который был избран его вице-председателем 2 октября 1910 года. Благодаря деятельности последнего на своем посту в 1911 году хранитель древности получил новое имя Волынский центральный музей и новое помещение, а спустя три года и самостоятельный статус.
Вот только высокой созидательную миссию Товарищества исследователей Волыни растоптали сапоги большевицких отрядов, развязавшие гражданскую войну на территории Украины после переворота 1917-го. Часть краеведов-энтузиастов и научных работников бежала от кровожадного режима за границу, часть была уничтожена, часть попала под репрессии.
На руинах Волынского центрального музея новая советская власть под зорким оком Волынского губернского комитета охраны памятников искусства и древностей в 1919 году начала организацию новой коллекции, которая массово пополнялась уцелевшими в пылу боевых действий экспроприированными из частных коллекций Ильинских-Стецких, де Шодуар, Симоничей, Сангушко, Терещенко, остатками экспонатами и собрания Волынского епархиального музея старины (большая часть была переправлена в Харьков).
Потом в качестве временного пристанища музея сменят друг друга семинарский костел и усадьба баронов де Шодуар на Банной (ныне Лермонтовская), а так же для размещения обширной коллекции в более чем девяносто четырех тысяч экземпляров использовались бывшее Волынское епархиальное древнехранилище и Дом трудолюбия. Уже в 1925 году благодаря своей работе хранитель житомирских древностей получил новый статус и новое название — Волынский государственный научно-исследовательский музей, что спустя три года позволило открыть на его базе аспирантуру при отделе геологии и этнографии.
Не смотря на то, что годы Второй мировой войны, боевые действия которой разворачивались на житомирской земле в 1941 — 1943 годах, нанесли музею непоправимый ущерб, большую часть собрания удалось сохранить благодаря самоотверженности заведующего зоологическим отделом музея Всеволоду Ильичу Бруховскому (1890 – 1969) (он попросту заколотил двери комнаты, где хранились приготовленные к отправке в Германию экспонаты, а самые ценные – спрятал в подвалах Преображенского собора), чтобы уже в мае 1944-ого перед широкой публикой распахнул свои двери обновленный музей, переименованный 18 мая 1950 года в Житомирский областной краеведческий.
Старому-новому музею в 1970-ом было отведено построенное в 1909 году силами прихода святой Софии во главе с Анджеем Федуковичем (1875 – 1925) здание католической духовной консистории, часть помещений которой ранее было отведено под дом епископу Луцко-Житомирской диецезии. А через полтора десятка лет в его распоряжение поступил и Крестовоздвиженский храм, в шести залах которого разместился отдел природы.
В советский период его коллекция постоянно увеличивалась, но подлинного расцвета исполин на страже истории достиг в годы независимости Украины, когда были открыты в селе Романовка музей-усадьба Рыльских, а в Брусиловке Ивана Огиенко, отдел природы получил собственное здание, реэкспортирован Музей партизанской славы Полесья, создан отдел этнографии Житомирщины, а так же достойно продолжают выполнять свою миссию литературно-мемориальные музеи В.Г. Короленка и Леси Украинки.
Архитектура
Прямоугольное в плане (50м х 20м) двухэтажное кирпичное здание консистории рядом с Софийским собором Житомира представляет собой один из лучших образчиков ренессанса с изящным порталом центрального входа и угловыми ризалитами продольных фасадов.
Все присущие доминантному стилю его архитектурные акценты (профилированный лобовой карниз на модильонах, разбивка на зеркала, богатое украшение наличников спаренных оконных арок второго яруса, треугольные фронтоны боковых ризалитов, картуши надоконного пространства, колонны композитного ордера портала центрального входа и изящный растительный орнамент, оплетающий различные части здания под милые улыбки ангелов) оптимально скомпонованы в оформлении бывшего епископского дома, создавая воздушный легкий силуэт.
Экспозиция
Ныне масштабная коллекция краеведческого музея Житомира, состоящая из восьми крупных подразделений (Отдел природы, Художественный музей, Коростенский краеведческий, Литературно-мемориальные музей Леси Украинки и В. Г. Короленко, Музей-усадьба семьи Рыльских, Музей партизанской славы Полесья, Брусиловский исторический музей И.И. Огиенко) насчитывает около ста пятидесяти тысяч экспонатов.
В центральном же здании на Соборной площади находится Художественная галерея европейских и отечественных мастеров XVI — ХХ столетий. Итальянцы, голландцы, французы, поляки, украинцы… Их шедвры, как оттиск временных эпох, рисуют перед зрителем масштабную картину истории Европы, сотканную из отдельных полотен.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Житомирская обл., г. Житомир, пл. Замковая, 1.
Ссылки
- Этимология. Советник против мира
- Исторические факты. Святой грешник
Как добраться
Автотранспортом по трассам Е40 (Городок — Броды — Ровно — Борисполь — Полтава — Харьков — Славянск — Луганск) или М21 (Житомир — Бердичев — Винница — Жмеринка — Могилев-Подольский). В Житомире по ул. Большой Бердичевской до Соборной площади. Далее ул. Кафедральная, к которой примыкает пл.Замковая со зданием бывшей консистории.
Городским транспортом до Соборной площади, а затем два квартала до Замковой, где расположен краеведческий.