История
Небольшому селению затерянному где-то в глубинке волынской земли, впервые появившегося на страницах документальной истории в 1149 году, несказанно повезло, когда наследница рода Кишок Анна сочеталась законным браком с Яном Николаевичем Радзивиллом (1474 – 1522), так как именно благодаря богатой и знатной королевской фамилии Олыка по настоящему расцвела.
И хотя официальный титул князя на Олыке принадлежал великому гетману, канцлеру литовскому Николаю Юрьевичу (Рыжему) (1512 – 1588) согласно правилам наследования закрепленным императором германским Карлом V (1500 – 1558) (старший в роду Радзивиллов), его двоюродный брат великий маршал, канцлер литовский Николай Фаустин (Черный) (1515 – 1567) так же считал город своей вотчиной, что дало ему повод как ярому стороннику кальвинизма наводнить его протестантами и напечатать в 1563 году знаменитую Брест-литовскую Радзивилловскую библию.
Впервые идея строительства величественного храма принадлежала младшему сыну последнего, великому маршалку литовскому Станиславу Радзивиллу (1559 – 1599), который будучи приверженцем папизма изгнал из родового гнезда всех кальвинистов при обете строительства здесь величественного Троицкого костела, но безвременная кончина в Палестине по дороге в Рим не дала ему выполнить священную клятву.
За него ее выполнил сын, канцлер коронный, Альбрехт Станислав Радзивилл (1593 – 1656) – на день святого Яна в июне 1634-ого он основал школу академического типа (коллегиум, филиал Замойской академии) и духовную семинарию, а годом позднее заложил в Олыке костел Святой Троицы по проекту итальянских архитекторов Бернедетто Молли (1597 – 1657) и Яна Маливерна.
Довольно быстрыми темпами своего строительства (пять лет) новый католический храм был обязан умелому руководству Р. Беффки, совместным усилиям архитекторов Я. Банковича, С. Марковича, В. Садовского, а так же немецким и местным мастерам, особого внимания из которых заслуживает изящная декоративная отделка здания львовского работы скульптора Мельхиор Еленберга (больше известен как Алемпи, Алемпех).
На консекрацию луцким епископом Андреем Гембицким богато отделанного мрамором, бронзой, резьбой с надписью по латыни «De tuis donis tibi offerimus» Троицкого костела 26 августа 1640 года съехалась знать со всего княжества. При этом он был обласкан немалыми фундушами, а еще через год возведен в ранг коллегиального с привилегиями бискупа для настоятеля и званием инфулятора. При костеле Альбрехт Станислав учредил госпиталь (mons pietatis) и гуманитарное училище (academia bonarum artium).
Два с половиной столетия духовно-просветительский центр с величественным храмом благополучно существовал в городе на реки Путиловка, не смотря на пламя шведских пожарищ, распад Речи Посполитой, российскую оккупацию, войну 1812-ого, фактическое отсутствие хозяев постоянно проживавших в Германии, пока озверевший вооруженный большевицкий люмпен не сорвал медную кровлю костела для своих нужд в 1916-ом.
Благодаря восстановлению влияния католической Польши в межвоенный период ХХ столетия Троицкий с капитулой просуществовали вплоть до начала развязанной советами и фашистской Германией Второй мировой войны, когда второе пришествие красных на долгие десятилетия поставило крест на духовном мире католиков Олыки – храм был закрыт и разграблен, за исключением шести полотен религиозной тематики, которым посчастливилось оказаться во Львовской галереи искусств.
Лишь украинская независимость 1991-ого зажгла зарю начала нового этапа возрождения древней святыни – в том же году она была возвращена местной католической общине, а еще через два десятка лет был начат долгожданный реставрационный процесс, во время которого, помимо прочего, из нижних крипт был перезахоронен прах представителей рода Радзивиллов (включая основателя Альбрехта Станислава), хранившийся здесь веками. Так же на территории храма был организован Мариинский санктуарий.
Архитектура
Коллегиальный Троицкий костел представляет собой чудом сохранившуюся жемчужину храмовой архитектуры в стиле раннего барокко. Трехнефная (преобладающий по размерам центральный) базилика (45м х 25м) с полукруглой апсидой в южной части и криптами в нижней. Ее основной объем подчеркнут арочными оконными проемами, профилированным лобовым карнизом и пилястрами дорического ордера. Изюминкой же этой величественной красоты служит центральный, северный, фасад с двумя угловыми башнями пышно декорированный скульптурой и архитектурными элементами: парные пилястры коринфского и ионического ордеров, скульптуры святых Войцеха, Станислава, Петра и Павла в глубоких экседрах, объемное барельефное панно аттика «Дева Мария», горельеф пологой арки архивольта над центральным входом, декоративные розетки, памятные таблички, одноярусные башни-колокольни с завершением в виде сигнатурок и циферблатами часов, фигуры ангелов на скатах центрального фронтона и латинский крест
Массивная костельная колокольня высотой 15,8м, шириной – 23м – пятипилонная четырехарочная под двускатной черепичной кровлей в обрамлении львиных маскаронов и растительных розеток, декорирована фронтонами сложного профиля и двухступенчатыми прямоугольными узкими нишами.
Храмовый комплекс как и столетия назад, охраняет по прямоугольному вытянутому периметру кирпичная восстановленная стена высотой в два с половиной метра, которую в северной части фланкируют круглые двухъярусные (первый перекрыт цилиндрическим сводом, второй – эллиптический купол с сигнатуркой) башни-часовни, а южную – колокольня. Западную часть оборонного периметра ныне занимает восстановленное одноэтажное здание плебании и санктуария с коробовыми арками окон.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Волынская обл., с. Олыка, ул. Парковая, 1.
Ссылки
Как добраться
Автотранспортом по трассам Н22 (Устюг – Луцк – Ровно) до развилки на Олыку в районе села Кадище, а далее по Т0312 (Кадище – Горяновка – Олыка) на юг. Троицкий костел расположен вдоль трассы в центре села.
Пригородным / междугородним транспортом из Луцка или Ровно до автобусной остановки Олыки, которая находится рядом с санктуарием Девы Марии.