История
С именем святого Владимира (960 – 1015) народная молва связывает не только фактическое основание крупного торгового центра запада Руси-Украины на реке Луга, но и закладку в его южном предместье ниже по течению на Святых Горах первого монастыря с церковью Успения пресвятой Богородицы ориентировочно в 1001 году.
И хотя доподлинно не подтверждена идентичность упомянутого в житие преподобного Феодосия Печерского, а так же Киево-Печерской службе преподобному Варлааму волынского Святогорского монастыря и Зимненского, некоторые исследователи вооружившись методом от противного, подтверждают их тождественность, что дает им основание связывать кончину в 1073 году первого игумена Киево-Печерской лавры (сын воеводы Яна Вышаты Варлаам) по пути из Царьграда с его стенами.
Это же утверждение дает основание утверждать, что монастырь в Святых Горах Зимно (первоначальное название села) дал православному миру двух Владимирских епископов Иосафа и Василия, святительствовавших на этой земле в 1223 – 1266 годах во времена правления Данила Романовича (1201 – 1264), служа загородней резиденцией местного епископата (Ипатьевская лепопись).
Вновь на страницах истории Успенская Святогорская обитель появляется в 1460 году в связи с подтверждением передачи села Зимно вместе с другими близлежащими землями, принадлежащими ей с незапамятных времен, дворянину Немыри литовским князем Свидригайло Ольгердовичем (1370 – 1452) от польского короля Казимира IV Ягеллончика (1427 – 1492).
Видимо на тот момент комплекс в волынских Святых Горах был деревянным, так как после смерти Немыри и его матери-наследницы новый хозяин Зимно, Федор Михайлович Чарторыйский ( – 1542), в 1495 году начинает его масштабную реконструкцию в камне, в ходе которой на свет появился величественный Успенский храм, маленькая Троицкая часовня и высокие оборонные стены с шестью башнями.
После смерти Федора село с древней обителью отошли старшему сыну Александру ( – 1571), который, не смотря на передачу под давлением брата Ивана (1518 – 1567) ей согласно духовного завещания отца на помин его души села Грабовичи, в скором времени захватил все монастырские угодья Зимненского и так в конечном итоге не вернул их, не смотря на многолетние судебные тяжбы и относительное примирение с дарованием главному храму колокола в 1566 году.
Поэтому фактически Успенская была поставлена в прямую зависимость от воли своих хозяев, которыми в то время являлись две ветви Чарторыйских – Клеванские и Литовижские (первые выкупили часть вторых в 1605-ом), а с передачей прав на село обоими ветвями в залоговое владение (первые с 1572, вторые с 1586) еще и арендаторов.
Хотя в первое время не обделенной вниманием прочих православных сильных Речи Посполитой везло с субвладельцами – они с успехом сопротивлялись Унии и ее насильному окатоличиванию: каштелян волынский Ян Лагодовский, Матвей Суходольский, Гавриил Иваницкий в том числе в судебном порядке противостоял униатскому епископату. Но даже при поддержке сильных мира сего монастырь в 1624-ом пребывал в упадке без настоятеля и братии, так что даже ключи от него за неимением сторожа какое-то время хранились у местной жительницы Татьяны (Тацы) Безручки.
Спустя столетия Зимненская обитель в войне с униатами все же пала под давлением епископа Льва Заленского (1648 – 1708), и ее братия была насильно обрита по католическому обряду, а несогласные изгнаны из родных стен. Маленькой победой православия стало изъятие и доставка в Киев волынского Святогорского монастырского архива, в связи с чем униаты окончательно проиграли спор за Зимно и другие земли ранее записанные за храмом, получив взамен от подканцлера великого княжества Литовского Казимира Чарторыйского (1674 – 1741) село Кропивщизну.
Начиная с 1724 – года продажи села вместе с Успенской обителью Чарторыйскими каштеляну Волынскому и старосте Владимирскому Михаилу Чацкому, семейство которого полностью разграбило наличествовавшие церковное имущество – для монастыря начался период заката, так что по состоянию на 1789 год прочие монастыри Волыни сочли за необходимое оказывать ему посильную материальную помощь, наглядным примером которой были восемьсот злотых от Загаецкого монастыря.
После аннексии Волыни романовской Московией храмовые сооружения были переданы под нужды зимненских приходских (1795), однако за малочисленностью общины, не имевшей средств и сил на содержание такого масштабного комплекса, так и не были приведены в надлежащий вид, постепенно ветшая.
Проблеск возрождения монастырь принял из рук царской семьи Александра II (1818 – 1881) и Марии Александровны (1824 – 1880), но к концу XIX столетия древняя святыня вновь оказалась на грани существования, так как все ее строения настоятельно требовали капитальной реставрации.
Указом священного синода от 15 марта 1893 года в ответ на ходатайство архиепископа Волынского Модеста (1823 – 1902) составленного полугодом ранее был восстановлен древний православный монастырь под именем Святогорского Успенского Зимненского женского с временным подчинением Корецкой обители, откуда были переведены несколько сестер и перевезена часть церковной утвари.
Под крылом государственной религии Российской империи обитель в скором времени обрела новое сеяние с легкой руки архитектора Николая Павловича Козлова (1870 – ), по проекту которого в 1898 году были начаты реставрационные работы в псевдорусском стиле. Эта реконструкция позволила комплексу на крутом обрыве над Лугой пережить бурное ХХ столетие.
В 1914-ом на волынскую землю по воле московских властей ступила Первая мировая война, которая унесла с собой сотни тысяч жизней, поломала миллионы жизней. Линия фронта ее в 1915-ом проходила через Владимир-Зимнее, когда обитель стала одной из ее жертв проломленными кровлями, поврежденными стенами, сгоревшими интерьерами.
Не смотря на польское прокатолическое правление в межвоенный период ХХ столетия, древняя Успенская церковь была восстановлена (1930-е), чтобы вновь пасть под ударом на этот раз Второй мировой войны, развязанной красными советами и фашистской Германией.
Причем если католическая Польская республика проявила хоть какое-то сочувствие к архитектурно-историческому памятнику, то атеистические коммунисты на долгие десятилетия оставили ее на волю ветров, закрыв монастырь в 1946-ом, так что масштабная реставрация, в результате которой комплекс приобрел свои нынешние черты, началась лишь через тридцать лет.
Свет украинской независимости своими благодатными лучами озарил и стены православного Зимненского монастыря, когда в июне 1991 года прибыли первые монахини-поселенки из Корецкого монастыря, а спустя совсем немного времени счет сестер шел уже на десятки. Сейчас двери возрожденного комплекса открыты для всех желающих и причем без всегдашних ограничений и условностей навязанных московскими попами.
Архитектура
Комплекс Успенского в Зимнем, расположенный на высоком естественном мысе в пойме реки Луга, относится к типу оборонных монастырей Украины позднего Средневековья. В его состав из двух дворов входят Успенская, Троицкая и пещерная Варлаамская церкви, колокольня, “терема святого Владимира” (трапезная) и оставшийся в наличии оборонный периметр с четырьмя башнями и пятью арочными въездными вратами (разобрана башня при строительстве школы, не сохранились восточная Николаевская и западная Пафнутиевская церкви).
Центральное здание комплекса, холодная Успенская церковь после последней масштабной перестройки конца XIX столетия представляет собой прямоугольный пятибанный периметр с полукруглой апсидой на востоке, притвором на западе и примыкающей с северо-востока двухъярусной квадратной башней-колокольней, который согласно первоначальному плану был трехнефной базиликой в обрамлении двухступенчатых контрфорсов.
Псевдо русский стиль здание приобрело после реконструкции Козлова: портал центрального входа с ширинками и коконшниковым завершением под щипцом, большое арочное окно новой западной стены в границах первоначальных контрфорсов вторящее ему по рисунку, килевидные архивольты на колоннах с перехватами на кронштейнах, высокие барабаны пяти глав с широким фризом и вытянутыми световыми окнами дисгармонируют с явной аскетичностью оборонного характера первоначальной постройки. Внутреннее деление на нефы (средний более широкий) обеспечивают четыре прямоугольных столба, поддерживающие своды.
Четырехугольная башня-пристройка в северной части сохранилась на высоту двух ярусов, первый из которых перекрыт коробовыми сводами, а верхний – плоскими на деревянных балках. Ее отличительной особенностью служит арочное окно.
К северу от Успенской церкви у подножья земляной террасы в толще опорной стены расположен вход в арочные пещеры Варлаамской церкви (бывшая часовня), которая вытесана в скальной породе. Она имеет квадратный периметр с двумя апсидами под сомкнутыми завершениями и квадратными вентиляционными отверстиями на востоке и западе
Троицкая церковь (бывшая часовня) на берегу Луги так же ощутила на себе руку московского православия, под которой квадратные церковные барабаны были заменены на круглые, прямоугольный дверной проем превратился в арочный, заложено круглое окно с северной стороны. Хотя ее однонефный бесстолпный объем с купольным завершением на суфье (срезанные своды) подвергся новомодному влиянию в меньшей степени.
Оборонные стены с шестью (сейчас наличествуют четыре) квадратными и круглыми башнями в плане является четырехугольным периметром с боевым бруствером и бойницами на верхнем ярусе, который опирался на неглубоко вмурованные в толщу стен балки и опорные деревянные столбы со стороны двора. Первоначально единственные южные врата башни-колокольни в XVII столетии дополнили широкие въездные арки во всех стенах.
Наиболее перестроенная в псевдо русском стиле четырехъярусная башня-колокольня – над четвериком (декорирован кокошниками со щепцами на колоннах с перехватом, поясом ширинок, профилированным лобовым карнизом на кронштейнах, кокошникоподобными архивольтами на импостах) устроен восьмерик с колокольными арками за ажурной решеткой, а венчать сооружение было позволено высокому граненому шатру “в шашечку” с люкарнами и маленькой сигнатуркой в обрамлении кокошников.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Волынская обл., с. Зимнее.
Как добраться
Автотранспортом по трассам Н22 (Устюг – Луцк – Ровно) / Р15 (Ковель -Турийск – Владимир-Волынский – Нововолынск – Червоноград – Великие Мосты – Жолква), а далее по Т0302 (Пища — Шацк — Любомль — Володимир-Волинский — Павлова — Горохов — Берестечко — Козин — Кременець) до села Зимнее, в северной части которого повернуть на запад по указателю “Успенский Святогорский монастырь”.
Междугородним транспортом из Луцка или Ковеля до Владимр-Волынского, а затем следующим в южном направлении пригородным до села Зимнее. Успенский монастырь расположен в центре рядом с сельской радой.