История
Существовала или нет в княжеские времена церковь святой Параскевы Пятницы, о том история данных не сохранила, хотя ряд исследователей опираясь на эмпирические выводы и отсутствие архивных документом того времени вполне допускают датировку ее первого строительства в дереве XII столетием.
Более определенные вещественные подтверждения (археологические исследования нижних ярусов) получила версия строительства храма на нынешнем месте в XIII столетии для простого люда. Его стратегически важное месторасположение на северных городских окраинах за оборонным периметром Окольного замка предопределило его каменную сущность и основательность сооружения с минимальным декоровым оформлением (что в свою очередь ставит под сомнение существование деревянной святыни-цитадели на этом месте).
Документальные данные хранят память о Пятницкой церкви начиная с 1443-го как действующей и довольно популярной. Чего обеспечило присвоение ей в 1539 году статуса крылошанской (священник – член капитулы при соборе святого Юра) юридики и доминирующей приходской для дочерних церкви святого Теодора и Честного Креста.
В 1617 году Станислав Бонифаций Мнишек (1580 – 1644), к тому времени уже четыре года как львовский староста, подарил православной церкви землю для строительства госпиталя. Причем строительство последнего должно было начаться после завершения перестройки самой церкви Параскевы Пятницы под руководством отца Иоанна Попеля ( – 1634), что выявляет насущную необходимость ее реконструкции в начале XVII столетия.
Через два года 19 марта монах львовского Онуфриевского монастыря Феодосий Каня письменно подтвердил передачу денег вышеупомянутому священнику “на мурування і будування церки нової”.
Уничтоживший все Краковское предместье пожар 1623 года не пощадил и новоперестроенный храм-цитадель, который после этого несчастья несколько лет пребывал в забытьи, пока пять лет спустя 27 марта его руины не были переданы братству привилеем того же Станислава Мнишека.
И при этом работы по воссозданию Пятницкой, фундатором которых выступал молдавский господарь, союзник и сват предводителя украинской освободительной войны Василий Лупул (1595 – 1661), были выполнены всего за два года и окончены торжественным освящением в 1645-ом (две памятные каменные таблички вмурованные в стены). Тогда же над притвором появилась величественная башня-колокольня.
После всех треволнений 1640 – 1650-х святыня постепенно отвоевывала свои позиции (чему не мало способствовало основанное в 1665-ом братство), достигнув к началу следующего столетия статуса самой почитаемой и богатой из всех пригородных храмов, что позволило заказать роспись его внутренних интерьеров знаменитому Луке Долинскому (1745 – 1824).
Утопающая в ухоженном садовом цвету (находился на попечении специально нанятого братством садовника), со спрятанным за забором местом последнего земного пристанища, церковь Параскевы Пятницы имела в то время имена в реестре своего имущества здание школы, при которой проживал бакалавр со студентами, служащими при ней, братский госпиталь и плебанию.
Во время реконструкции начала 1870-х до того открытую храмовую кирпичную кладку закрыл слой известкового раствора, который изначально старался наследовать аутентичности первоначальной каменной кладки, сохранившейся в нижних ярусах. В тот же период были произведены роспись центрального нефа, обновление иконостаса и построено новое здание плебании.
Следующая модернизация (1908) коснулась башенного завершения – купол заменила претенциозная псевдобарокковая баня с четырьмя сигнатурками по углам (за образец взята Греческая церковь). Во время работ на балках старого перекрытия была обнаружена памятная дата, подтвердившая датировку его сооружения в 1643 году.
Еще одну масштабную реконструкцию на пожертвования прихожан, но на этот раз с сохранением абсолютной аутентичности, пришлось пережит Параскевской церкви в 1950-х для уничтожения отвратительных шрамов, оставленных на прекрасном лике Львова Второй мировой войной (поврежденные стены, разбиты окна, разрушена башня). При этом стараниями Львовских архиепископов весь период советской оккупации она оставалась действующей. Позднее будут исследования конца 1970-х и восстановление интерьеров 1980-ого.
Уже после обретения Украиной независимости храм в полную силу расправил свои духовные крылья, продолжая свою архипастырскую деятельность и бережно храня свою комплекс-жемчужину, который в 1997-1998 годах пополнился часовней-колокольней для освящения воды (архитектор – Владимир Швец) с иконой-мозаикой “Крещение Иисуса Христа”.
Архитектура
Все в аскетичном лике практически полностью (за исключением купольного завершения башни) сохранившей свой первоначальный романо-готический стиль церкви Параскевы Пятница свидетельствует о ее изначальном оборонном характере – мощные стены (толщина до 2м), высоко поднятые над землей расширяющиеся в напольную сторону окна, оборонно-дозорная башня (высота 44м) над притвором и хорами с амбразурным верхним ярусом.
Внешние фасады ее вытянутого прямоугольника с небольшими пристройками более поздних времен, придавших зданию форму латинского креста, и трехгранной апсидой скупо декорированы архитектурными элементами: киоты, круглое окно над входом, спаренные вытянутые арки башни и ее же аркатурный ярус, высокая двускатная кровля, барокковое завершение с сигнатурками по углам, а главной отличительной чертой служит старинная открытая кладка нижних ярусов.
Достопримечательности
Главной святой реликвией львовского Пятницкого храма является иконостас – один из лучших сохранившихся образчиков украинской сакральной живописи XVI – XVII столетий, созданный в византийских традициях. Он, занимая всю ширину и высоту алтарной стены нефа с заступом на боковые стены, служит художественным полотном для размещения более семидесяти икон. Наиболее яркие из них “наместные” Христа и Богородицы по бокам царских врат и два полотна Параскевы Пятницы (одно канонического письма, второе – Сербская).
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Богдана Хмельницкого, 77.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е40) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий), М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов), М12 (Тернополь – Львов), М11 (Е40) (Пшемышль – Городок – Львов), М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов). В городе по проспекту Богдана Хмельницкого до православного храма.
Общественным транспортом по железной дороге до Львова, а затем в северную часть старого города до остановки “Лицей бытового обслуживания” / “Параскевская церковь”.