История
Крупные инвестиционные проекты коммунального хозяйства в начале ХХ века претворялись в жизнь отнюдь не быстрее, нежели сейчас. Так предыстория городского водопровода началась за десятилетие до принятия винницкой городской думой окончательного решения о его сооружении, когда в 1894-м на тоги наследниками графини де Сентуан был выставлен огромный земельный участок вдоль правого берега Южного Буга. В том финансовом противостоянии власть проиграла предпринимателю Александру Клеантовичу Кумбари.
Однако идею свою власть имущие не оставили, потому что участок тогда еще не такой широкой, быстротечной реки от Пячтничан до Ерусалимки считался самым чистым, к тому же со строительством военного городка в Замостье на этом месте активизировалась паромная переправа – был начат судебный процесс, который длился три года и отдал во владение городской общины 547 квадратных саженей вдоль бывшей улице Набережной и посреди ранее проданого участка, как удлинение улицы тогда Театральной.
Хотя до окончательного принятия решения о строительстве пройдет еще пять лет (первая очередь по проекту архитектора Григория Артынова (1860 – 1919)), а до момента начала работ – и вовсе тринадцать.
Сам проект, подготовленный в 1904 году, предусматривал забор воды через трубу с середины Южного Буга, перекачку ее в отстойник через плотную железную сетку для устранения примесей и грязи, затем отстаивание и фильтрования через стрехслойный песчаный фильтр площадью 42м. Следующий этап – перекачка воды из колодца насосом на паровом двигателе к водонапорной башне, откуда живительная влага самотеком подавалась в центр Правобережья и Замостье, в отдаленные районы Винницы воду по прежнему продолжали возить бочками.
Подряды на выполнение строительных работ на Кумбары были подписаны с несколькими предпринимателями в 1910-ом, и в том же году начали претворяться в жизнь, а в 1912-ом город уже получал шестьсот кубометров воды в сутки.
Оккупационные власти красных-люмпенов, которая захватила украинские земли с оружием в руках после развала московской империи Романовых, продолжила эксплуатацию водопровода без остановки на ремонт до 1928 года, почти исчерпав весь его технический потенциал. Именно поэтому остановка на ремонт длилась целых пять лет – снова он был запущен только в 1933-ем, увеличив после модернизации свою мощность в пять раз.
Как обычно в советской «рациональной» экономике, потратив кучу денег и времени на модернизацию винницкой водозаборной станции Кумбары, через пять лет ее работу полностью остановили, чтобы обречь на постепенный упадок, хотя некоторое время ее использовали в административно-технических нуждах водоканала. Ее функции были переданы в 1940-м новопостроенном станции на сегодняшний Киевской 173.
После восстановления украинского суверенитета судьбу заброшенного здания решила православная община, которая выхлопотала его себе для организации храма блаженной Ксении. Работы по перестройке здания проводились в начале нового третьего тысячелетия. Тогда же каменно-кирпичное сооружение было оштукатурено и над ним поднялась четирехскатная кровля с небольшим маковкой.
Архитектура
Первоначально созданное в неороманском стиле здание водозаборной станции перекликалась своим каменным с краснокирпичным декором видом с особняком Кумбари на противоположном берегу реки – его приземистый квадратный в плане периметр с высокими арками окон в архивольтах с замковым камнем по четыре с каждой стороны и профилированным карнизом на т-образных дентикулах напоминал средневековую башню.
После перестройки 2000-х под храм этажность увеличилась до двух с узкими окнами-амбразурами, появилась разбивка на зеркала с помощью т-образных лопаток и простых филенок, фриз украсили стилизованные закоморы, а крышу – четыре маленьких угловых и центральная большая маковки на глухих барабанах. Рядом была возведена двухъярусная колокольня под шлемовидным покрытием с высоким шпилем.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Винницкая обл., г. Винница, ул. Вячеслава Чорновола, 2а.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р11 (Винница – Немиров – Ямполь) или по трассе Е50 (М12) (Львов – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий). В городе главной, проходящей в том числе по пр. Вячеслава Чорновила, а дальше поворот на полуостров Бригантина, в восточной части которого расположена водозаборная станция Кумбары.
Общественным транспортом в Винницу, а затем городским, следующим по пр. Черновола, до остановки «Переулок Жуковского», а дальше к набережной парка Бригантина до храма блаженной Ксении.