История
Одним из древних соединительных звеньев, которая связывало северную часть винницкого центра с Замостьем и две части Пятничан на разных берегах, была паромная переправа, проходившая рядом с сейчас спрятанны где-то на глубине двух метров под толщей вод Южного Буга островом Спорт. Ее актуальность значительно возросла вместе со строительством на левобережье железнодорожной станции в 1870-м, а вместе с тем и началом активного строительства рядом с ней промышленных предприятий.
В конце XIX столетия даже пришлось бороться в суде за существование переправы со состоятельным греческим купцом Александром Клеантовичем Кумбари, который выкупил огромное имение графини Сантуан в 1894 году одним лотом, что лишило горожан возможности добраться до набережной с переправой напрямую по тогдашней Театральной (ныне Николая Оводова). А через несколько лет после получения права собственности на узкий проход – облагородил его каменной лестнице.
Распад империи Романовых, которую они сами спровоцировали втягиванием в Первую мировую 1914 – 1918 годов, непродолжительный период возвращения украинской независимости, новая московская оккупация под красными флагами 1920-ого… переправа на Кумбарах продолжала свою деятельность. Советская власть осознала необходимость построения моста на Пятничанах где-то в 1930-х, он был построен деревянным.
А потом летом 1941-го советская армия подорвала тот первый мост, поспешно убегая на восток от своих вчерашних немецких союзников от время горячей фазы Второй мировой войны 1939 – 1945 годов. На его месте во время нацистской оккупации действовал понтонный мост, но до восстановления дело так и не дошло.
В послевоенной Украине руки советской власти до Пятничанского главного связующего звена через Буг руки не доходили больше десятилетия, поэтому старый, позабытый кумбарывский паром вновь стал актуален и активно использовался.
Вопросам состояния местной инфраструктуры винницкая власть начала заниматься только в середине 1950-х. Тогда-то и была разработана проектно-сметная документация для всех трех городских мостов, причем Центральный и Киевский (Пятничанский) фактически возводились по одному проекту. А уже в 1962-ем последний был сдан в эксплуатацию, став движущим фактором развития северного левобережья Винницы.
Простота и надежность проекта позволила власти забыть о нем на полвека, а затем неумолимое время доло о себе знать – в 2017-м началась масштабная реконструкция магистрали, которая перманентно продолжалась три года. Именно тогда здесь поселились новые обитатели – бронзовые семейства цыплят и енотов, кошек и бабочек, голубей и лебедей, гусей и воробьев, превратившие его в место туристического паломничества.
Архитектура
Чотырехпролетный пятипилонный арочный мост над Южным Бугом, соединяющий два винницких берега по улице Вячеслава Черновола, имеет длину 214 метров и ширину 20 метров. Его опоры представляют собой литые железо-бетонные конструкции, на которые опирается железный каркас арок, несущих на себе вес четырехполосного автомобильного полотна и двух боковых пешеходных зон с металлическим парапетом украшенным вышеназванными бронзовыми фигурками птиц и зверей.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Винницкая обл., г. Винница, ул. Вячеслава Чорновила.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Р11 (Винница – Немиров – Ямполь) или по трассе Е50 (М12) (Львов – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий). В городе по главной, проходящей в том числе по пр. Вячеслава Чорновила, который пересекает Южный Буг по Киевскому мосту.
Общественным транспортом в Винницу, а затем городским, следующим по пр. Черновола, до остановки «Переулок Жуковского», в двух кварталах от которой улица проходит над рекой Пятничанским мостом.