История
Греческая колония Херсонес
Греческим колонистам, прибывшим из понтийской Гераклеи на крымское побережье в 529 – 528 году до н.э., обязана своим основанием жемчужина Черного моря – великий город , а тогда еще небольшое поселение между бухтами ныне носящими имя Карантинной и Песчаной, Херсонес.
Благодаря трудолюбию и напористости поселенцев, как и их дальновидной военной политике, спустя столетие этот город-государство подчинил себе все юго-западное побережье Таврики (современный Крым) вплоть до нынешней Евпатории,а позже расширил сферу своего влияния и на восток путем завоеваний и переговоров.
Основным направлением деятельности Херсонеса в этот период были: морская торговля (скот, меха, воск, мед), ремесленничество (гончарное, кузнечное, резьбяное), рыбный промысел (добыча и переработка), виноградарство, выращивание зерновых, посреднические финансовые операции (в том числе чеканка собственных монет).
По форме правления, в период своего наибольшего расцвета, как и большая часть полисов-государств, Херсонес представлял собой демократическую республику с элементами рабовладельческого строя (главный орган государственного управления – собрание всех совершеннолетних граждан мужского пола с выборными должностями).
Херсонес – составная Боспорского государства
Захватническая стратегия полиса, распространявшаяся в сферу интересов Скифии, в конце концов к ІІІ веке до н.э. привела к началу полномасштабных войн. Результатом же стала потеря Херсонесом самостоятельности в результате обращения за военной помощью к понтийскому царю Митридату VI Евпатору (121 — 63 до н.э.), обеспечившему в результате военных действий возврат ранее утраченных земель.
Направление экономической деятельности населения полиса остается прежним, с тем лишь отличием, что прибыли значительно поубавилось (значительная часть уходила в казну Понта (302 — 64 до н.э.), ведшего непрерывные войны за сферы влияния с Римской империей (753 до н.э. – 476).
Поубавилось и свобод у граждан города — вмешательство в дела полиса со стороны понтийского царя ограничивало демократическое принятие решений по экономическим и политическим вопросам.
Под протекторатом Римской империи
Смерть Митридату VI Великого вносит свои коррективы в жизнь херсонеситов — подняло голову покоренное и подчиненное понтийским царем Боспорское царство (480 до н.э. – 530-е), предъявившее свои права на херсонесские земли.
Предпочтя власть более сильного Рима, в замен город получает от Гая Юлия Цезаря (100 — 44 до н.э.) права свободной общины (46 до н.э.), военную защиту от внешних посягательств, не вмешательство во внутреннюю экономическую и политическую жизнь. Боспорское царство с подачи того же Рима, в подчинение которого оно перешло с падением Понта, было записано в военные союзники Херсонеса.
Политическая власть в городе строится по принципу олигархической республики, где, по большому счету, все крупные решения принимались ограниченным числом привилегированной элиты, наделенной особыми «правами римских граждан». И номинально оставаясь свободным городов, Херсонес, тем не менее, был подчинен Риму, который с каждым десятилетием усиливал свое влияние.
В период владычества Римской империи, продлившейся почти пять столетий, город обрел второе дыхание: активно ведется строительство общественных и религиозных зданий, развиваются ремесла, активизируется торговля. И хотя в нем изначально нет постоянного военного гарнизона, для частых военных акций против скифов, именно Херсонес используется как плацдарм для римских войск и флота. А с приходом на постоянное место дислокации в город римского легиона во ІІ веке, активизируется и военная застройка города: возводится цитадель, строится вторая линия крепостных стен, сооружаются подсобные помещения для военных нужд (арсенал, склады), а так же жилые — для солдат.
Благодаря столь активным подготовительным военным действиям Херсонес выстоял во время нашествия гуннов (445 — 453) под предводительством Аттилы ( – 453), в то время как остальные города Северного Причерноморья, входившие в сферу влияния Рима, пали.
Херсон Византийский
После переноса столицы Римской империи Константином Великим (272 — 337) в Константинополь (современный Стамбул), фактически начался раздел империи на Западную и Восточную (Византию), которая в итоге и стала преемницей восточных земель, объединенных одной религией — христианством.
Херсонес, не смотря на появление первых христианских паломников в его владениях еще в ІІІ веке, принимает подданство Византийской империи (395 — 1453), как и ее официальную религию, лишь два столетия спустя.
Византийское царствование принесло Херсонесу процветание и статус экономического и культурного центра Крымского полуострова, получив статус «глаз» императора над кочевыми племенами.
Империя активно вкладывала средства в развитие христианства, как единого сплочающего элемента многоликого населения города, для чего возводятся многочисленные храмы-базилики и другие культовые сооружения.
Для улучшения же фортификационных позиций города в первые два столетия своего владычествования Византия активно занималась обновлением и достройкой оборонных сооружений. Ибо находящийся в сфере интересов четырех мощных государств (Киевской Руси, Хазарии, Печенежского княжества и Половецкого народа) Херсонес периодически подвергался нападениям. Благодаря этим усилиям взять город (на тот момент под именем Херсона — по-византийски, Корсуни – по-славянски) удалось лишь единожды в 988 году великому киевскому князю Владимиру І Святославовичу (960 — 1015) и то лишь после девятимесячной осады.
Такое сильное экономическое положение Херсонеса сохраняется пока сильна Византия, но с ее упадком (первый раздел империи 1204 года) город теряет свое доминирующее положение в Крыму.
Средневековье Херсонеса
С приходом в крымские земли турок-сельджуков, а с ним и татаро-монгол, опустошительные набеги XIII века привели город к упадку, чему так же способствовало смещение торговых путей в восточную часть Крымского полуострова в новообразованные генуэзские торговые фактории Чембало, Кафу, Солдайю (современные Балаклава, Феодосия, Судак соответственно).
Однако жизнь в стенах Херсона еще теплится: общественные постройки восстанавливаются, сооружаются небольшие храмы в каждом квартале (средств на содержание огромных храмов не хватает), ремонтируются оборонные стены.
Генуэзцы, под контроль которых город перешел в XIV веке, пытались вдохнуть жизнь в умирающий Херсон, но разорение, принесенное на острее меча войск литовского князя Ольгерда (1296 – 1377) (после поражения Крымской, Перекопской и Ямбалуцкой татарских орд ), свело эти попытки в 1363 году на нет. А завершил начатое его приемник — литовский князь Витовт (1350 – 1430) в 1397 году.
Жемчужина Таврики умирает, постепенно превращаясь в рыбацкую деревушку, жители которой последними покинули херсонесские стены в середине XV века.
Херсонес археологический
Возвращение к жизни руин легендарного города происходит четыре столетия спустя, когда из пепла времени заботливые руки археологов начинают извлекать на солнечный свет немых свидетелей времени.
Первая археологическая экспедиция была предпринята в 1827 году плантером Черноморского департамента корабельных инженеров подпоручиком Карлом Крузе с подачи адмирала Черноморского флота Алексея Самуиловича Грейга (1775 – 1845). Результатом ее стало возрождение из небытия трех базилики в центральной части города, одна из которых получила имя своего первооткрывателя, а на месте второй сейчас возвышается собор Святого Владимира, возведенный в 1861 году на месте предполагаемого крещения великого князя киевского Владимира І Святославовича.
Археологи после той первой знаковой экспедиции уже не оставляли кладезь реликвий. Раскопки проводились и проводятся здесь с разной интенсивностью в разные годы, приняв наиболее системный подход в 80-х годах ХХ века.
После революции 1917 года Херсонес получает статус музея, на базе которого формируется один из крупнейших научно-исследовательских археологических центров, в том числе на территории Херсонесского монастыря после его закрытия в 1925 году.
В 1978 году Херсонес получает статус государственного историко-археологического заповедника, а спустя шестнадцать лет – Национального заповедника. Сейчас это жемчужина с двухтысячелетней историей ежегодно дарит миру все новые и новые археологические находки, приоткрывая тайну давно минувших дней, а ее экспонаты хранятся в Эрмитаже (Санкт-Петербург), Музее изобразительных искусств имени Пушкина (Москва), Историческом музее (Москва).
Архитектура
Херсонес – симбиоз веков и культур, запечатленный в камне. Здесь на обширной территории в 45 га между Карантинной (на западе) и Песчаной (на востоке) бухтами разбросаны памятники разных эпох: внутри городских стен, достигавших протяженности 3,5 км при толщине 3,5 – 4 м и высоте 8 – 10 м, бурлила жизнь греческой, потом римской, а после византийской колонии; а с внешней стороны оборонных стен царило тишина и покой в царстве мертвых (некрополи).
Две линии оборонных стен, защищавшие Херсонес со стороны материка, соединялись 8,4-метровым туннелем, который скрывал за опускной решеткой (катарактой) главные ворота города.
Внутренняя планировка города строилась по гипподамовому принципу: продольные улицы, в количестве шести (шириной 7,5 м), значительно шире поперечных (количество – 30, ширина – 4,5 м). Жилые кварталы, состоящие из 3 – 4 усадеб с глухими наружными стенами-заборами, были оснащены водопроводом и самотечной канализацией.
Достопримечательности
Греческое наследие
Центральная площадь (VI в. до н.э.) (агора) – душа города, где еще две с половиной тысячи лет на собраниях решалась судьба города, а храмы богов, ее окружавшие, служили жителям защитниками от житейских невзгод и злого умысла соседей, где тихие мирные дни сменялись приготовлениями к войне, а веселые празднества – погребальными церемониями. Расположенная в юго-восточной части Херсонеса по 1-й продольной улице, частично занятая Владимирским собором, она была сосредоточием политической, экономической и религиозной жизни города.
Свою миссию площадь выполняла на всем протяжении существования Херсонеса с тем лишь отличием, что храмы античных богов с приходом христианства были заменены на семь христианских базилик (руины двух из которых близ Владимирского собора видны и поныне).
Античный театр (IV в. до н.э.) слева от нынешнего центрального входа в археологический заповедник, образованный двенадцатью полукруглыми ярусами каменных скамей по склонам естественной балки, предназначался для развлечения 1800 – 2000 человек (по другим сведениям 3000 – 3200). Двадцатитрехметровую полукруглую площадку для оркестра и танцев (орхестра), внизу амфитеатра у вырубленных в известняке секторов зрительных мест, замыкает сцена (проскениум).
Во времена скифских войн театр прекратил свою работу, чтобы воскреснуть уже в качестве гладиаторской арены во І веке, а с приходом христианства и вовсе утратить свое значение, превратившись сначала в свалку, позже в городской квартал с двумя храмами (руины одного из них и сейчас видны) и усадьбами.
Оборонная стена (III в. до н.э.) для защиты подступов к Херсонесу с наиболее уязвимой юго-восточной стороны была возведена без растворным способом из известняковых блоков с медными стержнями (пиронами) со стороны Девичий высоты, представлявшей наибольшую угрозу для обороняющихся.
Таможня (казарма) (IV в. до н.э.) – руины прямоугольного здания справа от центрального входа рядом с городскими воротами внутри второй линии оборонных стен по первоначальному предположению служили для расквартирования охранного гарнизона, но согласно последним данным были предназначены для взимания пошлины с товаров, приходящих в Херсонес.
Башня Зенона (ІІІ в. до н.э.) – главный форпост защиты на южном рубеже города, укрепляемый и модернизируемый на всем протяжении существования города. Первоначально (в греческий период) ее диаметр составлял около 8 м, но с совершенствованием военной техники и тактики военных действий к Х веку он достиг 23 м.
Свое же имя башня, кстати сказать одно из наиболее сохранившихся оборонных сооружений, получила в честь императора византийского Зенона (435 – 491), который проводил реконструкцию городских укреплений Херсонеса в V веке, о чем сохранилась памятная табличка.
Монетный двор (IV в. до н.э.), расположенный за театром около средневекового отдела музея, получил свое наименование благодаря найденным в его подвальных помещениях, уцелевших после пожара, который уничтожил здание в III в. до н.э., бронзовым заготовкам для чеканки монет, литейному горну и шлаку. Позже здесь была обустроена жилая усадьба.
Ранее здание представляло собой замкнутый прямоугольный периметр вокруг крытого двора, крыша над которым поддерживалась двадцатью шестью колоннами. Сейчас же можно увидеть лишь подвальную часть с двумя лестницами, так как при сооружении монастырских помещений (сейчас средневековый отдел музея) возникла необходимость засыпки остатков здания.
Жилая усадьба (III в. до н.э.) – примечательный лишь рустом и стилем кладки, аналогичными манере строительства подвалов монетного двора и нижнему уровню оборонных стен, прямоугольный периметр в северо-восточной части Херсонеса.
Римские постройки
Цитадель (ІІ век), расположенная между берегом Карантинной бухты, где находился Херсонесский порт, и Башней Зенона, защищавшей подступы к южным городским воротам, служила местом дислокации римского гарнизона от высшего командования до рядовых солдат (включая все подсобные помещения: склады, кухню, бани (термы)).
Оборонная стена (протейхизма) (II век), возведенная с внешней стороны ранее построенных греческими поселенцами стен, образовала коридор (перибол) периодически преграждаемый башнями (только в юго-восточной части количественно достигавшими десяти). Это повысило обороноспособность Херсонеса с помощью ведения флангового обстрела и уменьшения площади для маневров при взятии внешних стен (противник был зажат в узком коридоре).
Водохранилище (II век) слева от центрального входа в заповедник у внутренней линии оборонных стен состоит из длинного прямоугольного выложенного тесанным камнем бассейна (28 м х 13,5 м), куда вода поступала по гончарным трубам протяженностью 8 — 10 км из водных источников близ Херсонеса. От городского водохранилища по разветвленной сети керамических труб и вырубленных в скальной породе каналам, накрытым плитами, вода поступала в колодцы на территории усадеб.
Подземный храм (мавзолей) (II век) – крестообразное помещение вырубленное в скальной породе с двухпролетным ступенчатым входов, расположенное в юго-восточной части Херсонеса (от Владимирского собора по направлению к Карантинной бухте), над которым в VII веке была сооружена часовня (не сохранившаяся).
По одним предположениям изначально это был подвал для засолки рыбы, позднее переоборудованный в храм, по другим — это помещение, будучи подвалом одного из жилых зданий, служило усыпальницей мощей святого с момента начала распространения христианства в этих землях (до перехода под власть Византии).
Дом винодела (начало III века) расположен на второй продольной улице в одном квартале от набережной — единственная винодельня, обнаруженная на территории города. Примечательно, что здесь хорошо сохранились все помещения для производства вина: три давильные площадки с желобами для стока, суслоприемники, помещения для подготовки, разливки и отстоя готового продукта.
Византийские следы
Уваровская базилика (V век) расположена в самом северо-восточной части Херсонеса на обрывистом берегу Черного моря, она была найдена в 1853 году при раскопках графа Александра Сергеевича Уварова (1825 — 1884), получив его имя.
Ранее она входила в самый крупный в Крыму христианский комплекс, который, занимая два квартала, включал в себя два храма, крещальню, дом архиепископа, двор с портиком и фонтаном, служебные помещения. Трехнефная базилика же, будучи его основной и самой крупной составляющей (50 м х 22 м), была богато украшена мозаикой (напольная часть южного нефа с геометрическим рисунком сохранилась) и мрамором (колонны, разделяющие центральный и боковые нефе, по одиннадцать с каждой стороны, не сохранились).
Но море — неудержимая стихия уже поглотила северный угол Уваровской базилики и часть ее апсиды, как и жилы кварталы ранее граничащие с ней. Оно с каждым годом все больше подбивается к остаткам некогда самого величественного храма Крымского полуострова, разрушая берег у его подножья.
Базилика 1935 года (IV век), названная по дате своего второго рождения (раскопки Г. Д. Белова), начинала свой путь в северной части Херсонеса в одном квартале от Дома винодела как иудейская синагога, спустя столетие перестроенная в христианский храм, потом вновь разрушенная и перестроенная в Х веке.
Трехнефный символ Херсонеса, как и большинство остальных христианских базилик города, – прямоугольное в плане здание с полукруглой апсидой (выступ) в восточной части размерами 32,6 м х 18,5 м. Его стены, тесанные из белого известняка были украшены растительно-животным фресочным орнаментам в сочетании мозаичных и мраморных плит пола. Нынешний вид Базилика 1935 года приобрела к концу 50-х годов ХХ столетия после возврата на прежнее место мраморных колон (1936) и восстановления стен между нефами и внутренним притвором (1958).
Базилика в базилике (VI) – руины двух храмов в западной части Херсонеса, что рассказывают печальную историю первого, разрушенного землетрясением в Х веке, и второго, погубленного пожаром в XIV, святых мест, которые ранее несли свет и тепло в души людей среди искусной росписи стен и мозаики полов, экземпляры которой сейчас представлены в пифосарии около Владимирского собора.
Малая внутренняя базилика с часовней и усыпальницей в нижнем ярусе была построена внутри и из материала большой: в ход пошли мраморные колонны весом 350 кг с резными крестами, тесанные блоки, мозаика.
То что по крупицам пытаются восстановить из небытия археологи, безжалостно разрушается вандалами — в 2007 году колоны были повалены, после чего некоторые из них переломились.
Трехнефная базилика (VI), украшающая площадь Владимирского собора, – один из трех храмов, который был найден при первых раскопках. Ее периметр украшают остатки беломраморных колонн, а некогда прекрасное убранство теперь хранится в выставочных залах музея.
Средневековые постройки
Храм с аркосолиями (XII), построенный у подножья Цитадели, характерен своими, сохранившимися сквозь века, арками над могилами-костницами (найдено около 400 захоронений) знатных горожан.
Часовня (X) с сохранившимися притвором и кафедрой в квартале к северо-востоку от Дома винодела была одной из многих, возводимых в каждом квартале после землетрясения Х века, ибо в связи с упадком, средств на восстановление больших храмов уже не хватало. Под ее разгрузочными арками покоятся останки знатных горожан как и в Храме с аркосолиями.
Постоялый двор (XII) с хозяйственными помещениями и конюшней на первом этаже и комнатами для постояльцев – на втором, вымощенный тесаным камнем, хранит еще следы былой бурной жизни этого маленького мирка, который был отгорожен от суеты большого города высокими стенами. Он занимает практически полквартала , выходя торцом к Владимирскому собору со стороны моря.
Баня (Х), находящаяся в одном квартале с Постоялым двором, представляет собой уникальную сеть взаимосвязанных помещений предназначенных для реализации разработанной еще в ІІ веке технологии подачи горячей воды для омовения и обогрева помещений. Так в трех помещениях общественной бани Херсонеса были установлены ванны (по одной в каждом), куда подогретая вода из расположенной рядом цистерны поступала по керамическим трубам, а обогрев осуществлялся по подпольным и внутристенным каналам с отверстиями при помощи горячего воздуха.
Наследие Российской империи
Владимирский собор (1861 – 1892) был заложен над одной из базилик, найденных при первых археологических раскопках Крузе, на предполагаемом месте крещения в 988 году великого князя киевского Владимира Святославовича, откуда и пошло распространение христианства на Руси.
Разработанный Давидом Ивановичем Гриммом (1823 – 1898) проект Собора в византийском стиле столь велик (периметр – 32,7 м х 41,6 м), что захватил часть акрополя (религиозного центра города) и Центральной площади города. В храме высотой 34,6 м (с крестом) уместились три церкви: в нижнем ярусе – Богородицы (освящена в 1888 году), в верхнем – Владимира (освящена в 1891 году) и Александра Невского (освящена в 1892 году).
Богослужения в храме возобновлены в 1992 году.
Колокол отлитый из трофейных турецких пушек в 1778 году в честь победы российских войск в Русско-турецкой войне 1768 — 1774 годов, по итогом которой Крым был освобожден от протектората Турции.
Первоначально предназначенный для севастопольской церкви Святого Николая в итоге очередной Русско-турецкой войны (1853 — 1856) он, как военный трофей, был доставлен в Париж, где и находился вплоть до 1913 года, когда был возвращен французскими властями и водружен на свое нынешнее место.
Экспозиция
Отдел античной истории (1968 год), созданный в одноэтажном здании позади Театра, содержит в себе экспонаты херсонесских находок от основания города до IV века н.э. Здесь модно увидеть главный документ города – присягу гражданина и фрагменты мозаичной кладки храмов, портрет неизвестного юноши в полихромной технике и надгробные плиты из некрополей, глиняные винные сосуды и монеты той эпохи и еще много-много реликвий культа и быта той эпохи.
Средневековая экспозиция (1981 год) располагается в бывших монастырских помещениях (монастырь закрыт в 1925 году) на площади у Монетного двора. Его экспонаты – это вооружение и ювелирные украшения, символы власти и предметы культа, мраморные статуи и стеклянная посуда, и многие другие вещи, дающие наглядное представление о жизни в средневековье как рядовых, так и наделенных неограниченной властью граждан Херсонеса.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Древняя, 1.
Фильмы, в которых задействован заповедник: «Приключения Буратино», «Спецназ», «Любовь на острове смерти», «Древняя жизнь Херсонеса», «Херсонес под сенью Креста», «Херсонес. Время жизни», «Смерть шпионам 2».
Ссылки
- Исторические факты. Судьба колокола Херсонеса Таврического
- Исторические факты. Мертвые для защиты живых
- Исторические факты. Клятва херсонеситов
- Легенды. Колокол желаний
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е 105 (М 26) (Орел — Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или М 18 (Симферополь — Ялта — Севастополь) далее ул. Генерала Мельника — ул. Багрия — ул. Героев Севастополя — ул. Вокзальная — ул. Портовая — ул. Гоголя — ул. Коммунистическая — пр. Гагарина до ул. Ерошенко или ул. Дмитрия Ульянова, которые спускаются к заповеднику Херсонес.
Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы) затем до остановки «Дмитрия Ульянова», а потом спустится к морю до заповедника Херсонес (10 — 15 минут).