Он стелется тропой судьбы от рождения человека до последнего пути в сырую землю, сопровождая его через все радости, печали, преграды и непогоды. Как древнейший символ защитного магического Сварожьего круга вечности, единства, совершенства, он издавна был непременным атрибутом любой одежды украинцев — и на каждый день, и на праздники (недаром даже умершего младенца клали в гроб подпоясанным). Социальный статус человека можно было прочитать по цвету, узору и стилю. Его величество пояс — украинский жизненный путь.
Пояса издавна являлись непременным атрибутом национальной одежды украинцев; показаться людям без него считалось большим позором, ибо по устоявшимся нормам морали он отождествлял порядочность, с которой человек «держит себя» (недаром о горьком пьянчужке говорили: «он даже пояс пропил»). Чем роскошнее пояс (в два или три оборота без шва, шелковая / льняная / конопляная / шерстяная ткань или кожа, ручного или машинного ткачества, вышитый по всей длине, украшенный кистями), тем зажиточнее украинец.
Недаром шитые золотом-серебром пояса с вставками драгоценных камней считались великим сокровищем, тщательно хранились в плотно закрытых сундуках и передавались по наследству из поколения в поколение. В праславянских же погребениях и доныне ученые находят остатки кожаных перевязей с золотыми, серебряными, медными элементами их декора (которые часто символизировали вехи в жизни человека), с которыми умершего отправляли в потусторонний мир. В Украине кое-где сохранилась традиция после выноса за ворота гроба ритуально перевязывать ворота красным кушаком, чтобы души живых не пошли за мертвым.
Белый или красный цвета женских поясов служили знаком чистоты, преданности и верности. Именно поэтому бояре повязывали себе через плечо красный пояс, а невеста на свадьбе дарила своему возлюбленному также красный вышитый пояс — символ детородной силы — в качестве магического оберега от злых чар и всех с ними связанных напастей (особенно касавшихся приворотов от других представительниц слабого пола), а дружки, перевязанные одним или двумя красными поясами, затыкали за них венчальные свечи жениха и невесты. Недаром благословение молодоженов и завершение ритуала венчания-единения в старину происходило их вставанием на родительский пояс. От бесплодия перевязывались вербовой веткой или поясом священника под нижним бельем.
Как магический объект пояс был неразрывно связан с человеком, поэтому снять его с больного и бросить на дорогу — значит передать болезнь тому, кто поднимет. Беременные женщины наедине ложились спать, подпоясавшись очкуром мужа для оберега; во время тяжелых родов отец ребенка должен был распустить свой ремень (ослабить связь плода с материнским лоном), поясом священника обвивали роженицу («чтобы Боженька помог»), а после рождения ребенка женщина впервые выходила из дома с воткнутым за пояс ножом для магической защиты.
На Купало девушки сами обвязывались и перепоясывали парней полынью («чтобы мавки не затянули»). От сглаза детям и взрослым привязывали к поясу платочек с комочком соли или кусочком хлеба, а умершей повитухе — с маком (чтобы на том свете раздала умершим деткам); защитные бляшки от гнева Громовика к отаре крепили тоже на ремнях.
С мистическим поясом судьбой были связаны и обрядовые действия хозяйственного назначения, как, например: ритуальное распоясывание хозяйкой своего пояса и укладывание его на спину корове перед первым доением для установления духовной связи («чтобы впредь не брыкалась»); перевязывание красной ниткой, выдернутой из пояса, цветков огурца с приговором: «Как густо сей пояс вязался, чтоб так и мои огурки густо вязались в куплянки, в огудине»; прогон через собственный расстеленный на земле пояс ящерицы (чтобы поясница не болела).
Существует поверье, что «бужатка» (кость из петушиного крыла), привязанная к поясу, имеет способность будить человека в нужное время. Житним поясом-жгутом перевязывались хозяйки на Зажинки, а хозяева засовывали за него за спину топор в качестве хранителя, как и на Урая, добавляя спереди за кушак вербовую веточку.
В мистической Украине существует легенда, что скрученный ведьмин пояс под очагом свадебной избы обращает в волков всех, переступивших через него, а брошенный позади себя собственный — спасет от преследования оборотней (ибо переступив через него снова, они обратятся в людей). По древним украинским преданиям, за пояс ведьмы затыкали украденный у хозяйки деревянный мечик в Духов день, чтобы не потерять при полете на шабаш Лысой горы и сражаться им с другими своими товарками, как мечами, во время своих ритуальных игр.
Спряденный и надетый в полночь пояс из мха поможет увидеть в дверях своих умерших родственников, битье по кровати сплетенным из девяти лыковых лент избавит от Мары, а царь-змей, если бросить перед ним красный пояс, от испуга сбросит на миг свои золотые рожки — кто успеет их схватить, тому гарантированы счастье, богатство и здоровье.