Краса-коса — это была основа девичьей силы в этом бурном, наполненном многочисленными соблазнами и опасностями мире. Те три священных духовных корня стойкости, достоинства, целеустремленности, чистоты, верности, любви…, которые при отсутствии надежного земного защитника и заступника рядом должны были помогать удерживать девичьи добродетели вопреки любым жизненным обстоятельствам. А как найдется тот, кто станет рядом и даже ценой собственной жизни будет готов защищать ее — тогда и коса уже будет не нужна.
Утром перед венчанием, когда невесту наряжали к свадьбе, косу обязательно заплетала старшая женщина в семье и так заплетала, чтобы «аж моргать было трудно», потому что считалось — чем крепче узлы, тем сильнее и неразрывнее будет супружеская связь между молодыми, да и семья в целом — дружной. В качестве сильного магического оберега вплетали чеснок.
Именно поэтому на свадьбе жених после возвращения из церкви выкупал косу молодой у ее родителей, что символически означало передачу обязанности защищать и поддерживать женщину от отца к мужу. Выкуп мог быть как в денежной, так и в вещественной форме (традиционно глава семьи получал от новоиспеченного зятя ценный и очень почитаемый у украинцев подарок — новые сапоги, а теща — новый шелковый платок). Действо расплетания выкупленной косы занимало особое место в свадебной обрядности, ведь было окутано магическим смыслом.
Сам обряд начинался с усаживания молодой на лобное место на лавке или кадке, покрытой кожухом (чтобы деньги-достаток в семье водились и детей было много). Под ритуальные песнопения подружек жених или младший брат (обязательно родные руки) снимали с ее головы свадебный веночек со всеми лентами и подвесами так, чтобы на лбу не осталось ни одного украшения (девушки верили — это залог будущей щедрости мужа, который в супружеской жизни одарит их новыми украшениями). Тот свадебный веночек женщина бережно хранила первый год подвешенным на центральном сволоке хаты, а затем — в специальном сундуке или ящике до конца жизни, на счастье и удачу.
При расчесывании расплетенной косы осыпали льном, чтобы всегда было вдоволь в ее хозяйстве. Для свадьбы на замену девичьей косе молодой изготавливали косицу из льна, которую густо украшали магическими обережными цветами, травами, лентами.
В первый день эта льняная коса украшала древко за спинами молодоженов или была подвешена к центральному сволоку над их головами. А на второй — дружко с тем украшенным куделью древком танцевал вокруг молодоженов во время их первого танца, в конце которого молодая поджигала лучиной ту копию своей девичьей косы в знак магического перехода в статус замужней женщины.
Тот танец молодица продолжала уже с дружком, который передавал ей ту палку с горящей косой, взамен получив ее последний «девичий поцелуй». Танец тот молодой длился до тех пор, пока льняная красота в ее руках полностью не превращалась в пепел, который по древним украинским верованиям служил сильным магическим оберегом от нечистого (поэтому его остатки обычно сметали и ссыпали под крыльцо, чтобы «черт не мог ступить на порог хаты»).
После расплетения косы на свадьбе чело молодой покрывали платком — так она становилась «покрыткой», статус которой закреплялся после первой брачной ночи. С этого момента молодица по украинским традициям должна была заплетать две косы, как все замужние женщины (первая символизировала девичество, вторая — замужнее женское состояние).