История
Хотя и с давних пор эти дивные луга привлекали поселенцев, но время оставило в память о них лишь несколько глиняных черепков, стеклянных бус да несколько железных наконечников.
Пойдут столетия прежде чем у этой земли появится хозяин и ее богатая на события история начнет мелкими завитушками ложиться на бумагу под пером официальных документов.
Исторический манифест от 19 апреля 1783 года подарил Российской империи уникальную природу Крыма и Таврического полуострова, а им взамен дал рачительных хозяев, которые бережной рукой взялись за их богатства. Ливадия же, тогда еще известная под татарским именем Панас-чаир, была пожалована Екатериной II (1729 – 1796) активному борцу против турок выходцу из греческой Ливадии Ламбросу Кацонису (1752 — 1805), который к тому времени стал во главе Балаклавского батальона. Ему-то новое поселение и обязано своим настоящим именем.
Его приемником на боевом посту становится Феодосий Ревелиоти, который в кратчайшие сроки (начало XIX века) сосредотачивает в своих руках большую часть дарованных выходцам из далекой Эллады императрицей земель на южном побережье Крыма. В их число попали и земли Ливадии (при этом активного их освоения не ведется).
История же дворца в имении южнее Ялты связана уже с именем магнатского рода Потоцких, один из наиболее известных в России первой половины XIX века представителей которого – дипломат Лев Северинович (1789 — 1860) – создал его руками архитектора Филиппа Эльсона (1793 – 1867) после приобретения этих земель в размере двухсот девяти десятин (почти двести тридцать гектар) 9 января 1834 года.
Со смертью графа Потоцкого в 1860-ом сразу же начались переговоры о приобретении ливадийского имения департаментом уделов императорского двора, и уже через год дворец готов был принять в своих стенах для климатического лечения правящую чету Романовых. Еще на несколько лет велась активная модернизация официальной царской резиденции на крымском побережье для нужд этикета под руководством придворного архитектора Александра II (1818 – 1881) – Ипполита Антоновича Монигетти (1819 — 1878).
А с 1871 года Ливадийский дворец становится родным и для, пока еще наследника престола, будущего Александра III (1945 — 1894), которого судьба накрепко связала с южным имением на берегу Черного моря — здесь он пройдет школу жизни европейской политики, испытание на прочность в личных делах и, наконец, найдет вечный покой, чтобы здесь же, в Крестовоздвиженеческой церкви, миру явить правопреемника нового помазанника Божьего — Николая II (1868 – 1818).
На всю жизнь в сердце Александра Александровича осталось в этих стенах. Именно по этому дворец был восстановлен в прежнем аутентичном виде всего год спустя после разрушительного оползня 1886-го (работы проводились под руководством Виктора Александровича Шретера (1839 – 1901)).
Следуя семейным традициям, император всероссийский, которому суждено было стать последним, постигал в Ливадийском дворце все премудрости бремени власти — подготовка к первой Гаагской мирной конференции 1899 года, официальный прием иностранных делегаций, решение насущных государственных дел.
Но шли годы, которые не замедлили сказаться на любимом месте отдыха царствующей фамилии, и к 1908 году состояние старого особняка достигло критической точки, логичным завершением которой стало принятие решение о его сносе, что послужило первопричиной появления на свет проекта нового палаццо архитектора Николая Петровича Краснова (1864 — 1939).
Работа над созданием будущего шедевра начались еще осенью 1909-го, хотя их официальное освящение состоялось лишь пол-года спустя (23 апреля). Не покладая рук две с половиной тысячи рабочих на протяжении полутора лет, не смотря на зной и стужу, трудились для воплощения его в жизнь. Их неусыпные труды увенчались успехом — официальный день рождения дворец праздновал 23 сентября 1911-ого.
С приходом на Крымский полуостров власти советов в стенах, уже бывшей, царской резиденции Ливадии открылся научно-художественный музей Комитета по делам музеев и охраны памятников искусства, старины и народного быта, который находился здесь с 1921 по 1925 год.
Однако уже через четыре года (28 июня 1925 года) помещения дворца были отданы по решению XII Всероссийского съезда Советов в распоряжение крестьянского санатория на триста мест, переименованный спустя шесть лет в климатический комбинат ВЦСПС №10 с увеличением числа отдыхающих до четырехсот.
К началу военных действий Второй мировой в Крыму (1941 год) все имевшиеся к тому времени в наличии семь сотен мест в срочном порядке были отданы под нужды госпиталя, а во время оккупации 1942 — 1944 годов палаццо утратило практически все свое внутреннее убранство.
Февраль 1945-го становится, поистине, звездным часом Ливадийского дворца — здесь решаются судьбы мира, рисуется новая политическая карта Европы, появляется новая аббревиатура в политическом лексиконе, которое изменит всю дальнейшую внешнеполитическую жизнь – «ООН» – в ходе Ялтинской конференции эти стены стали на неделю центром мировой жизни и родным домом для президента США Франклина Рузвельта (1882 — 1945).
Первые послевоенные годы мало сказались на облике палаццо, хотя и получившего статус государственной дачи для высшей элиты СССР. Лишь в 1953-ем был поднят вопрос о его реставрации с далеко идущей целью переоборудования под нужды санатория для лечения дыхательных путей нетуберкулезного характера, известного под названием профсоюзного санатория «Ливадия», к которому два года спустя присоединилось кардиологическое отделение.
Закрытой территорией для осмотра бывшая официальная царская крымская летняя резиденция продолжала оставаться вплоть до июля 1974 года, когда в ее Белом зале открылась первая экспозиция «Ялтинская конференция глав правительств трех великих держав 1945 года».
Потом год за годом экспозиционным площадям Ливадийского дворца отводилось все больше и больше места, пока 1 ноября 1993 года не был получен официальный статус государственного музея Министерства культуры АР Крым, после чего развитие новообразованного музея значительно продвинулось — была открыта экспозиция «Романовы в Ливадии» (1994), мемориальный кабинет Ф. Рузвельта (1998), мемориальный кабинет-библиотека У. Черчиля (2004).
С приходом нового тысячелетия на «Ливадийский дворец-музей» вновь была возложена почетная миссия по официальному приему иностранных делегаций, которую он с достоинством выполняет и доныне на ряду со своей основной историко-просветительской деятельностью.
Архитектура
При Потоцких комплекс Ливадийского имения, сооруженный при содействии архитектора Ф. Эльсона в первой половине XIX века, был представлен двумя (Большим и Малым) небольшими двухэтажными зданиями со множеством хозяйственных сооружений (три оранжереи, винодельня, подвалы для хранения вина), которые уютно расположились в северной части Яйлинской долины.
Во второй половине XIX века, уже императорская, крымская резиденция, перестроенная архитектором Могнетти, состояла из более чем семидесяти построек различного хозяйственно-жилого назначения, в общих архитектурных элементах которой прослеживались черты «мавританского» зодчества. Так центральное здание виллы было модернизировано во дворец, а рядом построены апартаменты для наследника, получившие названия Малого дворца (последний разрушен во время Второй мировой).
Перестроенный в начале ХХ века Н.П. Красновым Ливадийский дворец получил черты ренессанса с вкраплениями элементов восточной (арабский дворик), готической (колодец с химерой) и византийской (церковь Воздвижения) архитектуры.
Новое сооружение, возведенное на мощном фундаменте из железобетонных подушек на тысяче свай, обладало несравнимо большим, чем предшественник запасом прочности. Его сложенные из инкерманского известняка стены для снижения влияния атмосферных явлений и загрязнения были флюатированы. А вытянут с северо-запада на юго-восток периметр длинной восемьдесят пять метров при максимальной ширине в пол-сотни имеет органичный вид двух соединенных квадратов, ориентированных вокруг световых колодцев-двориков — Арабского с майоликовой плиткой в восточном стиле на стенах и фонтаном «Мария» в центре и Итальянского (Флорентийского) с тосканской колоннадой светло-серого мрамора по периметру и белокаменным фонтаном в центре.
Общая внутренняя планировка сто шестнадцати комнатного палаццо (пятьдесят восемь из которых составляли царские апартаменты) включала всего пять официальных парадных помещений: столовая (она же Белый зал), кабинет, бильярдная, приемная и диванная, расположенных на первом этаже. Второй этаж планировался исключительно как приватные покои царствующей фамилии. Общее оформление внутренних интерьеров, составлявших по замыслу архитектора единое целое с обстановкой, до наших дней сохранилось лишь частично.
Внешнее оформление асимметричного императорского дворца в Ливадии отличает индивидуальное оформление каждого из четырех фасадов при общих архитектурных чертах: горизонтальное членение на уровни с помощью линии балкона, однотипность использованных архитектурных элементов, колонное ордерное вертикальное деление, балюстрадное оформление верхних уровней, резьба по камню, высокий рустованный цоколь…
Изюминкой центрального северо-восточного фасада обращенного к Ялте является преобладание легкости нарастающих объемов с арочными окнами, подчеркнутое доминантой — трехъярусной угловой северной башней; выходящего в сторону моря юго-восточного – карниз и пилястры искусно украшенные геральдикой; юго-западный фасад, ориентированный на Ореанду, отличает аскетизм прямоугольных контуров окон; в оформлении же выходящего на горную гряду северо-западного преобладает трехъарочный портик со спаренными беломраморными колоннами коринфского ордера.
Экспозиция
Экспозиция первого этажа Ливадийского дворца посвящена проходившей здесь в феврале 1945 года Ялтинской мирной конференции: в выдержанном в духе итальянского возрождения Вестибюле за массивными дубовыми двустворчатыми дверями у большого камина с шатровым навершием ныне установлен круглый стол за которым заседали главы трех великих держав; а в Белом парадном зале дворца, освещенном большими арочными окнами, где некогда проходило само заседание, установлены информационные стенды; в отделанной деревянными высокими панелями под нависающим потолком с большими розетками Ожидательной ныне воссоздан интерьер рабочего кабинета Ф. Рузвельта; а в оформленном в стиле «жакоб» Приемном кабинете — краткая история его политической карьеры и истории пребывания американской делегации в Крыму. Завершает экспозицию оформленная в стиле «тюдор» бильярдная, где некогда состоялось подписание итоговых документов главами делегаций трех держав, которым суждено было изменить судьбу послевоенного мира.
Второй этаж, экспозиция которого сосредоточена в южной части, посвящен пребыванию царской семьи в Ливадии: в Кабинете императрицы с уютной облицовкой камина керамической плиткой, зеркалами и обилием света представлена выставка акварелей, центральное место в которой занимает ее портрет в окружении детей; спрятанное в угловой нише металлическое ложе, не смотря на иконы и гравюры, подсказывает о истинном назначении комнаты Спальни императорской четы; а картины крымских цветов и одухотворенная атмосфера отделанной теплым кленом Гостиной свидетельствует о принадлежности ее императорскому величеству; сплошные ряды стен уставленных шкафами красного дерева не дадут усомниться, не смотря на обилие рисованных крымских видов, в истинном предназначении Библиотеки; как и рисунки, развешенные по стенам, и письма на дубовом столе, написанные несмелым детским почерком, явственно свидетельствуют о судьбе Классной комнаты княжен; тисовые же предметы интерьера и посуда со скромной надписью «Ливадия» отражают повседневный трапезный быт императорской семьи. Последним завершающим штрихом этой экспозициислужит Рабочий кабинет императора с его торжественной мягкостью оправленного в диорит камина, отделки мореным кленом панелей и материальным воплощением венца правления и продолжения рода — ковром ручной работы с изображением правящей четы и их наследника.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, пгт Ливадия, ул. Батурина, 44а.
Тел.: (0654) 31-47-36, 31-55-79.
Официальный сайт: http://www.livadia-palace.crimea.com
Как добраться
Автотранспортом по трассе Т2703 (Севастополь — Ялта — Симферополь — Феодосия). У Ливадии свернуть на улицу Батурина, которая приведет к стоянке у дворца.
Общественным транспортом из Ялты / Севастополя до остановки “Санаторий «Пограничник»” или «Ливадийский дворец», а затем по указателям непосредственно к самому памятнику архитектуры.