«Доброго человека корчма-водка не испортят, плохого — церковь не исправит» — так украинская народная мудрость, как всегда, парой метких фраз со своей неизменной остроумностью полностью очерчивает всю объемную сущность предмета, человека или явления. Проблема не в алкоголе или его отсутствии как таковом, а в человеке, его потребляющем.
Традиционно у водки в народе было несколько имен-прозвищ, как лояльных, так и с негативным подтекстом к своему объекту. «Горивка», «паленка», «зоревка», «горькая», «дымкая», «спотыкач», «шумивка», «гострогляд», «первак» (первый сбор при перегонке крепостью шестьдесят градусов), «старка» (выдержанная), «сивуха» (плохого качества)… Но независимо от личного отношения, она всегда присутствовала в жизни украинцев, сопровождая их в самые светлые и самые мрачные моменты их жизни. Ее пили при рождении, на всех более-менее значимых праздниках народного обрядового цикла, на помолвках, свадьбах, крестинах, похоронах и оставляли чарку на могилах умерших, а также скрепляли договор залогом (магарыч, который даже имел законную силу сделки в суде) и символом примирения.
Он бережет от лукавого украинскую землю в ту темную пору, когда силы зла под аккомпанемент воя голодных ветров, морока белых метелей правят бал смерти, и все живое замирает в летаргическом сне в надежде на грядущее тепло и возрождение жизни. Именно тогда с древних времен, спрятавшись за саманными стенами своих домов, ближе к огню, украинские предки молили о спасении и защите небесного Трифона-Перезимника.
Именно именем этого небесного покровителя чинили заклятие от господствующей воли вселенского зла, которое записано еще в старинных «Чинів на нивах»: «Заклинаю вас, — отидіте на дивії гори, на неплодная древеса. Заклинаю вас, — ізидіте от міст наших на міста, яже предрік вам, непроходимая, і безводная, і неплодная». Читали же молитву на Перезимника (как еще называли в народе этот день) трижды: в ночь на 1 февраля, в полдень и в следующую полночь на Сильвестра.
Коренная киевлянка, она олицетворяла собой ту украинскую тысячелетнюю женскую сущность матери, бабушки, сестры, тетки… всепонимающую, всепрощающую и такую родную-родную. Может, именно этим она с легкостью завоевала сердца самой неподкупной и искренней зрительской ТВ-аудитории — малышей. Ее ласковый голос, звучавший с экранов миллионов и миллионов телевизоров четверть до девяти вечера в один из будних вечеров и целый час по воскресеньям, мелодичный украинский язык и отсутствие фальши (потому как все шло прямым живым эфиром, даже без записи) очаровывали не только малышей, но и взрослых. Екатерина Лозовенко — звезда украинского телевидения 1970—1980-х годов, которая вынянчила вместе со своей помощницей, куклой Катей, не одно поколение настоящих украинцев.
Родившаяся в послевоенном Киеве образца 1946 года Екатерина с детства была влюблена в телевидение. Целеустремленности девочки можно было лишь позавидовать — она таки добилась своего: школа, театральный факультет в Карпенко-Карого… и наконец детская киностудия украинского телевидения УТ-1 после его окончания. Вчерашней студентке повезло… она пришла на студию в 1970-ом и сразу попала в качестве режиссера ставшей уже культовой «Вечірньої казки з Дідом Панасом», которая десятилетия собирала каждый вечер у голубых экранов милионы.
Как луч солнца на земле, который своим теплом и светом благословляет все живое на продолжение рода, перстень с древнейших времен в украинской культуре был особой реликвией, передававшейся от отца к сыну, от матери к дочери. Недаром историки считают, что за облагороженным фасадом носителя солнечного света в нем кроется тайный подтекст — сосредоточение мужской половой силы (в трактовке объективизма — фаллический символ).
В мужской трактовке кольцо з древних времен было знаком прохождения юношей обряда инициации (перерождение в мужчину). В метафорическом смысле по легенде его надевал на палец вчерашнему мальчику сам великий змей-искуситель, покровитель полового влечения и силы, залог продолжения рода на земле (на деле — старший в роду или старейшина общины).
Обычай чествования 25 января того, кто целый год неусыпными заботами беспокоится о мире, согласии и благополучии семейства все остальные 364 дня в году, охранника домашнего алтаря-огня, самого надежного помощника во всех хозяйственных хлопотах… был заведен предками еще в далекие древние времена. Именины домового празднуют, когда зима еще свирепствует, но и до весны – рукой подать, когда вся семья вместе, под одной крышей (ведь вместе – теплее). Он, ангел-хранитель дома и преданный поклонник лошадей, домовой, в этот день устраивает себе выходной, чтобы хозяева хоть раз в году сами позаботились о себе.
Но не только о себе стоит позаботиться семье в день домового праздника, «хозяину» (как его еще звали в народе) тоже надо устроить достойный отдых – накануне хозяйка должна празднично убрать дом, подготовить дрова-уголь чтобы огонь в печи в течение всего дня не угасал (ведь домовой, как известно, живет за печкой и очень любит огонь да тепло), наварить сладкой каши-кути для виновника торжества и оставить на припечку с кусочком хлеба в ночь на 25 января.
Сказочно-мечтательный бычок, на хвосте которого засыпало украинское солнышко, а на округлых боках покоились – звезды, и луна сияла в его рогах, чудесная жар-птица на цветущей ветке, котик на зеленой лужайке, рыба-щука в проруби, окно родительской хаты и укачеваемый котиками малыш… кроткая и все понимающая тетя Катя вместе с хитроватым Дедом Панасом. Такие любимые в каждом украинском доме они много-много лет легким покачиванием колыбели и чистым, как хрустальные воды горных рек, пением отправляли в царство сладких снов Морфея поколения и поколения украинских детей в девять вечера с экранов Украинского телевидения-1.
Украинская кукла Катруя, как неизменная помощницы тети Кати (телеведущая Екатерина Лозовенко), за каких-то пятнадцать минут один вечер по будням (до девяти в «На добраніч, діти») и целый час на выходные (в «Катрусиному кінозалі») самых озорных и непослушных детей превращала в зачарованных ангелочков. И воцарялись тогда мир, покой и тишина на всей украинской земле. Ведь ласковое украинское слово, остроумные сказки и национальный колорит антуража — это то, что говорило с самой душой ребятишек, которую не обманешь фальшивой льстиво-сладкой мишурой лжи и лицемерия.
С древнейших времен на украинских просторах культ огня был одним из самых уважаемых, потому как он мог наказывать и миловать, дарить жизнь теплом домашнего очага и уносить его разрушительными пожарами. Именно поэтому его считали живым существом, покорить которое могли только особые непростые люди с их связями в потустороннем мире.
Именно на 18 января, когда по давним верованиям зима проходит пик своей силы, чтобы шаг за шагом отступать в поединки с теплом, ведуны, жрицы и прорицатели обоих полов собирались вместе воздать честь священному дарованному самими богами огню, который поддерживает жизнь на земле в течение длительного периода холодов и вдохновляет на продолжение борьбы во время лихорадочных забот хозяйственного сезона. Места их ежегодных собраний считались в народе заговоренными, и путь к ним простым смертным был заказан под угрозой страшного наказания для нарушителя и всего его рода.