Рождение в Харькове, украинской столице образования и прогрессивного социально-общественного мнения, пожалуй, сыграло в судьбе Левка Ковалева не последнюю роль. Он со студенческой скамьи Киевского коммерческого представлял собой ту фигуру, которую Иван Майстренко, позже охарактеризует как профессионального революционера-борьбиста, а позже упорного ученого-эксперементатора.
При наличии врожденных разносторонних талантов: математических, логических, художественных… именно ораторский помноженный на активную гражданскую позицию сыграли в жизни Левко ключевую роль, когда он в свои девятнадцать становится одним из основателей Украинской партии социалистов-революционеров (УПСР), а уже через четыре года – членом ее Центрального комитета, что обеспечило двадцатичетырехлетнему юноше место в украинской Центральной Раде. Позже он примкнул к радикальному крылу УПСР, известному как «борьбисты». Однако тяготение к левачеству, как показала его дальнейшая судьба, сыграло с Коваливым плохую шутку.
За прошедшие тысячелетия украинские предки дали этому, одному из четырех самых значительных астрономических явлений года, немало имен: Световид, Солнцестой, Осеннее Равноденствие, Ионы, Фоки, Федоры-Федора намочи хвоста… это мистическое время, когда старые языческие боги вступают в свои права, чтобы вернуть человеческие души к природным истокам всего сущего. 23 сентября – день равноденствия, когда свет и тьма равновесны, момент истины, полной гармонии души и тела со вселенной.
Согласно легендам когда-то давно Троян, брат великого Даджьбога, покровитель неба (будущего), земли (нынешнего) и подземного царства (прошлого), приказал царевичу-Световиду защитить мир в день осеннего равноденствия и на протяжении всего зимнего сумеречного периода, когда бал на земле правит тьма, береч его и бороться за место под Небесами. Именно поэтому в первый день господствования, на Солнцестой, сила Божича особенно сильна, почти зрима, ведь именно она приносит миру очищение, а сердца людей настраивает на путь истинный. На острие своего копья могучий витязь на белом коне приносит на землю рассвет нового дня, а вместе с тем – и новую жизнь. Поэтому традиционно в Украине все огородно-полевые заботы должны закончиться до Осеннего равноденствия, чтобы расчистить поле для битвы света с тьмой.
Мона Лиза в веночке из васильков, ромашек и маков да вышиванке белым по белому, задумчиво-загадочный взгляд которой касается самых сокровенных струн души, словно сама украинская Судьба смотрит на тебя сквозь тысячелетие. Она вдохновляла поколение и поколение тех, кто не по своему желанию был вынужден навсегда покинуть родные дома в поисках спасения за границей. Утраченный и лиш чудом не потерянный навсегда портрет Елизаветы Скоропадской.
Он был написан в 1922 году близкой подругой семейства последнего украинского Гетмана, художницей Ольгой Мордвиновой, уже в берлинской эмиграции. Остался ли он в доме Скоропадских, был ли презентован кому-то из друзей или близких — тайна покрыта мраком, хотя с большой долей вероятности — первое (учитывая дальнейшие события). Тем временем сама модель, достойная дочь своего отца, активно поддерживала и продолжала дело всей его жизни сначала в качестве секретаря Гетмана, во время устроенного москвой искусственного Голодомора 1932 – 1933 годов – члена Комитета помощи голодающим, а после смерти своей старшей сестры – предводительницы Гетманского движения по отцовскому завещанию согласно «Актів про дідичність Гетьманської Влади та порядок правопереємства в нашому Роді на принципі Старшинства».
Прощание с птицами и солнечным светом, прощание с теплом – так наступает праздник Вирию, праздник Осени. Воздвижение, 14 сентября – время, когда сама природа, кажется, начинает приготовления к долгому зимнему сну, все начинает «двигаться» к приходу холодов: хлеб переходит с поля на ток, сено собирается в овны, люди готовятся к осени, а птицы, почувствовав зов далекого края, летят в теплые края. Их провожают с молитвами в надежде, что они донесут весть весь живых предкам, которые с нетерпением ждут ее за пределами Явы, в других мирах.
Воздвижение честного и животворящего Креста Господня, обретение его святой равноапостольной Еленой и победа римского императора Константина над правителем Максенцием – это не просто день в христианском календаре, когда кресты в церквях украшать васильками, это граница, за которой лето исчезает окончательно, уступая место осени. Хозяева домолачивали хлеб, заканчивали свои полевые работы, потому что знали: кто не завершит их к этому дню, тот окажется перед суровой зимой с пустыми закромами и бездонными глазами свирепого голода, который как известно – «не тетка, пирожков не преподнесет».
Казалось бы, рождение в поповской семье, окончание Черниговской духовной семинарии… ему самая дорога к вершинам церковной иерархии, которые ему пророчили преподавателями. Но ведь нет, Александр Кистяковский избрал для себя совершенно другой путь, полный, согласно его же собственному утверждению, огромного «труда, неприятностей и болезней», который не был ни легким, ни в безопасном, учитывая московско-царскую оккупацию Украины.
Юриспруденция, тем более защита прав украинцев во все времена была хлопотным, опасным и совершенно неблагодарным делом. Но Александр знал на что шел — Киевский университет и удачно преодоленный курс практических наук в двадцать четыре года открыли ему путь в столицу оккупационного режима, где он с единомышленниками, Шевченко, Кулишом, Костомаровым, которых царизм временно реабилитировал для собственной безопасности, возглавил украинское движение, в том числе выполняя функции заместителя редактора журнала «Основа».
Мудрость украинских предков, что на протяжении всех веков испытаний судьбы и неустанных стараний врагов навсегда стереть этот народ с лица земли, недаром выбрала именно 9 сентября в качестве главного женского праздника окончание сбора урожая и благодарности Матери-Земле (Рожанице или Диванне, Мокоши), которая девять месяцев своими неусыпными заботами беспокоилась о будущем своих детей, дабы обеспечить их на всю зиму безбедного сытого существования.
Ведь девятое число девятого месяца двойственно нумерологически совпадает с естественным циклом беременности, как основного естественного назначения женщины-продолжательницы рода. Поэтому-то Рожаницы традиционно в Украине в глобальном смымле воспринимались как сугубо женский праздник, который отмечался в узком кругу: на рассвете все поколения женского пола общины шли вместе на берег водоема, чтобы вознести на восход солнца молитву Земле: «Жертву Тебе правым – овсяную муку, и так поем славу и величие твои!», спуская на воду с вечера испеченные, украшенные цветами обрядовые бублики или калачи (каждая по одному), а после возвращения домов на пороге старшая женщина в роду должна была умыть через порог младшую, чтобы была жива, здорова и счастлива весь следующий год.
С древних украинских времен эта остроглазая птица с пронзительным голосом, крик которого заставляет сжиматься сердце от необьяснимого ужаса, гроза всей мелкой домашней птицы, и особенно ее птенцов («целовал ястреб курочку до последнего перышка») - главный символ хищничества, коварства, жестокости.., даже одно из отождествлений нечистого, несмотря на наличие немалого количества его сородичей по ремеслу пернатых и четвероногих на бескрайних украинских просторах. Красавец ястреб (известный в народе еще как коршак, коструб или шуляк), изображение которого в качестве тотема, сопровождало казацкое воинство в военных походах.
В обще женском мистическом ритуале «Отгон кошака» в первый понедельник Петровочки принимала участие вся взрослая женская часть общины: панночки подпоясанные или с заткнутыми за пояс ивовыми ветвями совершали танец гонения черной птицы смерти под напевы: «Ой, лісочку, ой, гайочку, не плодь яструбочка!». Причем с древнейших времен (которое пришлое христианство назвало языческим) апогеем действа была казнь и его торжественное погребение коршуна старейшей женщиной из принимающих участие в обряде (иногда жертвенной птицей выступал ворон).