История
![Центральный вход харьковской детской железной дороги](https://zabytki.in.ua/images/3349t.jpg)
Ее история началась писаться на пожелтевших страницах истории вместе с открытием в 1935-ом первого в Союзе Дома пионеров в бывшем здании Харьковского дворянского собрания. Среди многочисленных кружков и секций был один, который поражал своими техническим оснащением и возможностями – железнодорожная лаборатория с макетом двухстанционной электрической дороги, униформой и телефонной связью.
Возможности кружка и созданной при ней студии моделирования были столь велики, что одна из спроектированных в его стенах действующих моделей паровоза побывала на Всемирной выставке в Париже, что при всесоюзной моде на популяризацию среди детей и юношества железнодорожной профессии и открытия тбилисской детской железной дороги привело к разработке ряда проектов создания последних на советских просторах.
![Здание вокзала "Парк" Малой Южной железной дороги в Харькове](https://zabytki.in.ua/images/3350t.jpg)
Не избежал повального увлечения и Харьков – в 1936-ом уже было решение соответствующих организаций, определено место в парке Горького – Лесопарке (на стадии проектирования предлагались улица Динамовская и парк Шевченко) и процесс перешел в стадию разработки Малой Южной дороги, но работы над ее сооружением были начаты лишь три года спустя.
Стройка, как было принято для подобного вида акций, была объявлена народной, что предусматривало привлечение к работам молодежи из числа студентов средних и высших учебных заведений, служащие шефской организации, членов кружков Дворца пионеров. Позднее к ним были подключены прочие харьковские предприятия и организации, а за каждым городским районом закреплялся участок строительства детской железной дороги.
Результатами первого года мини «стройка века» слобожанской столицы стали: возведение малого моста, укладка шестой части запроектированного железнодорожного полотна, получение одного паровоз 159-ой серии и одного двухотсекового (мягкое и жесткое) пассажирского вагона, временное деревянное депо, а так же целый ряд недостроенных объектов, включая два станционных здания, арочный мост.
![Поезд "Украина" харьковской детской железной дороги](https://zabytki.in.ua/images/3351t.jpg)
Но любителям красных дат календаря от коммунистической партии было ровным счетом все равно на катастрофическое состояние стройки – 8 ноября 1940 года в честь празднования очередной годовщины большевицкого переворота 1917-го Малая Южная железная дорога была открыта (правда с уточнением «первой очереди»). Начальником дороги был назначен руководитель железнодорожной лаборатории Дома пионеров Илья Яковлевич Шрамко.
На следующий год к открытию сезона 30 апреля протяженность пути достигла половины от запланированной (полтора километра), а так же было достроено здание станции «Парк» по проекту архитектора Евгения Овксентьевича Лымаря (1905 – 1972). Да только развязанная красными советами Вторая мировая война уже готовилась ступить на украинскую землю.
Об эвакуации детской железной дороги Харькова при бомбардировках и всеобщей мобилизации речи не шло, так что во время немецкой оккупации 1941 – 1943 годов ее разбирали, частично восстанавливали для подвоза снарядов, снова разбирали при отступлении, а вокзальное здание использовалось в качестве стойл для лошадей. В реестре безвозвратных потерь значились арочный мост, водонапорная башня, стрелочный пост, депо, паровоз, а так же частично обрушена кровля на станционном здании, спаленный пассажирский вагон.
![Депо станции "Парк" детской железной дороги в Харькове](https://zabytki.in.ua/images/3352t.jpg)
После ужасающих военных разрушений очередь до восстановления Малой Южной дошла лишь в мае 1945-ого, когда комиссия из партократической верхушки и их молодого звена приняла решение о восстановление по прежнему принципу – закрепление участков за районами, добровольно-принудительная помощь молодежи и бесплатная работа. Работы в виду общественного резонанса вокруг вопроса были выполнены за два месяца, причем протяженность нового пути, большая часть которого была сложена из оставленных немцами рельсов, составила три с половиной километра, полностью восстановлен («Парк») и построен («Лесопарк») вокзалы, появились обгонные пути и на линию вышел паровоз с тремя спальными вагонами. 5 августа 1945 года считается вторым Днем рождения харьковской детской железной дороги.
Первые шесть послевоенных лет стали зенитом расцвета харьковской железной дороги в парке Горького: достроен новый двухкилометровый участок пути, оборудован регулируемый переезд, налажена телефонная связь между станциями (1946), получен первый и единственный грузовой вагон (1947), введены в строй новый локомотив и шесть реконструированных рижских вагонов (1948), построены водонапорная башня в «Лесопарке» и гидроколонка (1950), что в совокупности привело к увеличению численности юных железнодорожников с семидесяти до тысячи трехсот человек.
![Платформа Малой Южной железной дороги в Харькове](https://zabytki.in.ua/images/3353t.jpg)
Однако и на этом совершенствование Малой Южной не остановилось, ведь жизнь (железная дорога выдавала форму, кормила) и досуг такого большого количества подрастающего поколения в стране, лишь приходившей в себя после ужасных последствий войны, требовало постоянного финансирования для поддержания интереса – в 1952 был получен совершенно новый паровоз Кв4-039, семафоры заменены светофорами, установлены диспетчерские пульты.
Позднее станция «Парк» получит несколько оборудованных по последнему слову железнодорожного дела кабинетов для обучения и новое локомотивное депо с мастерскими, техническим кабинетом и душевой, а подвижной состав пополнится двумя новыми тепловозами и польскими вагонами.
Практически до сегодняшнего дня детская железная дорога Харькова существует в таком виде, конечно же в отреставрированном (последняя 2014 года) и компьютеризированном, и сейчас. Разве что со строительством шоссе через парк Горького появился еще один переезд (2010) и организована праздничная промежуточная станция «Мемориал» (1999).
Архитектура
![Локомотив ТУ7А-3198 харьковской детской железной дороги](https://zabytki.in.ua/images/3354t.jpg)
Одноколейная Малая (ширина пути 75см) Южная железная дорога имеет протяженность 3,6 км изолированного пути, проходящего через три моста (Красный, Путепровод, Белый арочный) от станции «Парк» в парке Горьекого через промежуточную «Мемориал» до «Лесопарка» (все основные технические службы находятся в расположении первой), конечные из которых оборудованы вторым обводным путем и тупиками.
Самый старый сохранившийся объект – вокзал станции «Парк» – в архитектурном плане представляет собой яркий образчик стиля «сталинский ампир» с открытыми галереями и портиками на восьмигранных колоннах, изящными балюстрадами, профилированным карнизом большого выноса на модильонах, широким украшенным растительным орнаментом фризом, большим люнетом в обрамлении филенок.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, парк Горького / Лесопарк.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом до харьковской улицы Сумской с Белгородского шоссе, которой следовать до центрального входа в парк Горького, рядом с которым располагается центральная станция Малой Южной дороги.
Общественным транспортом метро Харькова до станции “Госпром” или «Университет», затем по улице Сумской до парка с детской железной дорогой в северо-восточной части.