История
Ее история началась писаться на пожелтевших страницах истории вместе с открытием в 1935-ом первого в Союзе Дома пионеров в бывшем здании Харьковского дворянского собрания. Среди многочисленных кружков и секций был один, который поражал своими техническим оснащением и возможностями – железнодорожная лаборатория с макетом двухстанционной электрической дороги, униформой и телефонной связью.
Возможности кружка и созданной при ней студии моделирования были столь велики, что одна из спроектированных в его стенах действующих моделей паровоза побывала на Всемирной выставке в Париже, что при всесоюзной моде на популяризацию среди детей и юношества железнодорожной профессии и открытия тбилисской детской железной дороги привело к разработке ряда проектов создания последних на советских просторах.
Не избежал повального увлечения и Харьков – в 1936-ом уже было решение соответствующих организаций, определено место в парке Горького – Лесопарке (на стадии проектирования предлагались улица Динамовская и парк Шевченко) и процесс перешел в стадию разработки Малой Южной дороги, но работы над ее сооружением были начаты лишь три года спустя.
Стройка, как было принято для подобного вида акций, была объявлена народной, что предусматривало привлечение к работам молодежи из числа студентов средних и высших учебных заведений, служащие шефской организации, членов кружков Дворца пионеров. Позднее к ним были подключены прочие харьковские предприятия и организации, а за каждым городским районом закреплялся участок строительства детской железной дороги.
Результатами первого года мини «стройка века» слобожанской столицы стали: возведение малого моста, укладка шестой части запроектированного железнодорожного полотна, получение одного паровоз 159-ой серии и одного двухотсекового (мягкое и жесткое) пассажирского вагона, временное деревянное депо, а так же целый ряд недостроенных объектов, включая два станционных здания, арочный мост.
Но любителям красных дат календаря от коммунистической партии было ровным счетом все равно на катастрофическое состояние стройки – 8 ноября 1940 года в честь празднования очередной годовщины большевицкого переворота 1917-го Малая Южная железная дорога была открыта (правда с уточнением «первой очереди»). Начальником дороги был назначен руководитель железнодорожной лаборатории Дома пионеров Илья Яковлевич Шрамко.
На следующий год к открытию сезона 30 апреля протяженность пути достигла половины от запланированной (полтора километра), а так же было достроено здание станции «Парк» по проекту архитектора Евгения Овксентьевича Лымаря (1905 – 1972). Да только развязанная красными советами Вторая мировая война уже готовилась ступить на украинскую землю.
Об эвакуации детской железной дороги Харькова при бомбардировках и всеобщей мобилизации речи не шло, так что во время немецкой оккупации 1941 – 1943 годов ее разбирали, частично восстанавливали для подвоза снарядов, снова разбирали при отступлении, а вокзальное здание использовалось в качестве стойл для лошадей. В реестре безвозвратных потерь значились арочный мост, водонапорная башня, стрелочный пост, депо, паровоз, а так же частично обрушена кровля на станционном здании, спаленный пассажирский вагон.
После ужасающих военных разрушений очередь до восстановления Малой Южной дошла лишь в мае 1945-ого, когда комиссия из партократической верхушки и их молодого звена приняла решение о восстановление по прежнему принципу – закрепление участков за районами, добровольно-принудительная помощь молодежи и бесплатная работа. Работы в виду общественного резонанса вокруг вопроса были выполнены за два месяца, причем протяженность нового пути, большая часть которого была сложена из оставленных немцами рельсов, составила три с половиной километра, полностью восстановлен («Парк») и построен («Лесопарк») вокзалы, появились обгонные пути и на линию вышел паровоз с тремя спальными вагонами. 5 августа 1945 года считается вторым Днем рождения харьковской детской железной дороги.
Первые шесть послевоенных лет стали зенитом расцвета харьковской железной дороги в парке Горького: достроен новый двухкилометровый участок пути, оборудован регулируемый переезд, налажена телефонная связь между станциями (1946), получен первый и единственный грузовой вагон (1947), введены в строй новый локомотив и шесть реконструированных рижских вагонов (1948), построены водонапорная башня в «Лесопарке» и гидроколонка (1950), что в совокупности привело к увеличению численности юных железнодорожников с семидесяти до тысячи трехсот человек.
Однако и на этом совершенствование Малой Южной не остановилось, ведь жизнь (железная дорога выдавала форму, кормила) и досуг такого большого количества подрастающего поколения в стране, лишь приходившей в себя после ужасных последствий войны, требовало постоянного финансирования для поддержания интереса – в 1952 был получен совершенно новый паровоз Кв4-039, семафоры заменены светофорами, установлены диспетчерские пульты.
Позднее станция «Парк» получит несколько оборудованных по последнему слову железнодорожного дела кабинетов для обучения и новое локомотивное депо с мастерскими, техническим кабинетом и душевой, а подвижной состав пополнится двумя новыми тепловозами и польскими вагонами.
Практически до сегодняшнего дня детская железная дорога Харькова существует в таком виде, конечно же в отреставрированном (последняя 2014 года) и компьютеризированном, и сейчас. Разве что со строительством шоссе через парк Горького появился еще один переезд (2010) и организована праздничная промежуточная станция «Мемориал» (1999).
Архитектура
Одноколейная Малая (ширина пути 75см) Южная железная дорога имеет протяженность 3,6 км изолированного пути, проходящего через три моста (Красный, Путепровод, Белый арочный) от станции «Парк» в парке Горьекого через промежуточную «Мемориал» до «Лесопарка» (все основные технические службы находятся в расположении первой), конечные из которых оборудованы вторым обводным путем и тупиками.
Самый старый сохранившийся объект – вокзал станции «Парк» – в архитектурном плане представляет собой яркий образчик стиля «сталинский ампир» с открытыми галереями и портиками на восьмигранных колоннах, изящными балюстрадами, профилированным карнизом большого выноса на модильонах, широким украшенным растительным орнаментом фризом, большим люнетом в обрамлении филенок.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, Харьковская обл., г. Харьков, парк Горького / Лесопарк.
Ссылки
- Записки путешественника. Харьковские прогулки
Как добраться
Автотранспортом до харьковской улицы Сумской с Белгородского шоссе, которой следовать до центрального входа в парк Горького, рядом с которым располагается центральная станция Малой Южной дороги.
Общественным транспортом метро Харькова до станции “Госпром” или «Университет», затем по улице Сумской до парка с детской железной дорогой в северо-восточной части.