История
Одной из первых общественных построек первых немецких колонистов, поселившиеся на северо-восточных окраинах княжеского Львова в XII столетии, конечно же был собственный храм. Первоначально небольшой деревянный он служил главным украшением склона торговой Краковской площади в центре католического квартала.
С увеличением общины и ростом ее благосостояния деревянный костел Марии Снежной был перестроен в 1340 году в камне. Спустя четыре года после этого небольшой однонефный с башней над входом он впервые появляется на страницах официальных документальных источников. Спустя десятилетие после первого упоминания при храме была создана «Конфратерния литераторов».
При этом согласно мнению большинства исследователей святыня являлась первым не монастырским католическим храмом Львова, все права на который принадлежали исключительно местной общине. Именно это, не смотря на более чем скромные размеры, обеспечило святыне в 1359-ом кафедральный статус.
Строительство оборонных стен вокруг львовского центра города на рубеже XIV и XV веков, оставило костел Матери Божьей Снежной вне защищенного периметра, что в 1415-ом вынудило архиепископа Яна Жешовского ( – 1436) перенести кафедру в защищенный новопостроенный в центре города Латинский собор, а небольшому храмовому сооружению осталось довольствоваться ролью филиального с выполнением душепасторских обязанностей одним ее викариев (позднее каноников кафедральной капитулы).
Оказавшуюся важным внешним узлом обороны Краковского предместья согласно своего месторасположения на правом холме с напольной стороны Краковских ворот столицы Галичины, первая католическая святыня была обнесена высокой каменной оборонной стеной двухметровой ширины.
После двух разрушительных пожаров XVII столетия (1623, 1683) какое-то время костел Марии Снежной пребывал в запустении, но при этом капитула не дала своего согласия на передачу его тринитариям как храмового монастырского (был заложен позднее в центре).
Свое возрождение храм принял из рук архиепископа львовского Константина Липского ( – 1698) в 1685 году. Согласно передачи архидьяконом К. Мразовецким старого кафедрального амавона и маслянного портрета иезуита Петра Скарги в 1687-ом для его нужд, к тому времени восстановление комплекса было окончено.
Опекавший католическую святыню в середине XVIII столетия Франтцишек Дуральский перед присвоением ей в очередной раз приходского статуса решился на кардинальные обновления, в основном коснувшиеся внутренних интерьеров (за исключением новой сигнатурки над центральным объемом) – все внутреннее пространство в 1750 – 1751 годах было наново расписано фресками львовским художником-фундаменталистом Станиславом Стоинским, количество алтарей достигло шести, все внутреннее деревянное оснащение от алтаря и амвона до скамей каноников, прелатов, прихожан и исповедален было выполнено в стиле барокко.
В ходе реформы архиепископа Вацлава Иеронима Сераковского ( – 1780) костел Марии Снежной с неоконченной реставрацией в 1763-ем стал одним из шести городских приходских. В его подчинение перешла вся северная часть Краковского предместья с ближайшими селами Клепаров, Голосько и Брюховичи.
После окончания ремонтных работ освящение святыни заново провел в 1780 году архиепископ Фердинанд Онуфрий Кицкий ( – 1797), о чем гласила вмурованная слева под хорами мраморная табличка с соответствующей надписью.
После смены подданства на австрийское в правление цесаря Иосифа II (1741 – 1790) в Жолкевском предместье были разобраны почти все римско-католические храмы (деревянные Воскресенья Христова, Введения пресвятой Богородицы, святого Теодора, Рождества Богородицы и каменная Ивана Богослова), что перераспределило их верян между костелами святого Мартина и Божьей Матери Снежной. При этом здесь же оставались еще греко-католические храмы Параскевы Пятницы (приходской), святых Онуфрия и Николая.
Последняя масштабная перестройка комплекса связана с именем архитектора Юлиана Захаревича (1837 – 1898), по проекту которого в период с 1888 по 1892-ой он обогатился двухэтажной плебанией с башней, внутренние интерьеры приобрели неороманские черты с легкой руки художника Эдварда Лепшого (он же позднее нарисовал семь новых больших икон из жизни Матери Божьей и Иисуса), окна украсили витражи, для освещения были использованы чешские хрустальные люстры, на стражу главного входа были поставлены кованные решетки фирмы Яна Дашека, установлен четырнадцатирегистный орган, деревянные элементы алтаря позолочены, а по периметру его защитила новая ограда в стиле классицизма.
Обогатившись в начале ХХ столетия позднебарочной скульптурой Божьей Матери (автор Иоган Георг Пинзель), перевезенной из львовского монастыря миссионеров и установленной перед главным входом, костел Марии Снежной практически не пострадал во время двух мировых войн первой половины ХХ столетия.
По итогам советской оккупации при отце Казимеже Лендзьоне 12 апреля 1951 года приход был ликвидирован, а его храм закрыт. Часть ценной церковной утвари была перевезена во Львовский исторический музей, а прочее – разошлось по другим городским храмам. Позднее большая часть из них перекочевала в открытый Музей истории религии и атеизма.
В самом здание костела Марии Снежной открыли склад, уничтожив всю богатую деревянную резьбу предметов интерьера (боковые алтари, исповедальни, органы, скамьи), а в 1960-х была уничтожена и уникальная статуя Божьей Матери перед центральным входом.
Кроме того к концу 1950-х сама древняя католическая святыня требовала немедленной реставрации после неудачно проведенного ремонта, негативный эффект которого был усугублен присоединением растяжек проводов трамвайной электролинии, которую запустили в начале десятилетия по улице Гонты. Восстановительные работы здания были проведены в 1960-х.
В 1980-х храмовое здание приспособили под музей фотографии с использованием его площадей под художественные выставки. Среди последних была проведена и выставка альтернативного искусства «Центр Европы» 12 июля 1987-ого.
Украинская независимость в 1995-ом вернула храм церкви – он был отдан под опеку ордену редемптористов украинской греко-католической церкви, которые освятили его в честь Матери Божьей Неустанной Помощи. Из прежнего убранства здесь остались лишь амвон да двенадцать вмурованных в стену плакеток с изображением Христа Скорбного. Семь работ Э. Лепшого после реставрации Галиной Скоп были представлены на проводимой львовским Музеем истории религии выставке «Искусство неоготики» в 2000 году.
Архитектура
Однонефное с трехгранной удлиненной апсидой кирпичное на каменном фундаменте оштукатуренное здание костела Марии Снежной сохранило свою первоначальную планировку с некоторыми достройками. Со стороны улицы к главному входу базиликального объема с двухъярусной квадратной башней над притвором ведет парадная лестница.
Довольно аскетичный внешний внешний вид храма скрашивают французский руст башни, горельеф Марии Снежной над главным входом, изящная сигнатурка, глубокие арочные ниши оконных проемов, широкий профилированный карниз, архивольты на импостах, круглое окно над алтарем, а внутри – ниши-балкончики на месте окон с деревянной балюстрадой.
С севера (ул. Снежная) комплекс украшен захристией с отдельным входом акцентированным порталом с тимпаном, двухэтажной плебанией с башней и решеткой с вратами в неороманском стиле, архитектурные элементы которых (аркатура, пилястры, наличники) выполнены кирпичной кладкой с частичным оштукатуриванием.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Снежная, 2.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е40) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий), М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов), М12 (Тернополь – Львов), М11 (Е40) (Пшемышль – Городок – Львов), М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов). В городе по улицам Лычаковской – Владимира Винниченко – Максима Кривоноса – Ивана Гонты до костела Марии Снежной.
Общественным транспортом по железной дороге до Львова, а затем в центр города до остановки «Театральная», от которой один квартал по ул. Ивана Гонты до храма Матери Божьей Неустанной Помощи.