История
Издревле украинская земля была толерантной и радушной хозяйкой для тех, кто пришел без меча и злого умысла. Лучшим тому доказательством служат храмы и целые кварталы диаспор, сведения о которых до сих пор хранят документальные источники и найденные артефакты, хотя всесильный Хронос всеми силами пытался стереть их с лица земли на протяжении веков.
Первая скромная святыня бернардинок, как называли в Речи Посполитой кларисок, появилась во Львове в 1583 году с легкой руки настоятельницы без монастыря (терциарство не предполагало изолированности от общества и ее последовательницы жили в миру за свой счет с соблюдением обетов ордена). Ею была часовня святой Анны освященная год спустя львовским архиепископом Яном Димитром Соликовским (1539 – 1603), где двадцать мирских монахинь могли возносить свои частные молитвы, службы же для них проводились в костеле бернардинской обители.
Итоги Тридентского собора сослужили хорошую службу в том числе и для львовских кларисок – руководствуясь его решением настоятель бенедиктинского монастыря Бенедикт Гонсьорек, несшего духовную и административную ответственность за женскую ветвь своего ордена, предпринял шаги по приобщению терциарок к монастырской жизни.
Часть сестер во главе со своей настоятельницей Потенцианою Валигурянкой приняли реформу в 1605 году, а часть так и остались верны своим убеждениям (последние львовские терциарки Марина ( – 1623) и Друзиана ( – 1631) с Гологор). Для укрепления веры новых монахинь под покровительством архиепископа Яна Замойского ( – 1614) было начато строительство обители и небольшого трехнефного костела Непорочного Зачатия Девы Марии при ней.
Причем бернардинцы не поскупились (от имени ордена его курировал Бернард Авелидес) – проект в окружении оборонных стен был заказан одному из самых талантливых местных зодчих, Павлу Римлянину ( – 1618). Его освящение состоялось тем же Яном Замойским уже двумя годами позднее.
Это событие привлекло в ряды кларисок новых сестер – так по состоянию на 1615-ый в монастыре состояло четыре десятка монахинь и двенадцать послушниц, содержание которых обеспечивали шесть сел Кимирского ключа, проценты с капитала обеспеченного земскими землями и платой за воспитание девочек из богатых семей.
Первое же столетие существования расположенного вне городского оборонного периметра монастыря бернардинок принесло ему немало горести и печалей – его трижды захватывали во время осады столицы Галичины (1648, 1655, 1672) с целью создания опорного пункта для штурма городских укреплений.
Полное восстановление и расширение комплекса кларисок было начато лишь в 1749-ом, когда костел Нопорочного Зачатия увеличили,перестроили башню, установили новый орган, интерьеры получили фрески Станислава Строинского (возможно в соавторстве с его братом Марцианом), который расписывал храм в 1760 – 1761 годах.
Захват западно-украинских земель после развала Речи Посполитой Австрийской империей не сулил ничего хорошего для кларисок, которых в монастыре Львова по состоянию на 1782-ой насчитывалось тридцать четыре – в феврале австрийская власть объявила о его ликвидации, не помогли просьбы приориссы Софьи Бенедикты Бертандовны и протекция архиепископа Фердинанда Онуфрия Кицкого ( – 1812), Кимирский ключ перешел в собственность местной администрации, а пять городских юридик проданы на аукционе.
Все ценное имущество кларисок было перевезено в бернардинскую обитель, сами сестры во главе со своей настоятельницей перебрались в монастырь сакраменток, а частью покинули Львов навсегда. В том же году монастырский комплекс австрийская власть планировала передать сакраменткам, в следующем – василианкам, а в результате он оказался в распоряжении таможни, которую в начале XIX столетия сменила табачная фабрика.
Именно последняя долгий столетие использовала келейный корпус под административные нужды, а храм – под склад табака. Во время перестройки фабрикой под свои нужды (1800 год) костельная башня была разобрана, главный вход в святыню замуровали (новый устроен с Лычаковской), богатое внутреннее убранство, включая исповедальни, алтари, амвон, скамьи, спалены. Ей же принадлежит «заслуга» уничтожения большей части уникальных фресок Строинского.
В 1894-ом католическая церковь обратилась к светским властям с просьбой о возврате святыни в лоно церкви, но дирекция сокровищницы как собственника не поддержала эту идею с аргументацией о неимении в распоряжении свободных площадей для размещения склада табака.
В конце концов львовский магистрат выкупил костел Непорочного зачатия Девы Марии за двадцать пять тысяч крон, в 1898-ом начав масштабную реставрацию под руководством строительного департамента во главе с Юлианом Гохбергером и Михаилом Лужецким (достройка притвора, установление сигнатурки, модульных витражей фабрики Кейлинга, алтарей фирмы братьев Вчеляков, четырнадцатирегистрового органа Яна Сливинского, амвона работы Тадеуша Сасульского). Реставрацией фресок занимался Тадеуш Попель (1863 – 1913), он же является автором трех новых настенных рисунков.
После освящения 1 декабря 1898 года львовским епископом Юзефом Вебером храм, являвшийся частной собственностью городской гимны (общины), стал главной духовной святыней гимназической молодежи.
Следующий этап в истории бывшего монастырского комплекса кларисок начался с обращения в 1936-ом военного ведомства к городскому совету с просьбой о его передаче для организации отдельного гарнизонного прихода. Просьба была уважена.
В том же году после победы на конкурсе проектно-ремонтные работы были доверены Антонию Лобосу. Причем самым острым вопросом было восстановление башни, над которым в итоге работала целая группа (профессор Марьян Осинский, архитектор Януш Витвицкий, защитник памятников архитектуры Зигнев Горнунг). Трехгодичные восстановительные работы прервала Вторая мировая война в 1939-ом.
В советский период монастырь вновь был закрыт, а его внутреннее убранство большей частью уничтожено. Об уникальной росписи и ценности памятника архитектуры вспомнили лишь в 1980-м, когда он перешел в подчинение Львовской галереи искусств. После десятилетней реставрации здесь открыли ее филиал – Музей сакральной барочной скульптуры «Творчество Иоганна Георга Пинзля», который квартирует тут и до ныне.
Архитектура
Трехнефный с прямоугольной апсидой костел бернардинок расположен в юго-восточной части старого Львова (начало Лычаковской). С юга к его ориентированному на восток сложенному из дикого камня и кирпича объему примыкает прямоугольный монастырский корпус с внутренним даором, а с запада пристроен притвор с высокой башней.
Довольно аскетичная по своему внешнему убранству главная святыня кларисок из декора имеет в своем арсенале пилястры тосканского ордера, дорический фриз с триглифами и метопами, профилированный карниз, арочные ниши, круглые глубокие окна за кованной решеткой в обрамлении наличников, барочные сплывы фронтонов с украшением в виде вазонов и пирамид.
Ее доминантой служит башня с необычным завершением-ротондой под куполом с крестом, которая венчает простой квадратный периметр с узкими прямоугольными окнами за деревянными жалюзи.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Львовская обл., г. Львов, ул. Лычаковская, 1-2.
Как добраться
Автотранспортом по трассам М06 (Е471) (Киев – Житомир — Новоград-Волынский – Львов – Стрий) / М09 (Е372) (Рава-Русская – Жолква – Львов) / М12 (Тернополь – Львов) / М11 (Пшемышль – Городок – Львов) / М10 (Радымно – Яворов – Новояворовское – Львов). С объездной по городу следовать по Лычаковской до ее начала, где расположен Музей скульптуры Иоганна Пинзеля.
Общественным транспортом до Львова, а затем – в центр города до Соборной площади, где расположен бывший монастырь кларисок.