История
Воронцовский дворец, по задумке, должен был выступать в качестве летней резиденции генерал-губернатора Новороссийского края (южная часть Украины и Крымский полуостров) графа Михаила Семеновича Воронцова (1782 – 1856). Строительство дворца продолжалось с 1828 по 1848 год.
Первый архитектурный проект — в строгом классическом стиле – принадлежал одесскому архитектору Франческо Боффо и английскому архитектору Томасу Харрисону. Проект начал воплощаться в жизнь в январе 1829 г. Согласно первоначального проекта, были проведены подготовительные работы, а также возведены фундамент и первая кладка портальной ниши центрального корпуса.
Однако в июне 1831 г. Воронцов приостановил работы по возведению дворца. Находясь в Англии, граф, под влиянием окружающей его архитектуры и новых веяний в западноевропейском зодчестве, пересматривает проект возведения дворца в Алупке.
В поиске нового архитектора дворца Воронцов останавливает свой выбор на англичанине Эдуарде Блоре (1789 – 1879), который в качестве основного архитектора дворца в Алупке смог воплотить в жизнь идеи классической замковой архитектуры Великобритании с элементами роскоши дворцов Индии.
В 1832 году строительные работы были продолжены уже по новому проекту, который учитывал выполненные ранее этапы. Над строительством и отделкой дворца работали московские и владимирские каменотесы, резчики по камню и дереву, лепщики, мебельщики, живописцы и вышивальщицы. Стоимость всего комплекса составила 9 миллионов рублей серебром. До 1917 года дворец в Алупке находился во владении семьи Воронцовых.
После установления в Крыму советской власти (16 ноября 1920 г.) дворец был национализирован. А в начале 1921 года, после телеграммы В. И. Ленина, здание приобрело статус музея, куда помимо собственных экспонатов дворца были помещены экспонаты из национализированных усадеб Романовых, Юсуповых и Строгановых.
Во время Второй мировой войны в период оккупации из музея было вывезено 537 произведений художников и графиков, а так же другие ценные экспонаты, большая часть из которых так и не была возвращена музею. Само здание музея уцелело лишь чудом, благодаря стремительному наступлению Приморской армии и Ялтинского партизанского отряда.
С 4 по 11 февраля 1945 г. во время Ялтинской мирной конференции в здании дворца размещалась английская делегация во главе с Уинстоном Черчилем (1874 – 1965). Во время конференции в Парадной столовой дворца проводились предварительные переговоры между министрами иностранных дел стран-участниц. А 8 февраля 1945 г. было принято решение о числе стран-участниц учредительной конференции Организации Объединенных Наций, времени и месте ее созыва.
С 1956 года двери музея Воронцовского дворца вновь открыты для посетителей. В настоящее время для публичного обозрения открыты центральный, гостевой, столовый и библиотечный корпуса.
Музей
Сейчас экспозиция музея расположена в 8 парадных залах на первом этаже.
В Парадном кабинете хозяина дворца представлены предметы интерьера и портретная живопись первой половины XIX века.
Стены Китайского кабинета украшены рисовой соломкой, а так же вышивкой шелком и бисером.
В Ситцевой комнате представлены работы С. Ф. Щедрина и Н. Г. Чернецова.
Вестибюль, отделанный деревом в готическом стиле, представляет экспозицию парадных портретов Воронцовых и царской семьи.
Бильярдная использована в качестве картинной галереи, где располагаются работы классиков эпохи Возрождения.
Голубая гостиная — жемчужина дворца примыкает к Вестибюлю. На голубом фоне стен переплетаются белые лепные растительные узоры (лепщик — Роман Фуртунов), которые подчеркивают белую с золотом мебель в стиле ампир.
Рядом с гостиной расположен ) Зимний сад, в котором среди зелени тропических растений уютно расположились мраморные скульптуры.
Парадная столовая — огромное помещение (150 м.кв.), декорированное резной отделкой потолка и панелей, бело-голубым фонтаном и мебелью английских и французских мастеров.
В экспозиции музея представлены более 11 тысяч экспонатов в том числе: живопись XVI — XIX вв., гравюры XVIII в., мебель XIX вв., предметы интерьеров и около 6 тысяч различных литературных и музыкальных произведений XVIII – начала XIX вв.
Архитектура
Дворец расположен параллельно линии гор. И, выполненный из диабаза (мелкозернистая вулканическая горная порода серого или зеленовато-черного цвета схожая с базальтом), органично вливается в окружающий горный ландшафт Ай-Петри.
Воронцовский дворец состоит из нескольких корпусов (центральный, столовый, гостевой, библиотечный и хозяйственный), гармонично соединенных в единый архитектурный комплекс.
Центральный вход в замок расположен с запада. Глухие стены с круглыми башнями, узкий проезд с ажурным мостиком (для прохода на хоры) и стрельчатой аркой — это двор Хозяйственных корпусов (1838 – 1844 гг.) и подъезд к Центральному корпусу (1834 – 1837 гг.). С западной стороны возведены зубчатые стены из крупных грубо обработанных плит, узкие окна — делают дворец с запада похожим на хорошо укрепленное оборонительное сооружение.
Из Хозяйственного двора, минуя две прямоугольные башни (1840 – 1842 гг.), попадаем в Парадный дворик. Отсюда открывается прекрасный панорамный вид на Ай-Петри, ограненную с одной стороны башней с часами (часы с боем), а с другой — восточным флигелем. Большие прямоугольные окна, устремленные ввысь купола, изящной формы зубцы и дымовые трубы в виде цветов зрительно облегчают восточную часть дворцового ансамбля.
Из плоскости стены выдвинуты на разных уровнях – центральная часть с парадным входом, который ведет в главные залы экспозиции, расположенные в Центральном и Столовом корпусах (1830 – 1834 гг.). К Столовому корпусу примыкает Бильярдная зала (1841 – 1842 гг.) и Гостевой корпус (Шуваловский — в правой его части располагались покои дочери Воронцова Софьи Михайловны, в замужестве графини Шуваловой).
Южный фасад дворца обращен к морю и имеет выраженные черты восточного стиля. Основным элементом здесь является монументальный портал, внутри которого устроена ниша. По ее широкому фризу шести кратно повторяется изречение из Корана: «Нет бога, кроме Аллаха». К порталу примыкает широкая лестница (1848 г.) – Львиная терраса, на боковых выступах которой установлены три пары львов (спящий, пробуждающийся и бодрствующий) из белого мрамора, выполненные в мастерской итальянского скульптора Джовани Бонанни. Южную часть дворца окаймляет регулярный парк, называемый «Нижним парком».
Северный фасад, оформленный в стиле поздней английской готики: стрельчатые высокие окнами-эркеры, высокие классические башни и башенки — фиалы, выходит на Ай-Петри.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Алупка, Дворцовое шоссе, 10.
Ссылки
- Конкурсы. Украинские чудеса
- Исторические факты. Осужденный подвигом
- Исторические факты. Обращайтесь ко мне на вы
- Легенды. Тезка премьер-министра
Как добраться
Автотранспортом по трассе М18 (Севастополь — Ялта — Симферополь).
Общественным транспортом из Ялты.