Врач по призванию. Борис Казас

Один из тех, о ком в народе говорят «врач от Бога», которому хватало физических и душевных сил не только вдохновенно лечить, но и воодушевлять пациентов на скорейшее выздоровление своими безграничной добротой, человечностью и самопожертвованием. Всю свою жизнь, как истинный караим, он отдал служению Украине и украинцам, которые взаимно платили ему искренними благодарностью и уважением. Борис Казас – караим по происхождению, одессит по рождению, евпаториец по служению.

Просвещенная семья караимских интеллигентов Ильича Казаса и Бюбюш Панпулова еще тогда, во второй половине ХІХ века, дала возможность сыну самому выбирать свой жизненный путь, обеспечив его хорошее среднее образование (Симферопольскую гимназию двадцатилетний Борис в 1881-ом закончил с серебряной медалью). Поэтому медицинский факультет Харьковского университета для него был совсем не случайным.

Диплом в двадцать пять, и десятилетняя работа бок о бок с опытными профессионалами своего дела, как врачи Гольдгаар и Вегнер, в юзовской заводской больнице Новороссийского общества каменноугольного, железного, стального и рельсового производства подарили ему ту научно-практическую базу, которая помогла в 1895-ом Борису Ильичу успешно защитить диссертацию по теме «О величине давления на глаз в момент выведения хрусталика при экстракции катаракты» со степенью доктора медицины. Кстати, именно там он выработал для себя ритм на всю жизнь: подъем с первыми петухами, работа от рассвета до заката (часто без перерыва на обед), ложиться не раздеваясь и в любой момент быть способным оказать медицинскую помощь нуждающимся.

Два года путешествий по Европе для отшлифования своей профессиональной базы знаний, и в 1897-м Казас наконец был готов принять на себя обязанности старшего врача Евпаторийской земской больницы, поселившись в новых восточных кварталах города, где позже появится его Ривьера.

Однако живой и восприимчивый научный разум не дали Борису Ильичу спокойно почивать на лаврах, ведь вокруг был целебный климат западного крымского побережья с его магическими солнцем, морем, песком и грязями. Он был одним из первых врачей, успешно начавших комбинировать традиционные и нетрадиционные методы лечения с учетом того, что было под рукой: бальнеология, грязетерапия, солнечные процедуры, песочные ванны, физическая активность наряду с рентген-кабинетом и новаторскими методами хирургического вмешательства.

При огромной медицинской практике (земская больница, Мойнакская грязелечебница, частная практика, лечебно-профилактический пляж «Санитас» и вместе с тем терапевтия, хирургия, гинекология, отоларингология, офтальмология, паталогоанатомия) Казас еще успевает вести активную общественную деятельность: гласный Евпаторийской думы, председатель городской Ассоциации медиков, докладчик на различных медицинских конференциях и съездах, член Совета городских служащих, член Курортной комиссии Евпаторийской думы…

И при этом у господина врача оставалось время на доброе слово для каждого и меценатство для неплатежеспособных, он лечил бедных пациентов бесплатно, да еще и за свой счет покупая для них лекарства. Чего стоит лишь случай с операцией опухоли, захватившей в том числе сонную артерию какого-то бедняги-кучера – Борис Ильич кропотливо оперировал этот признанный прочими безнадежным случай несколько часов и победил. Благодарные евпаторийцы отвечали действительно народному врачу любовью во всю ширину своей простой и открытой души, буквально отбив Казаса у какого-то отряда московских карателей, зашедших в Крым в 1920-ом.

Он так и умер на посту 26 июля 1922-го, выполняя свой медицинский долг по спасению страдающего от эпидемии холеры города, чтобы остаться для жителей украинской туристической Мекки легендой навсегда.

25-05-2023 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.