История
История начала существования на этом месте каких-то сооружений теряется где-то во тьме времен, хотя весьма маловероятно, что земельный участок рядом с уманским городским центром века существования города оставался пустующим и не имела своего хозяина. Но в документальных источниках впервые с перевязкой к месторасположению на карте здание появляется здесь лишь в начале ХХ в качестве собственности банкира Рахлиса.
Как комфортабельный доходный дом с электричеством, водоснабжением, телефоном за тот небольшой промежуток времени в два десятилетия, что находился в частной собственности, в разные годы он выступал официальной резиденцией большого количества крупных и малых коммерческих структур: гостиницы (Регина и возможно Лондон), магазины (мебельный Менделехеса, галантерейный «Буржа», обувной Бурноса, мануфактурный Городецкого), аптеки Гринберга и Гринвальда, кабинеты врачей Френкеля и Рутгайзера, фотография Бриля «Заря», филиал международного банка, а также широко известный «Малый театр» Полонского.
Установление московской вооруженной диктатуры пролетариата после переворота 1917-го кардинально изменило состав местных организаций-обитателей – за год правления документы фиксируют в этих стенах союз строительных рабочих и бюро «Бунда», а в 1923-ем все здание было отдано Объединенному рабочему клубу, с подмостков театра которого (уже был переименован в «Красный») плеяда новых деятелей от культуры продвигали в массы идеи нового тоталитарного режима, в комнатах работали различные кружки, городская библиотека и школа журналистов местной газеты.
Но энтузиазм рабочих пылал в этих стенах не слишком долго – в 1930-м большую часть помещений приспособили под общежитие Института социального воспитания с переводом сюда четыре года спустя и его биологического факультета (позже реорганизована в природно-географический).
Учебный процесс был прерван началом боевых действий развязанной Москвой и Берлином Второй мировой войны, а уже 28 августа 1941 года с балкона бывшей гостиницы Регина свои войска приветствовал Адольф Гитлер (должна была состояться торжественная встреча с их итальянскими соратниками, но непогода помешала последнее добраться до Умани вовремя).
С окончанием боевых действий и восстановлением учебного процесса институту социального воспитания вернулся в родные пенаты, но уже в 1950-х здесь действовал районный Дом культуры, который в период реконструкции давал кров кинотеатру им. Черняховского (с 1952-го). Это стало базой для открытия здесь кинотеатре хроники и повторных фильмов пять лет спустя.
Одновременно с новым синематографом, который получил название «Хроника», помещения верхних этажей занимали райком Коммунистической партии Украины, отделы райисполкома, райком коммунистического союза молодежи Украины, районная библиотека, контора «Сельелектро», контора овощных сортовых семян.
А после восстановления украинской независимости трехэтажное здание в самом центре города уже нуждалась в капитальном ремонте, но вместо этого было оставлено на произвол судьбы, пока крупный пожар 2016-ого не разрушил все его деревянные перекрытия, оставив только кирпичный остов несущих конструкций.
Архитектура
Прямоугольный трехэтажный периметр из красного кирпича (тинькована и декорирован желтой главный фасад) вдоль красной линии застройки главной городской улице рядом в самисенькому центре Старой Умани олицетворяет собой харизматичного представителя украинского барокко начала ХХ века с использованием всех присущих ему архитектурных приемов.
Весь шик архитектурного декора бывшей гостиницы Регина сконцентрирован на симметричном центральном фасаде: угловые штукатуренные ризалиты с арочными входами и рустом первого этажа венчают декоративный фронтоны сложного профиля с простыми розетками по центру и стилизованными тумбами-башнями под шлемоподобным завершением с растительным орнаментом по углам, центральный вход, как и плоскость стен, подчеркивают лопатки рустованные на первом этаже с завершением в виде триглифов с медальоном, колонны композитного ордера и две больших коробовых арки окон, подвенечный профилированный лобовой карниз покоится на стилизованном под бегущей волны орнаментом фриза, а оконные проемы украшены лепным прямоугольным сандриками с геометрически растительным орнаментом характерного типа. Особой изюминкой выступает вышеупомянутый балкон второго этажа и вишневая плитки.
Дворовый фасад оставлен без всех этих украшений кроме различных по ширине коробоаих арок оконных проемов плоскости стен и двухуровневой стрельчатой - центрального ризалита профилированного лобового карниза и простых лопаток.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Черкасская обл., г. Умань, ул. Небесной Сотни, 10.
Как добраться
Автотранспортом по трассе М12 (Стрый – Тернополь – Хмельницкий – Винница – Кропивницкий – Знаменка) или М05 (Киев – Одесса). В городе по улицам: Интернациональная – Киевская – Тищенко – Европейская – Небесной Сотни – Освободителей, которая в районе площади Свободы проходит рядом с бывшей гостиницей Регина.
Общественным транспортом в Умань, а потом – городским к главной Соборной площади, рядом с которой мимо Аллею Героев розхташований дом в стиле украинского барокко.