Костел святой Анны в Баре

История

Католический храм святой Анны в Баре Костел святой Анны в Баре

Фактически документальная история католицизма в Баре начинается с 1550 года, когда согласно фундушу тогдашней владелицы города, жены правителя Руси Сигизмунда I Старого Боны Сфорца д’Арагона (1497 – 1557), здесь начали возводить фарный костел согласно описи 1583 года. Хотя вероятно и до того на берегу Рова существовала некая святыня общины римского креста при двух имеющихся в городе православных причта, потому как королева, активно занимавшаяся развитием города выкупленного в 1537-ем у Станислава Одровонжа (1509 – 1545), вспомнила о храме только тринадцать лет спустя.

А по состоянию на 1598 год в городе уже значится католический собор, освященный в честь святой Анны. Предположительно он был деревянным и, как утверждают историки, находился несколько южнее от месторасположения нынешнего. Он стал первой ласточкой Брестейской унии о колонизации католиками украинских просторов. В последующие два десятилетия в Баре поселяются доминиканцы с подачи Станислава Гольского (1553 – 1612), который строит для них монастырь в 1607-ем, а за ними и иезуиты семь лет спустя при содействии Станислава Жолкевского (1547 – 1620).

Святой защитник на фронтоне барского костела Святой защитник на фронтоне костела святой Анны

Боевые действия освободительной войны под предводительством Богдана Хвельницького 1968 – 1657 лет совершенно опустошили весь Подольский край, и бар не был исключением – вторая половина XVII века прошла под знаком упадка. Деревянный костел святой Анны, сожженный в самом начале вооруженного противостояния, в то время так и не возрождался.

Восстановление католическому храму пришло с неусыпными хлопотами отца Матфея Круликовского в 1721-ем. Построен он был уже из буковой доски на каменных фундаментах, именно в таком виде святыне удалось пережить вместе с городом штурм русскими войсками в 1768-ем и три раздела Польши, после второго из которых в 1793 году Подолье было аннексирована Московской империей Романовых.

Однако дерево – хрупкий и опасный материал для постройки – в 1806-м очередная сооружение тогда уже Николаевского костела растаяло в мареве общегородской пожара, чтобы возродиться пять лет спустя уже в каменных доспехах, как главный храм доминиканского монастыря, с легкой руки преора Емерика Шатбея. Консекровал его епископ Каменецкий Францишек Мацькевич.

Центральный фасад барского костела святой Анны Центральный фасад барского костела

А четыре года спустя после подавления антимосковского восстания почти все католические ордена были изгнаны оккупационными властями с украинской территории для установления диктатуры православия, как государственной религии. Доминиканцы Бара не стали исключением из правил с той лишь разницей, что их костел остался католическим, став приходским городским, и даже был в 1860-ом отреставрирован на средства князя Любомирского.

Доминиканский же монастырь в середине XIX столетия использовали для богослужений Успенской православной общины, храм которой более десятилетия находился на реставрации из-за продольных трещин в куполе. Затем, когда потребность в нем отпала – был разобран на материал для строительства Преображенской православной церкви в Барских Чемерисах.

Актуальна для небольшой монашеской братии небольшая Николаевская святыня начала XX века категорически не устраивала большую католическую общину Бара, которая давно уже превысила семь тысяч человек. Потому 25 июля 1902 года на деньги Пелагеи Милевской началась его перестройка со значительным увеличением объема и изменением стиля на неоготику, который через шесть лет благодаря отцу Александру Щавинскому был закончен. От бывшего храма остался только алтарная часть.

Восточный фасад католического храма в Баре Восточный фасад католического храма

А потом империя двуглавого орла начала очередной виток противостояния с Западом в Первой мировой войне 1914 – 1918 годов, на руинах которой украинские земли оккупировал московский люмпен под красными флагами. Очень быстро новая, уже советская, власть осознала свои проигрышные позиции в борьбе с верой за души свои подданных – так начались религиозные гонения. Костел святой Анны по приказу советов стоял закрытым с 1933 по 1942 год.

Немецкая оккупация 1941 – 1944 во время развязанной Москвой и Берлином Второй мировой войны вернула святым стенам искру Божью, которая горела так сильно, что даже после своего второго пришествия красные атеисты не осмелились ее потушить – костел оставался действующим весь остаток советского периода.

Горельеф святой Анны барского храма Горельеф святой Анны

С восстановлением украинской независимости в 1991-ем католическая община святой Анны Каменец-Подольской диецезии была сразу же официально зарегистрирована, уже не опасаясь давления со стороны государства. Началась кропотливая работа по полному восстановлению главной городской святыни рядом с руинами старого замка, которая счастливо завершилась реконсекрацией 26 июля 2006года Апостольским нунцием в Украине архиепископом Иваном Юрковичем.

Архитектура

В сложнопрофильных чертах барского костела святой Анны после перестройки столетие назад фактически можно угадать два отдельных сооружения различных по времени, которые гармонично увязаны между собой благодаря неоготическому декору: более старая часть бывшего Николаевского храма с сохраненной алтарной частью, апсидой и трансептом на севере плавно перетекает в более объемный базиликальный южный периметр начала ХХ века с грандиозным порталом центрального фасада, который венчают две башни под высокими шпилями куполов и небольшими пристройками в северной части, которые выполняют роль второго трансепта.

Башни барского храма Башни барского костела

Величественный в своей изысканности храм декорирован высокими стрельчатыми оконными арками в обрамлении архивольтов с акцентом замкового камня, аркатурой фриза пространство между арками которой заполняют крестовые барельефы, фронтоны осей трансептов оттенены гранеными под шатровыми и квадратными под ромбовидными кровлями с маковками пинкалями, тумбы которых украшены нишами (трехлопастные, стрельчатые) и профилированными карнизами.

Главный архитектурный акцент сконцентрирован на главном фасаде с его угловыми башнями-надстройками под шатровым покрытием со щипцами и массивным треугольным фронтоном, которому вторит форма завершения готического портала центрального входа в обрамлении многоярусного архивольтов, над которым в трилистник скрыт горельеф святой Анны. В целом его рисунок повторяет общий, только в более концентрированном виде, плюс добавлены двухуровневые граненые полуколонны коринфского ордера, статуя святого защитника, крестоцветные и трехлистные ниши, профилированный лобовой карниз.

Дополнительная информация

Адрес: Украина, Винницкая обл., г. Бар, ул. Святого Николая, 12.

Как добраться

Автотранспортом по трассе Т0610 (Любар – Хмельник – Лука-Барская – Бар – Новая Ушица) или Т0228 (Бар – Копайгород – Шаргород – Новые Хоменки). В городе вдоль главной, потом Соборной следовать до улицы Святого Николая до католического храма.

Общественным транспортом в Бар, а дальше от автовокзала по улице Святого Николая к костелу святой Анны в квартале рядом.

Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе