История
Колокольня бывшего Покровского монастыряЕго предыстория восстала на руинах неизвестного древнего монастыря с легкой руки гетмана польного коронного Станислава Жолкевского (1547 – 1620), который в 1616-ем начал строительство монастыря для прибывших в Бар двумя годами ранее монахов иезуитского ордена. Строился комплекс рядом с замком королевы Боны очень быстро, учитывая большую сумму пожертвования в тридцать тысяч злотых от магната-основателя.
Кроме того Жолкевский выхлопотал у польского короля Сигизмунда III Вазы (1566 – 1632) для него привилегии получать десятину с Барского и Комаровецкого имений при освобождение от налогов, что впоследствии сделало их крупными землевладельцами, которые владели частью города, свечным и кирпичным заводами, пивоварней, зданием ратуши, прудом, постоялым двором и трактиром.
С развитием города и увеличение братии возникла идея организации при обители коллегиума, которая нашла свое материальное воплощение в 1635 году. А через полтора десятилетия на украинской земле начались бурные времена освободительной войны под предводительством Богдана Хмельницкого 1648 – 1657 годов, пережить которые деревянным монастырским постройкам, к сожалению, не довелось. Устоявшие же учебный корпус и костел держались вплоть до 1780-х годов (учебное заведение работало до 1666-го), когда навсегда растворились в дыму пожара.
Монастырско-коллегиальный комплекс иезуитов в БареВозрождение к иезуитскому монастырю пришло только после деоккупации Подолья от власти османского султаната – уже в 1701-ом началось строительство сооружений нового киопичного на каменном фундаменте религиозно-образовательного комплекса под патронатом ордена иезуитов (коллегиум восстановлен в 1749 году). Из-за плохого финансирования сооружение обители растянулось на многие десятилетия. Именно это побудило орден к агрессивной юридически-правовой политике, благодаря которой он состоянию на вторую половину XVIII века стал владельцем помимо прочего семи сел (Кужелева, Кужелевка, Семаковець, Залуч, Сеферовка, Окладное, Барщ, а так же частично – Думанова и Кормильча).
Но при ежегодных доходах более чем в двадцать тысяч злотых в 1773-й году, когда буллой папы римского Климента XIV (1705 – 1774) иезуитский орден был ликвидирован, комплекс так и числился в недостроях, хотя и почти законченных. Опустев, имущественный комплекс перешел в ведение Эдукацийной комиссии.
После многочисленных распрей за обладание монастырь в 1881-ом получил греко-католический орден отцов-василиан при условии продолжения образовательной деятельности предшественников. Они-то и закончили строительство комплекса, потратив на достройку еще шесть лет. Во исполнение обязательств по просвещению при монастыре была открыта Василианская школа, которая в 1803-ем была переформирована в уездное училище.
Центральный фасад монастырского корпусаАнтицарское восстания 1830 года положило конец свободному существованию на оккупированных Московией украинских просторах монастырей всех конфессий кроме православных (как государственных), и василианский орден ни был исключением – в том же году он потерял свои владения в Баре.
Свободными помещения, переданные оккупационными властями в ведение Духовного ведомства, оставались недолго – в 1837-м здесь был основан Барский православный мужской монастырь в честь Покрова пресвятой Богородицы. В том же году с Привороття были переведены два старших класса семинарии, а затем Волынское духовное училище полностью переселилось в город на реке Ров.
Однако то ли из-за небрежного руководства, то ли недофинансирования мужскую обитель в 1880-м епархиальное руководство решило расформировать, перераспределив монахов по другим монастырям, а комплекс передать женской ветви православной церкви. 20 сентября 1881 года состоялась торжественная передача его сестрам Браиловского монастыря.
Корпус коллегиума барского иезуитского монастыряВо времена принадлежности женскому крылу православия Барский монастырь переживает времена своего расцвета – энергия матушек-настоятельниц обеспечили ему так необходим ремонт и строительство величественного надвратного корпуса с колокольней во главе в 1908-м по случаю празднования пятидесятилетнего юбилея существования обители. Тогда же главная икона Божьей Матери получила позолоченные оклады.
А потом московские оккупанты в тщетных претензиях на величие начнут Первую мировую войну 1914 -1918 годов, которая похоронит под своими руинами империю Романовых, а на ее место ворвется с оружием в руках красный люмпен. Он-то в своих попытках обуздать умы и сердца оккупированной Украины начнет наступление на веру. Барский монастырь полностью сгорел в 1920-м, а после восстановления, как самое презентабельное здание города, его разделили райисполком с домом культуры и библиотекой.
С началом немецкой оккупации Подолья во время Второй мировой войны (в 1941-ом) Покровский женский монастырь возобновил свое положение в Бари. Ему даже удалось четыре года сопротивляться возвращению московских оккупантов в святые стены после 1944-го, но южный корпус с теплой Николаевской церковью в 1948 году пришлось освободить под дом культуры.
Келейный корпус монастыряНа этом оккупационная советская власть Московии не остановилась в своих попытках ликвидировать обитель под разными предлогами от недостатка в городе жилых помещений для «рабочих и крестьян» до размещения «швейной фабрики» (но оборудования последней не проходило по габаритам). 15 июня 1960 года монастырь все же был закрыт с передачей в жилой фонд.
Но в безверии храмовому комплексу суждено было находиться лишь три десятка лет – с восстановлением украинской независимости и развалом очередной московской империи в 1991-м келейный корпус без коллегиума был возвращен католической церкви, которая подарила его сестрам-бенедектинкам, которые шаг за шагом продолжают восстанавливать свой дом и сейчас.
Архитектура
Бывший иезуитский комплекс представляет собой три здания разного времени постройки, которые располагаются на живописном берегу реки Ров в двух кварталах от суетливой городской центра.
Южный колегиальний корпус представляет собой двухэтажное прямоугольное сооружение под вальмовой крышей в классическом стиле с легкими архитектурным окраской в виде угловых пилястр, простых оконных наличников и профилированного лобового карниза.
Монастырь кармелиток в БареПарадно украшенный монастырский келейно-храмовый двухэтажный корпус расположен параллельно берегу реки – прямоугольное сооружение с центральным эркером западного фасада и большим ризалитом восточного под мансардной крышей с прямоугольными люкарнами. Изысканный барочный декор здания составляют пилястры дорического ордера без стилобата, разбивка на зеркала тонкими филенками, неширокий фриз, профилированный лобовой карниз, фильонковое обрамление окон с доминантой замкового камня и коробовые ниши междуэтажного пространства.
Пятиярусная (восьмерик на четверике) колокольня красного кирпича с интересным завершением в виде сомкнутой кровли увенчанной маковкой – прямоугольник с двумя симметричными двухэтажными пристройками в одно окно по фасаду и центральной проездной аркой, который расположен параллельно центральному зданию. Ее украшением служат угловые пилястры дорического ордера, профилированные архивольты на импостах, треугольные декоративные фронтоны в филенках с окнами-«розами», прямоугольные ниши, стилизованный фахверк и профилированный лобовой карниз.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, Винницкая обл., г. Бар, ул. Монастырская, 55.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Т0610 (Любар – Хмельник – Лука-Барская – Бар – Новая Ушица) или Т0228 (Бар – Копайгород – Шаргород – Новые Хоменки). В городе по улицам Героев Майдана – Соборная – Святого Николая до бывшего иезуитского монастыря.
Общественным транспортом в Бар, а дальше от автостанции один квартал на запад (в сторону реки) до монастыря бенедиктинок.