Его жизненный путь пролегал от Белок до Белок через десятилетия, шестьдесят четыре страны и всемирную славу с подтверждением в качестве звания самого сильного человека мира 1928 года, за что он получил прозвище Кротон в честь древнегреческого героя. Кто бы мог подумать, что в небольшом поселке Иршавского района на пороге нового ХХ века родится легенда. Хотя учитывая живительную природу Карпат и хорошие наследственные гены (не зря же его деда в народе прозвали Силой после того, как он одной палкой завалил медведя в лесу) можно было предположить, что один из десяти детей Федора Фирцака унаследует семейную мощь.
Иван Фирцак, может так и остался бы лишь местечковой легендой, подростком пожалев охромевшую корову отнес ее на плечах домой и самостоятельно вместо нее вспахал поле да после драки бежал из тюрьмы выломав решетки, если бы не заработки в Чехословакии, куда он отправился двадцатилетним парнем в качестве грузчика по рекомендации местного нотариуса к его брату-владельцу завода. А ведь судьба могла сложиться иначе, потому что парень собирался на заработки в Бельгию к дяде.
Зрелищно-коммерческое использование огромной силы Ивана впервые произошло в бою с бродячим силачом Вилетом, который закончился больничными носилками для последнего и началом карьеры для украинского юноши – его способности біли замечены спортивным тренером Ондржеем Нейманом, который взял его под свое крыло.
Извечная спутница Ивана, двадцати пяти килограммовая гиря, обеспечила ему первенство на чехословатском чемпионате тяжеловесов всего через три года и победу над своим извечным оппонентом, чемпионом страны, Коларом Грдличка в памятной бою в ресторане «Слован», за что украинцу пришлось уплатить штраф , потому что его соперник служил в полиции.
По закону, когда жизнь закрывает двери, оно открывает перед вами окно – после страшной аварии по дороге в Карловы Вары, когда погиб Ондржей Нейман, а Фирцака обвинили в его убийств (спас брат тренера – известный адвокат, внес за силача большую гарантию), украинский молодец бросил спорт ради зрелищного представления с подачи директора «Герцферт-цирка» Мачока Маклера.
Именно с этим цирком он объездил пол-мира, своими уникальными номерами срывая аплодисменты и затаенный вздох из уст очарованной публики – от старушки Европы в далекую Америку на другой стороне света. Таскание зубами грузовика полного людей, удерживание на груди бетонной плиты пока ее крушили молотом, прибивание доски к столу двадцатисантиметровыми гвоздями, а затем извлечение их зубами, держание на плечах железной рельсы с четырьмя ассистентами, которые виснули на ней в попытке согнуть, а когда не удавалось – руками сгибание ее в виде сердца, сгибание на шее десятком сильных мужчин железнодорожной рельсы, переезд автомобиля через горло, остановка голыми руками коридного быка, вырвав ему рога… многие из его номеров так до сих пор никто и не смог повторить.
На спектакле для английской королевы в пятитысячном зале Тауэра он дрался с чемпионом мира по боксу Джоном Джексоном, которому нанес такой сильный удар, что треснула боксерская перчатка, а противник получил сверхмощный удар в грудь. Подавленный поражением Джексон выбросился из окна многоэтажки, а Ивана фанаты англичанина подстерегли и побили камнями в Париже, пригласив на ужин. Он провалялся без сознания на французской улице всю ночь, врачи поставили неутешительный диагноз «трещина черепа» и вместо поврежденного участка вживили золотую пластину.
Затем будут бракосочетания знаменитого Силы с чешской гимнасткой Руженой Зикловою, разрыв контракта с цирком и возмещение за это в сто тысяч крон, возвращение на родину в Белки, а там – тюремные застенки венгерской оккупационной власти (выходит, сокрушив стену), развязанная Москвой и Берлином Вторая мировая война, советская оккупация и преследования его любимого сына приговором в двадцать пять лет за сотрудничество с ОУН (восемь отсидел в концлагере), основания школы боевых искусств и цирковой.
Но и страшная парижская травма таки напомнила о себе в 1970-ом воспалением под золотой пластиной, которое «хваленая» советская медицина вылечить не могла, а за границу на лечение его не выпустили. Прижизненный герой народного фольклора Иван Фирцак по кличке Кротон умер 10 ноября того же года в родном украинском селе. Провожать его в последний путь на кладбище в окрестностях Телятинця пришли сотни людей.