Гроза украинского села. Ведьма

Среди ее добрых знакомых и друзей — одна лишь нечисть («баба с чертом, как пес с хортом»), и даже сам хозяин ада немного ее побаивается, ведь попробуй попасться такой под «гарячую» руку — не ведомо, уберешся ли восвояси живым, а что уж говорить о простых смертных… Без нужды даже ведьмину (от древнеславянского «ведать», «предвидеть») хату обходили десятой дорогой, чтобы без необходимости даже на глаза ей не попадаться, ведь кто знает, что взбредет ей в голову из озорства или по злобе сотворить: молоко у коровы прокислет, сало у свиньи отберет, мор на двор нашлет или ночниц на ребенка.

Внешне их совершенно не отличишь от обычной украиночки: такая же хозяйственная и красиво одетая разговорчивая красавица, и в доме те же рушники над образами и щедро накрытый стол. Только поговаривают люди, что порядок тот для нее бесы наводят, красоту – она у других крадет, наряды ей мавки шьют, блюда — с подвохом, а рушники прикрывают перевернутые кресты. Да и ночью ее, превращенную в старую каргу с длинными седыми волосами, дома не застанешь, разве что в сильную непогоду, когда метла не летит.

В народе верят, что ведьма в кого захочет, в того и превратится, хоть в маленького паучка, хоть в красивую панночку, всюду проникнет, все услышит, про все узнает. Поэтому всуе ее имя старались не упоминать, чтобы беды на себя не накликать. Она существо где-то между двух миров, и нет ей покоя ни там, ни тут. А может, наоборот, неплохо себя чувствуют, ведь в каждом самом маленьком селе люди укажут на одну, а то и на нескольких подружек черта, в городах — их вообще без счета. Украинские мужчины вообще всех женщин без исключения считают таковыми («кума в хресте, кума и по хвосте»).

Именно по вине ведьмы в хозяйстве начинаются беды: коровы не доятся или молоко горчит, у овец плохая шерсть, куры не несутся, свиньи сало не нагуливают (потому как «ведьма подоила, повыщипала, украла, загоняла…»). Плохой урожай из-за насланных потопа, засухи, ливней, града, даже исчезновение месяца и звезд с небосвода считается делом ее рук (будто бы с помощью потертого на Пасху на мотовиле-сушилке полмотка шерсти она крадет их и прячет в макитрах под крышкой на печи. Одно появление бесицы во сне, и то – плохой знак, предвещающий ссору в семье или другие неприятности, ведь наделенная сверхъестественными силами, в мире людей власть ее почти безгранична.

Особый вред наносили ведьминские закрутки на полях (скрученные или связанные под слова чорного заговора между собой на корню два пучка пшеницы, ржи, льна), ведь кто коснется — того скрутит. Лишь непростые могли снять тот наворот, да в старых украинских требниках сохранились молитвы способные помочь с этой напастью.

В старые времена считали, что ведьму можно определить по внешним признакам: сросшаяся на переносице бровь, второй ряд зубов, отсутствие груди, небольшой хвост, куриные лапы, усы… хотя как это сочетается с общими представлениями о ведьминой неземной красоте, которая, как зачарует понравившегося юношу иль мужчину, уже никогда его не отпустит, и украинскими канонами красоты — об этом история умалчивает.

Появляются чертовки на свет, как гласит народная молва, двумя путями: естественным в третьем поколении внебрачных девочек-сироток, седьмой дочерью в семье, девочкой, еще не родившейся проклятой «в тот момент» или когда беременная проглотила уголек, готовя святочные блюда, ведьминой дочщерью; так называемые «ученые» — получившие дар-проклятье от старой ведьмы перед смертью с последним ее вздохом, или же от самого черта. При этом последние считаются более опасными («хуже ведьма ученая, чем родимая»).

Ученые ведьмы перед инициацией на киевской Лысой Горе должны пройти целую серию «черных» обрядов, которые состояли, согласно легендам, из утопления иконы, чтения «Отче наш» наоборот, оседлания дорожной статуи или креста вверх ногами, умывания волшебным отваром чародейских трав, влетания в дымоход на метле или другом печном инвинтаре («толкачом погоняет, метлой след заметает»). Сам переход от одной сущности к другой в их мире якобы происходит перекидыванием через голову, нож, кол, перекручиванием через левое плечо, ударом о землю на перекрестке, меже или горе… и вот очаровательная красавица уже взлетела бабочкой в небесную высь.

Магическая сила, которая всегда присутствует в чародейках, кратно усиливается в полнолуние и другие большие украинские праздники. Отдельно от других стояло в их мироустройстве празднество Купалы, ибо сверхмощная магия этого дня была насыщена для них множеством обязательных ритуалов и дел, первостепенным из которых было собирание волшебных трав босиком и с распущенными волосами, причем для каждому растению предназначалось свое время купальных суток: одни только по первой росе до восхода солнца, а папоротник – лишь после восхода первой звезды.

В другие праздники да на новолуния украинские ведьмы тщательно прихорашивались: смазывали все тело маслом из тирлича или льна, что вырос за один день, расчесывали свои длинные волосы, чтобы на столичном саммите Лысой Горы в компании своих товарок и под предводительством главного ведьмака устраивать игрища-оргии. Правда, слетались на тот бал лишь их души, пока телесная оболочка оставалась бездыханной дома. Считалось: если в это время повернуть тело чертовки на сто восемьдесят градусов, то душа ее уже никогда не найдет путь назад.

Существует немало документально зафиксированных традиционных способов увидеть ведьму в скопце и цедилке: через дырку от сучка в полене или доске; сквозь осиновую борону; на Пасху возле церкви с сушеным первым вареником лепленым на Пушение, скорлупой свареного в тот же день яйца, с сыром выдержанным всю ночь на Лущение, чесноком посаженным с головы «что сидела на рождественском столе»… во рту— чертовка обязательно прицепится с вопросом: «Что во рту?». К тому же на светлый праздник они в церковь не заходят, лишь замок на ее дверцах целуют.

Призвать ведьму можно разными способами: разогретой в печи лошадиной подковой на пороге, варкой сырого полотна с девятью шпильками, гретым на вброшенных три раза по девять веток в сковороде молоком, долотом в ногах колыбели, в Чистый четверг растопленной девятью поленьями, отложенными по понедельникам Великого поста печью.

Защитой же от ведьминых каверз во все времена были дегтярные или восковые крестики, нарисованные на оконных и дверных наличниках по большим праздникам, мак-ведун на подворье, булавка, приколотая головкой вверх на подкладке, присказкой «соль в очи». Поймать бесицу можно было свадебным или семь лет на Пасху носимым очкуром или поясом (ни в коем случае не голыми руками, ибо обожжешься: женщины — подолом, мужчины – правой полой) , а еще – с помощью пса-ярчука. Также в купальскую ночь их символически жгли соломой, старым веником или печной лопатой (ритуал «прогоняние ведьмы»).

05-05-2025 Вікторія Шовчко

Обсудить статью в сообществе

Комментирование этой статьи закрыто.