История
Пристань — то с чего начинается любой город-порт. Тем более, если эта пристань — главные парадные врата базы военно-морского флота Российской империи на Черном море, коими стал Севастополь после подписания Екатериной II (1729 — 1796) манифеста о присоединении Крымского полуострова.
А начиналось все с деревянных помостов обычной рыбацкой пристани в шестистах метрах от оконечности западного мыса Южной бухты, которая мало чем отличалась от своих сородичей в любом морском городе. Приход в Севастопольский залив российского флота очень скоро кардинально изменил положение пристани, оказавшейся в самом сердце нового города… С началом строительства неподалеку от нее дома начальника Черноморского флота России контр-адмирал Фома Фомич Мекензи (1740-1786) в 1783 году, ее берега облагораживаются тесаным камнем.
По приказанию наместника Таврической губернии светлейшего князя Григория Александровича Потемкина (1739 – 1891) именоваться обновленная уже «парадная» пристань города стала Екатерининской. Правда приказ был отдан лишь на словах, а поэтому это название скоро исчезло из народного и документального обихода, уступив место наименованию «Графской пристани» в честь дворянского титула провопреемника Мекензи на посту главнокомандующего российским флотом на Черном море Марко Ивановича Войновича (1750 — 1807), шлюпка которого именно здесь отчаливала и приставала во время смотров эскадры.
Именно на каменных плитах главного официального морского причала города первый раз ступила на севастопольскую землю Екатерина Великая, посетившая порт с визитом в 1787 году во время осмотра своих новых южных владений. И здесь же тридцать лет спустя (в 1818-ом) уже встречали ее внука – императора Александра I (1777 — 1825).
Сразу же после вступления в должность командира Севастопольского порта в 1834 году Михаил Петрович Лазарев (1788 года — 1851) всерьез озаботился делом обустройства достойных парадных морских врат города — так спустя три года появился на свет проект английского инженера Джона Уптона (1774 — 1851). Вот только высочайшее волеизъявление российского императора росчерком пера удалило из него колоннаду, в последствии ставшую главной изюминкой Графской.
Но первооткрыватель Антарктиды был по характеру не из тех людей, которые отступают перед трудностями и череда петиций посыпалась в Петербург с просьбой о завершении проекта в первоначальноразработанном виде. Усилия его увенчались успехом лишь через восемь лет, приобретя за это время симметричное отражение боковой террасы и караульного домика с подачи адмирала Александра Сергеевича Меншикова (1787 — 1869), а так же двух мраморных львов итальянской работы.
С момента завершения проекта в 1846 Графская пристань стала не только парадными вратами, но и визитной карточкой Севастополя, где отдыхающая публика под мелодии расположившегося на на одной из площадок оркестра коротала свой вечерний досуг.
Но светлые дни пристани потонули в пучине Крымской войны с началом кровавой обороны 1855 года, когда ее подмостки служили главной связующей точкой Южной стороны города с защитниками северной стороны. Продовольствие, снаряжение, боеприпасы, раненые, тела погибших нескончаемым потоком проходили через нее, пока 26 августа 1955 года от попадания ракеты не взорвались двух пришвартованных у ее причала баркаса с восемью тоннами пороха, погребя вместе с собой и Графскую пристань.
Но жизнь брала свое и с возрождением города после десятилетнего пребывания в забытье (1867) главные морские врата города вновь засияли всеми гранями своей первозданной красоты.
Годы оминали Графскую пристань стороной как воды Черного моря, не оставив и следа, вплоть до Второй мировой (1939 — 1945), которая оставила выщербины на глади ее гранитных ступеней и мраморе колоннады на память.
Первая реставрация, предпринятая в конце 60-х годов ХХ столетия, сконцентрировала свои усилия на восстановлении лестничного марша комплекса, и лишь вторая (1988) – возвратила Графской пристани ее первозданную красоту и статус визитной карточки Севастополя.
Архитектура
Еще на заре своего существования пристань, позже названная Графской, получила четыре пологих гранитных марша, которые согласно первоначальной инициативе адмирала Лазарева были значительно удлинены и получили в северной части террасу с караульным домиком да въезд для конных упряжей (1834).
Через три года по инициативе князя Меншикова терраса получила зеркальное отражение караульного домика, выполненного в виде рустованного пилона русского классицизма с фронтальными нишами, где были установлены мраморные статуи античных богов (на текущий момент сохранились лишь две из них со стороны Южной бухты) и пилястрами по углам.
Мраморные сторожа Графской пристани — львы резца каррарского мастера Фердинандо Пелличио (1808 — 1892) — были привезены из Италии в 1843 году по представлению адмирала Лазарева.
Главный официальный морской причал города отделен от площади Нахимова двумя рядами канелюрованных колонн (шесть в ряд) дорического ордера – пропилеи — под строгим классическим фризом с невысоким парапетом и атик с памятной датой «1846».
Подпорные стены пристани украшены памятными табличками общим числом пять, связанных с историей участия ее в значимых событиях Севастополя: посещение города адмиралом Нахимовым в 1853 году, прощание с лейтенантом Шмидтом (1905), память эмиграции 1920-го, гибель крейсера «Червона Україна» в 1941-ом, освобождение от немецкой оккупации (1944).
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, пл. Нахимова.
Ссылки
- Исторические факты. Руси здесь быть
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) на Ялтинском кольце свернуть на Балаклавское шоссе. По городу следовать: пр. Генерала Острякова – ул. Маршала Бирюзова – ул. Николая Музыки – ул. 4-го бастиона — ул. Ленина, выходящая на пл. Нахимова.
Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы) затем в центр старого города, ориентир — пл. Нахимова.