История
Война — эта всегда жертвы и не только человеческие. Сентябрь 1854 год. Экспедиционный корпус коалиции под Евпаторией. Англо-французская эскадра на рейде Севастополя. Чтобы защитить военно-морскую базу Черноморского флота и спасти, оборачивающуюся безнадежной, ситуацию для русской армии в Крыму адмиралом князем Александром Сергеевичем Меншиковым (1787 – 1869) было принято решение о затоплении наиболее устаревшей части военных кораблей на территории бухты.
Так семь кораблей: «Варна», «Селафаил», «Силистрия», «Три Святителя», «Уриил» (линейные) и «Сизополь», «Флора» (фрегаты) – стали одной из первых крупных, хотя и бескровных жертв богу войны со стороны Черноморского флота России, уйдя в полночь 11 сентября на дно Севастопольской бухты по линии между Константиновской (на северной стороне) и Александровской (на южном берегу) батареями. Экипажи, снятые с этих судов, пополнили ряды гарнизона двенадцатью батальонами.
Крымская война не сбавляла оборотов, в то время как природа брала свое — зима 1854 – 1855 годов выдалась ветреной с чередующимися периодами оттепелей и похолоданий, и к февралю месяцу заграждение фарватера севастопольского залива из затопленных кораблей на столько ослабело, что потребовалась новая жертва богу морей. Ею стали следующие шесть кораблей в составе трех линейных («Двенадцать апостолов», «Ростислав», «Святослав») и трех фрегатов («Кагул», «Месемрия», «Мидия»), второй ниткой протянувшиеся между Михайловской и Николаевской батареями.
На исходе же военных действий компании на крымской земле в конце августа 1955 года на дно Севастопольской бухты опустились последние корабли российского Черноморского флота: шесть линейных, пять бригов, корвет и фрегат (27 августа), а тремя днями позднее — затоплены последние пароходы.
Дальнейшие же развитие этой войны 1853 — 1856 годов продолжалось уже на политическом поприще. Но, не смотря на унизительные условия Парижского мира (18 марта), память о жертве, которую принесла Россия для защиты своих южных рубежей в Севастополе, на пороге пятидесятилетнего юбилея памятного события решено было увековечить памятником.
Существовало как минимум два первоначальных проекта создания памятника Затопленным кораблям — первый архитектора А.М. Вейзена при соавторстве инженеров Ф.Е. Еранцева и Г.Н. Долина, а второй — военного инженера О.И. Энберга при поддержке архитектора В.А. Фельдмана и скульптора А.И. Адамсона. Из них именно последний был одобрен Комитетом по восстановлению памятников Севастопольской обороны и торжественно открыт в канут полувекового юбилея даты затопления последних кораблей в акватории бухты в 1905 году.
Его первое официальное название было «Памятник заграждения фарватера затопленными кораблями». Но несмотря на письменное приказание великого князя Александра Михайловича (1866 — 1933) именовать памятник именно так, в народе официальное имя не прижилось и его по-прежнему называли «Памятник Затопленным кораблям.» А с приходом к власти Советов, народное название и вовсе получило статус официального.
Удачная конструкция уберегла его от разрушений во время севастопольского землетрясения 1927 года, и частично защитила в годы Второй мировой (1939 — 1945) от взрыва донной мины, хотя и были повреждены постамент да часть скульптуры.
Реставрационные работы были начаты 1951 году (восстановлен первоначальный вид), что бы уже не прекращаться, ведь природа берет свое, и под воздействием ее неумолимых стихий памятник без должного внимания может присоединится к тем, в честь кого воздвигнут, на дне Севастопольской бухты.
Архитектура
Всего в десяти метрах от севастопольского Приморского бульвара на самой северной оконечности Николаевского мыса среди бурных вод Черного моря на искусно имитированной гранитной скале возвышается памятник кораблям самоотвержено преградившим путь вражеской эскадре во время Крымской войны 1853 – 1856 годов.
Первоначальный проект памятника Затопленным кораблям Оскара Ивановича Энберга 1901 года (1859 — 1937) предполагал использование в качестве основания квадратной в плане мраморной колонны, выходящей из морской пучины (месторасположение и фигурное изображение на вершине — идентичны ныне существующим).
Утвержденный к воплощению проект, доработанный в 1903 году архитектором Валентином Августовичем Фельдманом (1864 – 1928) — бронзовый двуглавый орел с лавровым венком и якорем в клюве на вершине колонны коринфского ордера высотой 16,6м соответствует нынешнему, с тем лишь отличием от существующего оригинала, что размещался не среди водной глади Севастопольской бухты, а на набережной.
На памятной табличке, реализованного Амандом Ивановичем Адамсоном (1855 – 1929) в нынешнем виде, Памятника Затопленным кораблям начертано: «В память кораблей, затопленных для заграждения входа на рейд» под картой месторасположения затопления с датами 1854 – 1855 по бокам, а на высоком обрамлении набережной крестообразно закреплены два якоря тех, что пошли на дно.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, АР Крым, г. Севастополь, Приморский бульвар.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) на Ялтинском кольце свернуть на Балаклавское шоссе. По городу пр. Генерала Острякова – ул. Маршала Бирюзова – ул. Олега Кошевого – ул. 4-го бастиона — ул. Ленина до площади Нахимова. Затем пешком вдоль Приморского бульвара 5 – 10 минут, возле которого в акватории Севастопольской бухты памятник Затопленным кораблям.
Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы), откуда в центр города до площади Нахимова. Здесь начинается Приморский бульвар, огибающий Николаевский мыс, в водах севастопольской бухты возле которого находится памятник.