История
Раритет, который поставлен на запасной путь в качестве музейного экспоната, чтобы помнили о нелегких годах войны, когда под ружье встал весь огромный цивилизованный мир для противостояния агрессору, а гражданская техника окрасилась в цвет хаки. В нелегкий час для Крыма, когда немецкие колонные уже маршировали по полуострову, появилась на свет для защиты родной земли одна из его легенд — бронепоезд «Железняков».
Ноябрь 1941-го. Севастополь в осаде. Сражения идут буквально за каждую пядь земли. Под аккомпанемент оглушительных орудийных залпов на железнодорожный путь 7-го числа выходит для боевого крещения пятый бронепоезд Крымского полуострова. И никто — ни строители-рабочие Севастопольского морского завода, ни экипаж во главе с капитаном Саакяном, ни присутствующий на торжестве по случаю его запуска командующий Черноморского флота Октябрьский — еще не догадывался о той особенной судьбе, которая была ему уготована.
С первых дней службы под красным знаменем бронепоезд, получивший имя «Железняков», получил заслуженную репутацию неуловимого призрака, который доставлял немало хлопот немецким войскам своим внезапным разрушительным огнем, что обеспечивалось тщательным планированием каждого его рейда, самоотверженной преданности экипажа и особой заботе командования.
Его огневая поддержка, уже под руководством лейтенанта Чайковского назначенного в связи с ранением предыдущего командира, в значительной мере поспособствовала отражению второго штурма города 17 декабря 1941 года, когда под его огневым прикрытием сражались 8-я бригада морской пехоты и части 95-ой стрелковой дивизии.
Столь обременительная активность бронепоезда №5 Береговой обороны главной базы Черноморского флота вывело в одну из первостепенных стратегических задач немецкого командования операцией в Крыму его уничтожение, на что были направленны лучшие сухопутные и воздушные силы вермахта на полуострове. 29 декабря 1941 года очередная атака люфтваффе поставила под вопрос само его существование, когда во время отдыха на станции Инкерман была уничтожена часть его команды, а сам он получил повреждения. Ответ не замедлил себя ждать – уже 1 января 1942-го немецкое командование подсчитывало урон от потери двух сбитых истребителей.
А далее был ужас схватки за Макензевы горы, когда лишь подвиг помощника машиниста Матюша спас «Железняков» среди развороченного дорожного полотна, слетевших под откос балластных платформ, сошедшей бронеплощадки и подбитого тягового локомотива – он, теряя сознание от полученных ожогов, исправлял его повреждения.
На исходе двухсот пятидесятидневной обороны Севастополя к 20-м числам июня на Северной стороне из боевой артиллерии отступающие к бухте защитники оставили лишь бронепоезд, который защищал свои рубежи вплоть до 3 июля 1942-го, хотя оба выхода Троицкого туннеля, где он базировался, были обрушены мощным авиационным ударом еще 26 и 27 числа, а большая часть его команды погребена вместе с поездом под обломками скалы.
Закончил Вторую мировую бронепоезд №5 там же, где и начал — у перрона Севастопольского вокзала, окончательно превратившись в призрак из-за подрыва отступающими немецкими войсками бронесостава «Ойген», который был построен из частей выкопанного из-под обломков Троицкого туннеля «Железнякова».
Но слава «Зеленого призрака» (как его называли немцы) на десятилетия пережила его смерть… Для увековечения памяти о последнем отважном крымском бронепоезде, совершившем более ста сорока боевых рейдов, на постамент у железнодорожного вокзала Севастополя в 70-х годах ХХ столетия был на вечный прикол поставлен паровоз, подаренный железнодорожниками городу-герою, а спустя два десятилетия появилась и платформа с крупнокалиберным орудием, принимавшая участие в боевых действиях 1941 — 1945 годов в составе 16-ой отдельной железнодорожной артиллерийской батареи береговой обороны Черноморского флота.
Архитектура
В своем первоначальном виде бронепоезд «Железняков представлял собой укутанные в бронированную сталь с армированным бетонным покрытием железнодорожные 60-тонные платформы, оснащенные пятью 76-миллиметровыми орудиями, пятнадцатью пулеметами и восемью 82-миллиметровыми минометами. После модернизации в конце 1941-го его вооружение пополнилось тремя 130—миллиметровыми минометами (вместо четырех прежних) и тремя пулеметами.
Нынешний памятник бронепоезду №5 у севастопольского железнодорожного вокзала состоит из двух дополняющих общий его образ элементов: паровоза Эл-2500 с аутентичной надписью «Смерть фашизму!», перекрашенного в черный цвет и платформы со 180-миллиметровой артиллерийской установкой.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Героев Севастополя (ул. Вокзальная). Ориентир — железнодорожный вокзал.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е105 (М26) (Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или (М18) (Симферополь — Ялта — Севастополь) до поворота на ул. Генерала Мельникова, а затем на улицу Героев Севастополя, которая выходит к железнодорожному вокзалу.
Общественным транспортом до Севастополя (ж/д, авто – вокзалы), рядом с которыми находится памятник бронепоезду «Железняков».