История
Святой апостол Андрей, который, согласно преданиям, ступил на землю Тавриды на заре христианства, неся благую весть, наверно, и не подозревал о великом будущем своей религии, под знаменами которой будут сражаться, жить и умирать миллионы людей на протяжении многих поколений по всему огромному земному шару. А тогда (в первом веке нашей эры), когда он только появился на земле Херсонеса, появлялись лишь первые ее последователи, впечатленные пламенными речами и чудесными деяниями святого.
Исторические источники повествуют, что посеянные им плоды дали богатые всходы – когда в 94 году на Крымский полуостров за ревностное проповедование Евангелие прибыл отбывать наказание римский епископ Климент, христианская община в прилегающих к городу Тавро-Скифских каменоломнях составляла более двух тысяч человек. Далее, не смотря на гонение римских властей, в подчинении которых находится Херсонес, и гибель от рук палачей в волнах Черного моря второго проповедника христовой веры, она лишь крепла столетия за столетием, находя все больше приверженцев в тысячелетнем городе.
Хотя и девять столетий спустя здесь горели страсти, когда, движимый чувством объединения народа под знаком единобожия, Корсунь захватил в 988 году князь киевский Владимир Святославич (960 — 1015), в свете отстаивания интересов византийского двора против взбунтовавшегося военноначальника Варды Фоки Младшегой ( — 989). Оплатой же за его услуги должен был послужить брак с сестрой правящих империей властителей Анной Византийской (963 — 1012), согласие на который было получено лишь с условием крещения правителя Руси.
Обряд, как повествует легенда, совершенный здесь же в одном из храмов Херсонеса и стал отправной точкой к утверждению христианства как основной государственной религии Киевского государства и его преемницы – огромной Российской империи со своими терниями и противоборством, почитателями и противниками.
Пройдут века… Века расцвета, упадка, возрождения… Века мира, войн и благоденствия… Но память о том знаменательном событии 988-го года на херсонесской земле переживет их, чтобы на заре XIX века воплотиться в стремление увековечить его память в прекрасном, хоть и небольшом, храме с богадельней на предполагаемом месте крещения святого Владимира.
А идея, для воплощения которой были предприняты первые раскопки в районе древнего города с целью обнаружения фундамента церкви ставшего легендой христианской Руси, родилась в 1825 году с подачи командующего Черноморским флотом России адмирала Алексея Самуиловича Грейга (1775 — 1845). На сие благое дело было даже получено соизволение Александра I (1775 — 1825) во время его визита в Севастополь, но на обратном пути в столицу императора не стало…
Однако на этом трагическом событии история памятника крещению равноапостольного Владимира не закончилась — спустя четыре года была объявлена всероссийская подписка на его создание, а в 1850 году на херсонесских просторах стараниями архиепископа Херсонского и Таврического Иннокентия (1800 — 1857) была открыта киновия (монастырь общежитейского уклада) во имя святой Ольги.
Крымская война 1853 — 1856 годов и связанная с ней оккупация Южной стороны Севастополя поставили под сомнение существование обители, что было связано с ее разрушением во время боевых действий как одного из опорных пунктов с пороховыми складами и батареями французской армии.
Однако же сразу после окончания войны монастырь начал возрождаться, чему немало поспособствовало сооружение на просторах древнего города небольшого храма в честь Херсонесских священномучеников на собственные средства севастопольского купца Петра Андреевича Телятникова в 1857 году. А православная историческая ценность его была многократно увеличена в свете переноса в эти стены части мощей святого Владимира из малой церкви Зимнего Дворца двумя годами позднее.
1861 год становится поистине знаменательным для Херсонесского монастыря, когда, помимо возведения и освящения 2 апреля нового более объемного храма, его посещает императорская чета Александра Николаевича (1818 – 1881) и Марии Александровны (1824 – 1880) для закладки первого камня в строительство собора святого Владимира 23 августа, проект которого был разработан Давидом Ивановичем Гриммом (1823 — 1898). Местом будущего величественного храма-памятника должен был послужить найденный во время раскопок графа Алексея Сергеевича Уварова (1825 — 1884) фундамент предполагаемого собора Рождества Божьей Матери.
Пока всем миром собирали средства на грандиозное строительство, на территории херсонесского монастыря появился братский корпус (1863), на верхнем ярусе которого в том же году был освящен храм Покрова Пресвятой Богородицы.
Однако работы все же продвигалось из-за недостаточности финансирования довольно медленно, пока его ктитором с высочайшего соизволения не был назначен великий князь Владимир Александрович (1847 — 1909), стараниями которого в 1967 году был заложен первый камень в основание престола верхнего храма, а десятилетие спустя здание было совершенно готово.
Еще десятилетие оставался открытым вопрос внутреннего его убранства, решением которого озаботился настоятель Херсонесского монастыря. Посетив Санкт-Петербург, он получил от казны триста тысяч рублей с трехлетней выплатой, что позволило достойно встретить девятисотлетие крещения Руси (1888 год) во вновь освещенном нижнем храме Рождества Богородицы, а три года спустя в день спасения августейшей семьи (17 октября 1891-го) был освящен и верхний соборный храм в честь святого равноапостольного князя Владимира.
Годы прихода атеистически настроенной советской власти начали разрушение церковных стен, а Вторая мировая (1939 — 1945) его закончила, когда в следствии удара рухнул барабан с куполом, были повреждены межэтажные перекрытия, стены покрыла паутина трещин, а так же исчезла часть внутреннего убранства.
Реставрация крупнейшего памятника XIX столетия была начата лишь на пороге нового тысячелетия, когда был разработан ее проект киевским институтом «Укрпроектреставрация», а внутренняя роспись исполнена живописцами Санкт-Петербургской академии художеств. Удачное же ее претворение в жизнь подарили храму не только физическое, но и духовное возрождение.
Архитектура
Построенный в чистом византийском стиле собор из белого имнкерманского известняка с отделкой из белого, розового и зеленого мрамора представляет собой классический крестовокупольный храм с тремя гранеными апсидами с востока и притвором — на западе, скрывающих под золотым покрывалом полусферы диаметром десять с половиной метров, два храма — Рождества Богородицы на первом ярусе и святого Владимира на втором (верхнем). Межэтажное пространство соединенно широкими четырехмаршевыми лестницами с юго-запада и северо-востока. Общая же высота здания составляет тридцать шесть метров.
Богатство его внутреннего убранства, площадью 1726м, составляет разнообразие форм. Так перекрытия варьируются от коробовых и полуциркульных на подпружиненных арках первого яруса до купольного на высоком барабане второго, арочные вытянутые проемы окон различной высоты оттенены витражом, а удачное сочетание цветовой гаммы внутренней росписи завершает общую картину одухотворенности.
Сочетание же различных объемов, подчеркнутых рустовкой с легкими силуэтами крестов, и золотым мерцанием купола создает впечатление монументальной легкости собора святого Владимира, что усиливается благодаря окружающим руинам некогда могучего Херсонеса.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, г. Севастополь, ул. Древняя.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Е 105 (М 26) (Орел — Харьков — Днепропетровск — Запорожье — Мелитополь — Джанкой – Симферополь — Севастополь) или М 18 (Симферополь — Ялта — Севастополь) – Балаклавское шоссе — Камышовое шоссе – Фиолентовское шоссе — ул. Вакуленчука – ул. Ерошенко, которая переходит в ул. Древнюю.
Общественным транспортом до севастопольских железнодорожного или авто вокзалов. Далее общественным транспортом до остановки “Дмитрия Ульянова” и пешим ходом 10 – 15 минут до Херсонеса Таврического, на главной площади которого расположен собор святого Владимира.