История
Вторая половина XIX века, когда у ливадийских лугов появляется влюбленный в красоту этого райского уголка на земле хозяин — видный политический деятель Российской империи польского происхождения Лев Северинович Потоцкий (1789 — 1860) – становится звездным часом имения, в считанные годы превращенного вдохновленной рукой в одно из прекраснейших творений совместных гармоничных усилий природы и человека.
Будучи католиком по вероисповеданию одновременно с возведении резиденции для летнего семейного отдыха граф начинает рядом строительство небольшой домовой часовни, которая с честью выполняла свое религиозное во время продолжительных визитов семьи Потоцких в Крым на протяжении более чем двух десятилетий.
С уходом из жизни творца и началом переговоров его наследников о продажей Ливадийского имения с департаментом уделов императорского двора, стены часовни ненадолго опустевают, чтобы спустя пять лет (август 1865-го), преображенные рукой придворного архитектора Ипполита Антоновича Монигетти (1819 — 1878), распахнуть свои двери перед помазанником Божьим на русских землях Александром II (1818 – 1881) и его семьи.
Освященная после открытия по исповедуемому царствующей фамилией православному обряду согласно желания императрицы Марии Александровны (1824 – 1880) церковь получила благословение в честь Воздвижения креста Господня, чтобы на десятилетия стать для Романовых обителью Бога на крымских берегах со статусом дворцовой.
Вот почему ее идеальному состоянию, подобающему столь высокому званию, уделялось так много внимания во время реконструкции 1887- 1888 годов — когда влажный климат черноморского побережья наложил печать разрушения на центральную икону «Воздвижения Честного Креста», ей на замену было заказано в одной из лучших мастерских Италии мозаичное панно; рядом с церковью возводится согласующаяся с ней по архитектурному стилю звонница на шесть колоколов; иконостас был изготовлен из белого резного мрамора, а полы устлали специально изготовленные ковры работы парижских мастеров.
Осенью 1894-го императорская церковь Воздвижения в Ливадии, где решается судьба государства, приковала к себе взоры всей огромной Российской империи — 17 октября здесь получает последнее причащение великий царь-освободитель Александр III (1845 — 1894), 1 ноября в этих стенах присягает на верность престолу молодой император Николай II (1868 — 1818), а днем позднее принимает православие с именем Александра Федолвна (1872 – 1918) его невеста. Здесь судьба России была предрешена.
Испытывая особый трепет к чудесной Ливадии, где судьба возвела его на трон, император всероссийский начинает в 1909 году масштабную реконструкцию официальной резиденции на южном берегу Крыма с сохранением памятного дома Божьего, где он давал присягу верой и правдой служить России.
Так по мановению руки архитектора Николая Петровича Краснова (1864 — 1939) церковь Воздвижения в 1911-ом приобрела свой нынешний облик, чтобы служить органичным южным завершением нового императорского Белого дворца, хотя и суждено было ей выступать в этом качестве лишь неполные шесть лет.
Грянула революция 1917 года и дворцовый храм Ливадии остался, как и прочие его собратья по несчастью, не у дел — в рамках борьбы с религиозными верованиями он был закрыт, чтобы на протяжении десятилетий испытать себя в различных неподобающих ипостасьях — склад, клуб, музей…
Лишь приход 1991 года разорвал этот порочный круг, и в стенах бывшей императорской церкви Воздвижения вновь загорелся благостный огонек лампадки православия — здесь были начаты богослужения, которые продолжаются и по сей день.
Архитектура
Храм Ливадийского дворца, перестроенный в византийском стиле Н.П. Красновым ныне, как и столетие тому назад, представляет собой трехчастный храм, ориентированный с северо-запада на юго восток. Его замыкающий южный угол бывшей царской резиденции периметр перекрыт коробовым сводом, центральную выступающую часть которого венчает высокий (если судить по пропорциям здания (20м х 10м)) световой барабан с конусным завершением.
Внешние фасады ливадийской церкви Воздвижения, отделанные фризом с резным орнаментом, украшены глубокими арками парных высоких окон в резных наличниках. Особую же их прелесть и созвучность с прочими зданиями комплекса составляет трехарочная колонная галерея византийского стиля из голубого мрамора у центрального входа, визуально ограничивающая кованными ажурными воротами и в то же время роднящая здание с основным объемом дворца.
Достопримечательности
Мозаичная икона «Ангел Господен» у входа в храм выполнена в мастерских Павла Петровича Чистякова (1832 – 1919) по рисункам прославленного художника Андрея Семеновича Славцова (1849 — 1920-е) была специально создана для преображенной в конце XIX века дворцовой церкви.
Занявшее место утраченной центральной иконы апсиды ливадийской обители Божьей «Воздвижения Честного Креста» (клеевые краски были значительно повреждены в следствии атмосферного воздействия) одноименное мозаичное панно было создано в далеких итальянских мастерских Антонио Сальвиати (1816 — 1890) с использованием техники старинных венецианских мастеров в золотисто-красной с белым гамме.
Дополнительная информация
Адрес: Украина, АР Крым, пгт Ливадия, ул. Батурина, 44а.
Как добраться
Автотранспортом по трассе Т2703 (Севастополь — Ялта — Симферополь — Феодосия). В Ливадии свернуть на улицу Батурина, вдоль которой расположена стоянке Ливадийского дворца.
Общественным транспортом из Ялты / Севастополя до остановки “Санаторий Пограничник” / “Ливадийский дворец”, а потом, следуя вдоль указателей, обойти здание дворца с юга — в юго-западной части расположена церковь Воздвижения.