История
В далекие уголки мира занесла судьба первых последователей пророка Мухаммеда, которые, неся высшее знание, были призваны на службу ислама. Крымский полуостров стал новой родиной для двоих из них – Гази Мансур и Малик Аштер, прибыв в середине VII века на благодатное черноморское побережье в узком ущелье Марьям-Дере у подножья величественного пещерного города на вершине плато Бурунчак основали обитель странствующих монахов магометанской веры (текие).
Но земле, встретившей сподвижников Пророка с распростертыми объятьями, суждено было стать их последним земным пристанищем: в скором времени принял мученическую смерть от ран нанесенных великаном первый из них — отважный Малик Аштер, найдя вечный покой в долине между высоких скал; за ним последовал к Аллаху и его ближайший сподвижник, павший в бою при обороне Чуфут-Кале, и храбрый Гази Мансур.
На долгие годы их могилы скрыла крымская матушка-земля, чтобы чудесным образом явить их миру через столетия, когда мусульманская религия начинала победоносное шествие по полуострову в начале XV века. Так согласно преданиям в далекой Бухаре не находили себе покоя от постоянно повторяющего сна, в котором являлось узкое в зеленых зарослях ущелье под обрывистыми стенами безымянных гор, два шейха — Рамазан и Халил. Для разрешения духовных мучений во сне им был явлен старец, указавший дорогу к заветным местам с могилами первых последователей Мухаммеда на крымских землях.
В 1434 год, прибыв на полуостров, в окрестностях пещерного города на гребне скалы шейхи без труда узнали заветную долину из чудесного сна, а на дувх ее оконечностях (западной и восточной) ведомые рукой свыше обнаружили те самые священные захоронения, на месте которых основывают текие дервишей, но вскоре и сами погибают в бою, чтобы успокоиться с миром рядом с прахом Гази Мансура.
Именно так, согласно сказаниям, было основан мусульманский монастырь суфийского братства хальвети у подножья Чуфут-Кале, который в скором времени благодаря чудесам и знамениям свыше приобрел широкую известность. Паломники тысячами стали стекаться на поклон к священному месту для совершения религиозных обрядов, чему так же немало поспособствовало благоволение к святыне крымских ханов рода гераев (Менгли I (1445 — 1515), Шагин (1748 – 1787)…) .
На протяжении пол-тысячелетия, не смотря на все перипетии и невзгоды, мусульманская святыня – текие дервишей Газы Мансур – было одним из наиболее почитаемых в Крыму, где ежедневно совершались религиозные обряды сотнями последователей пророка Мухаммеда, пока в начале 1930-х новая советская власть в пылу борьбы с инакомыслием не закрыла обитель, а жесткая политика послевоенных лет довершила дело разрушения храма, оставив от него лишь отмостку пола да несколько надгробных плит некогда прилегающего кладбища.
Архитектура
Ранее почитаемый храм качающихся дервишей мирно соседствующий с христианской святыней и караимскими кенасами в долине Марьям-Дере представлял собой лишенное украшений прямоугольное строение под четырехскатной крышей с двумя выступающими резными террасами над входами.
Внутри текие дервишей Газы Мансур в окружении резных стен деревянной ограды покоились надгробия трех ее основателей, а остальное не отличающееся роскошью пространство было отведено для проведения религиозных обрядов мусульманских монахов и верующих.
Дополнительная информация
Место расположения: Украина, АР Крым, г. Бахчисарай, ущелье Марьям-Дере.
Как добраться
Автотранспортом по трассе H06 (Севастополь — Бахчисарай — Симферополь) или Т0117 (Бахчисарай — Ялта). По городу следовать вдоль ул. Жданова ( переходит в ул. Фрунзе), а затем повернуть на ул. Ленина (переходит в ул. Розы Люксембург). В районе Староселья повернуть в долину Марьям-Дере (направление Успенского скита). Далее пешим ходом 10 минут до поворота на Чуфут-Кале.
Общественным транспортом из Симферополя / Севастополя / Ялты, следующих через Бахчисарай, а затем пешком 30 минут вдоль главной улицы Ленина (изменяет название на ул. Розы Люксембург) до поворота в долину Марьям-Дере, где между Успенским скитом и Чуфут-кале расположено текие дервишей Газы Мансур.