Грозное, известное с древних времен оружие, которое всегда отождествляло собой силу и могущество. Неудивительно, что именно оно стало символом верховой власти такой воинственной страны, как Украина. И хотя официально в качестве одного из президентских клейнодов она существует относительно недавно, а ее эксперт имеет скорее лакшери вид, чем вид смертоносного оружия, булава остается выкристаллизованной визуализацией такого эфимерно-хитрого понятия, как власть.
Всего 3/4 килограмма позолоченного серебра с чеканкой, медальонами, эмалевыми и полудрагоценными камнями (64 граната и изумруда) в виде черенка с яблоком, увенчанным короной и небольшим секретом внутри полой рукояти – стилета дамасской стали с надписью на латыни «Omnia revertitur» («Все возвращается»), хранящейся в выстланном пурпурным бархатом футляре черного дерева с ангелочком на месте бывшего замка.
Она – символ девственной чистоты и высокой цели, перед которым тускнеет вся человеческая суета. Всепрощающая душа выплаканная капельками хрустальной росы, дарующими здоровье и красоту всему сущему на земле. Вдохновенным трудом ее волшебных ручек сверкают золотом ризы самого верховного небесного Владыки. Варвара-красота, длинная коса, которая благодатью приходит на украинскую землю, чтобы даровать новую жизнь в физическом и метафизическом смысле («дети – это божья роса» и «без росы и трава не расти»).
Варварин (Барбарин) культ возник с легкой руки пеласгов-трипольцев где-то на просторах Дикого Поля»:/ru/4548/ukrainskoe-dikoe-pole еще в IV тысячелетии до н.э. (впоследствии он мигрировал в Вавилон, где превратился в жесткую религию почитания бога солнца – Бар-Бара или Варр-Вара). По давней традиции днем ее чествования было 4 декабря, когда зима хоть только входа в свою силу, но уже предчувствовала неизбежность своего проигрыша триумфу солнца и тепла; недаром же в народе говорят: «Варвара ночи урвала, до дня притачала», хотя до зимнего солнцестояния от ее дня впереди – еще целых три недели. Может, благодаря именно этому мистическому ореолу небесной покровительницы райской благодати способной совершать чудо наперекор всем физическим законам природы, наделил ее в народе легендарной возможностью уберечь человека от внезапной смерти.
Гетманская кровь Ивана Скоропадского точно водицей не была, если через два столетия снова смогла привести своего потомка на украинский престол. Хотя, было бы несправедливо приписывать все заслуги этой исторической личности исключительно генам Скоропадских, ведь в его жилах также текла кровь практически всех самых выдающихся и влиятельных родов Украины — от Кочубеев и Апостолов до Разумовских и Самойловичей. Павел Скоропадский за тот небольшой, отведенный ему историей промежуток времени смог заслужить славу едва ли не самого эффективного руководителя Украины в новейшей истории.
Фактически первые пять лет своей жизни, рожденный в Висбадене потомок украинского аристократа Петра Скоропадского, если и слышал украинский язык, то только в семейном кругу, ведь все это время он проводил в Германии, в том числе на роскошных Баден-Баденских курортах под присмотром своей бабушки, урожденной Елизаветы Тарнавской. В Украину семья вернулась лишь в 1878 году, обосновавшись в родовом Тростянецком имении, где мальчик оказался на воспитании у своего деда по отцовой линии.
Известный с древних времен Волчий праздник, в который украинские предки просили небесного Урая, повелителя лесных хищников, уберечь скот и домашнюю птицу от волчьих зубов, имело глубинный сакральный смысл, заключавшийся в признании безграничной силы дикой природы, священного трепета и преклонения перед ней. Ведь поиск баланса гармоничного сосуществования с живим и неживым человечеству приходилось искать всю жизнь, выискивая магически-мистические ритуалы способные обеспечить устойчивый результат в етом изменчивом мире.
Фактически Урай (он же перекрещенный пришедшим христианством на святого Юрия – Георгия – Егория, которое для укоренения которого этой датой святило столичный храм перед Софийским собором в честь святого) считался покровителем не только диких, но и домашних животных, потому как именно ему принадлежало право решать кому из них жить, а кому – умереть (недаром же говорили «у волка в зубах, что Егорий дал»). Просто волк в Украине был самым распространенным и самым кровожадным хищником, поэтому небесный покровитель зверей отождествлялся именно с предводителем его стаи.
От Сяна до Дона — это не столько крылатое выражение современного украинского языка, сколько исторически закрепленные исконные границы украинских территорий с современной Черниговщиной в качестве ориентира северных окраин ареала. Хотя в условиях двухсотлетней московской оккупации четко обоснованная многочисленным фактожем и документально-артефактными доказательствами позиция территориальных границ несколько начала размываться с подачи историков-фальсификаторов, которые всеми силами пытались натянуть историю Руси-Украины на андрофагскую Московию, которая до того пол-тысячелетия вообще была просто Ордынским улусом без какого-либо субъективизма (на болотах дань Крыму, как правопреемнику татаро-монгол, перестали платить только в 1700 году).
Даже без учета московской пропаганды, просто из соображений логики, самая широко использованная современными учеными трактовка слова «дикое», как «малонаселенное» и «пустынное», с учетом существования второго общеизвестного значения, «непокорный», «свободолюбивый», «вольный духом», которое по непонятных причинам полностью игнорируется, вызывает определенные вопросы. А также дать единичную оценку такой большой по площади территории, да еще с тремя большими пресноводными реками и выходом к двум морям, даже во временном контексте глубиной в пять тысячелетий, как минимум несколько самоуверенно.
Один из самых мистических дней в украинском народном календаре, где-то между осенним равноденствием позади и зимним солнцестоянием впереди. Украинский дуализм объемного восприятия мира во всей красе, ведь с одной стороны 21 ноября — день Рассветной Зари (Рожаницы-Матери), а с другой – веха официального отсчета Введения зимы во всем ее полноправии, как символ замирания природы с огоньком жизни, бьющимся где-то глубоко внутри в ожидании момента воскресения во всю силу под теплыми солнечными лучами. Введение зимы служило своеобразным перезапуском нового витка жизненного круговорота, где каждый конец является новым началом, а начало – концом.
Именно к древнеславянской богине рассвета обращались украинки с древних времен на рассвете Третьей Пречистой, чтобы получить ее защиту: «Покрий ти, Велика Діво, мене своєю фатою від ворожих сил, від пищалі і стріл; твоя фата міцна, як горючий камінь-алатирь» и физическую красоту: «Зоре, Зоре, Зорянице, моя красная дівице-полуношниця! Покрий мої скорботні зуби своєю фатою; за личко вродою!», в которых эфемерная «фата» выступала в качестве нетленного полога вечности и чистоты.
Он – первый помощник самого хозяина ада и вездесущей посланец Смерти. Его боится вся нечисть без разделения на ранжиры и привилегии, потому как карает и милует ее без оглядки на кого-либо. Работа у него не закончится от сотворения мира до его конца, ведь то, что рожденное, должно умереть, чтобы возродиться вновь. Древнее божество подземного царства, всемогущий Ний (еще известен в украинской художественной литературе, как Вий).
По украинским верованиям Ний (вспоминается в «Славяноских вечерах» В. Нарежного) – старый сгорбленный старичок (в некоторых преданиях присыпан землей с железным лицом и руками-покареженными ветвями) с длинными седыми прядями волос и бровей, за которыми и глаз не разглядеть. А может, оно и к лучшему… Ведь говорят, во взгляде его незрячих глаз отражается пламя самого ада – как глянет, то от ужаса можно и умереть («нехороший глаз» и «сглаз» – это от него). Это если старик не успел схватить человеческую душу до того своими длинными цепкими мохнатыми лапами, из которых уже нет возврата к живым.