Витоки мегапопулярной украинской детской телепередачи всех времен, что неудивительно для нищей страны победоносного пролетариата и поверженного здравого смысла под названием СССР, где при наличии кучи денег для получения персонального телевизора люди годами стояли в очереди, и даже банальные радиолла или радиоприемник еще во второй половине ХХ века считались предметом роскоши, скрываются в недрах именно Украинского радио, как более доступного советскому обывателю средства массового проведения досуга.
Фактически история тогда еще радиопередачи «Сказки дедушки Панаса» началась в 1954 году с появлением на Украинской радиостанции актера столичных театров Юного зрителя и имени Франко, Габриэля Нелидова-Френкеля. Именно его такой ласково-знакомый каждому ребенку голос открывал кружевные занавески в страну украинских сказок и легенд. Хотя самому актеру и было нелегко совмещать эфиры вживую с работой в двух театрах, игрой и озвучкой в кинофильмах (именно его голосом в том числе звучал первый анимированный отечественный фильм «Приключения Перца», снятый по мотивам знаменитого журнала).
Недаром украинская народная мудрость говорит: «Кровь — не водица», ведь очень часто, чтобы быть просто счастливым совпадением, талант родителей, многократно умноженный, раскрывается в их детях или внуках. Николай Пимоненко в этом смысле — был в этом смысле плоть от плоти своего талантливого отца, Корнея Даниловича, резчика и живописца от Бога, реестр творческого наследия которого насчитывал немало церковных алтарей.
С малых лет, рожденный на киевской Пріорке Николай в качестве подмастерья помогал отцу в его храмовых росписях, стены некоторых храмов Киевщины сохраняли отпечаток его одиннадцатилетнего. Поэтому неудивительно, что через два года его отправили учиться в иконописную мастерскую при Киево-Печерской Лавре к художнику Иванову.
Самa жизнь на продуваемых всеми ветрами просторах Дикого Поля, лесистых Карпат иль высокогорья Подолья с их суровыми зимами и адски-непредсказуемым летом побуждала прадавние племена в поисках личного спасения использовать все доступные средства и материалы. А что в те времена было лучше и доступнее шкур и меха животных? Поэтому кожаные изделия на украинских землях ценились во все времена за свою функциональность, красоту и удобство.
Столетия и столетия технологических и технических проб и ошибок выковали из украинских пращуров одних из лучших мастеров по обработке кожи, традиции которых тщательно сохранялись и передавались из поколения в поколение внутри одной семьи или ограниченного круга лиц, которые с основанием и развитием украинских городов объединились для обмена опытом и защиты своих интересов в кушнирские цехи.
Еврейское дитя, которое было большим украинским патриотом, чем некоторые украинцы. Уроженец маленького украинского местечка, родной в каждом доме Украины. Звезда национального масштаба с мизерной зарплатой. Целеустремленная, преданная и несгибаемая личность, как отождествление целой эпохи борьбы за право быть собой в сверхсложных условиях позднего тоталитарного советского режима с его запретом на уникальность. Петр Векслеров, известный и любимый дед Панас.
Особых движущих перспектив перемен к лучшему для далеко не зажиточной еврейской семьи каменщика Векслера с тремя детьми, среди которых Пинхас был младшим, в маленьком местечке Тальное по состоянию на начало 1910-х не наблюдалось. Поэтому установление нового красного режима его родители считали счастьем, хоть за это и расплатились жизнью своего старшего сына.
Он переступает порог нового дома чуть ли не вперед самих хозяев, чтобы следить за порядком и помогать держать лад. В его власти — сила печного жара и свечного огня, которые разгораются и гаснут по одному взмаху его руки. Духовный хозяин избы, который со временем благодаря передаваемым из поколения в поколение устным легендам превратился в главную нестрашную страшилку непослушных украинских ребятишек, а вместе с тем — их советчика и лучшего друга, «бабая, что живет за печкой».
Считается, что бабай начинает свое хозяйствование с первых шагов в доме — это он заводит в новую хату кошку мелодичными напевами и льстивыми шептаниями, укладывая ее спать на самое уютное место в жилище (по другой версии — сам превращается на миг в котика-муркотика), заранее присмотрев место для хозяйской постели. Ведь спокойный сон и сладкие сны хозяев — залог согласия в семье.
Она приходит в последние теплые дни стремительно угасающего года, чтобы ознаменовать окончание такого долгого и изнурительного периода овечьего выпаса, когда украинское бескрайнее небо одно служит пастухам крышей над головой, постелью — душистые травы лугов и полонин, а одеялом — единственный собственный плащ. И сон в полглаза, чтобы, не дай Бог, не прозевать хищника, лакомого до легкой добычи, который под покровом ночи может внезапно появиться просто ниоткуда. Теперь наконец уставшие отары смогут вдоволь спать в грезах–предчувствии следующей весны.
А пока 29 октября, в день Анастасии–Овчарницы, пастухи вполне заслуженно принимают благодарность и почтение в свою честь от благодарных хозяев своих овец, которых они после полугодичного отсутствия вернули в родное подворье не только целыми и невредимыми, но и значительно округлившимися за счет набранного веса и роскошного шерстяного покрова — залога обеспечения хозяйки работой, а всей семьи — теплыми вещами на весь следующий сезон холодов.
Он стелется тропой судьбы от рождения человека до последнего пути в сырую землю, сопровождая его через все радости, печали, преграды и непогоды. Как древнейший символ защитного магического Сварожьего круга вечности, единства, совершенства, он издавна был непременным атрибутом любой одежды украинцев — и на каждый день, и на праздники (недаром даже умершего младенца клали в гроб подпоясанным). Социальный статус человека можно было прочитать по цвету, узору и стилю. Его величество пояс — украинский жизненный путь.
Пояса издавна являлись непременным атрибутом национальной одежды украинцев; показаться людям без него считалось большим позором, ибо по устоявшимся нормам морали он отождествлял порядочность, с которой человек «держит себя» (недаром о горьком пьянчужке говорили: «он даже пояс пропил»). Чем роскошнее пояс (в два или три оборота без шва, шелковая / льняная / конопляная / шерстяная ткань или кожа, ручного или машинного ткачества, вышитый по всей длине, украшенный кистями), тем зажиточнее украинец.