Недаром, ох недаром, считается, что они выросли из Евиних слез. И сытый стол, и душевный покой, и крепкая одежда, и удобное обучение, и хозяйственный инвентарь, и питательное кормление животных, и даже магическая защита… ну какая еще трава столько давала человеку в этом мире? Так издавна в Украине конопля считалась почти священным растением именно из-за этого ее уникального широкого набора применения фактически каждого ее миллиметра — от корня до каждого кончика ее звездчатых листочков.
Питательное целым спектром полезных веществ молочко или масло из семян конопли (растительный белок, комплекс минералов и микроэлементов, полиненасыщенные жирные кислоты) превращает их в отличную натуральную пищевую добавку в рационе людей и животных. Тонкие и прочные волокна стеблей конопли с уникальной влагостойкостью в Украине с давних времен использовали для изготовления пряжи для ткани одежды и домашней утвари (полотенца, мешки, дорожки), парусов, плетения веревок, луковой тетивы…, а ныне эти свойства превратили их в основу для изготовления ценных бумаг. Аромат ее листьев успокаивает нервную систему, что обеспечило надежное место каннабису в системе современного лечения нервно-психических заболеваний.
Столько шума и споров, как вокруг одной маленькой серенькой птички, пожалуй, не поднималось по поводу ни одного другого живого или неживого существа в украинской культуре; и подпитываемые в том числе недалекими пришлыми христианскими церковниками эти баталии продолжаются поныне. Так традиционно воробей в Украине выступал, с одной стороны, символом верной любви и общественного единства, с другой — чуть ли не отождествлением самого нечистого, и эта бинарность никак не мешает этому маленькому пугливому существу разнообразить и оживлять своими шумными толоками бесконечно-долгие зимние украинские дни.
Воробьи по своей природе домовитые однолюбы, поэтому неудивительно, что согласно украинскому брачному символизму они выступают залогом верных отношений с крепким и дружным домом, бойкого и хозяйственного супружества, лада и большого приплода ребятишек – ведь эти маленькие пернатые смело защищают свои дома и потомство, в случае нахождения пищи созывают на угощение всех своих родычей-собратьев. Считается, что даже на великое Сретение это единственные птицы, которым боги позволили венчаться и вить гнездо, ибо жизнь их слишком коротка, чтобы тратить ее на празднования и праздность.
Через семь десятилетий после отмены крепостного права в Украине одной, тогда еще царской, московитской оккупационной властью, после непродолжительного периода воли новая, выкупанная в крови украинских борцов за независимость, красная снова одела на украинцев рабские кандалы. И это те, что пришли под лозунгами «волю народу», «землю – крестьянам, заводы – рабочим» и другими популистическими народовластными лозунгами…
После окончательного установления диктатуры пролетариата (фактически возобновления оккупации Украины московией под красными флагами и жестокого подавления народного сопротивления, ведь в период Освободительной войны 1917 — 1922 на территории Украины одновременно бушевало до 1 700 восстаний против большевиков) под прикрытием «облегчения» сельскохозяйственной деятельности через совместный труд и общественное (фактически государственное) владение орудиями труда красные начали внедрение коллективизации и принудительное загоняние крестьян в колхозы с отъемом их земли и угнетением с помощью Первого искусственного Голодомора 1921 — 1923 годов.
Греция, Италия, Испания… магия его лирического тенора заставляла трепетать и млеть от восторга женские сердца. И даже в строго-сдержанных мужских глазах во время исполнения ним сверхсложных партий «Пиковой дамы», «Отелло», «Африканки»… нет-нет да и проблескивала скупая слеза. Магия пения была его жизнью, которая обернулась его смертью. Павел Порай-Кошиц — оперный певец, призрак вагнеровских опер.
Поповское дитя, рожденное в украинской глубинке образца 1863 года. Ему по старой народной традиции была лишь одна дорога – в маленький приход (и это в лучшем случае) с холодной плебанией да серой жизнью, разбавленной только радостью виртуозного исполнения церковных гимнов, которые никто не оценит. Ему повезло вырваться из замкнутого круга, за которым дети наследовали профессию и жизнь своих родителей.
Она приходит последними теплыми лучами осеннего Бабьего лета в ленивом мареве утреннего тумана под хрустальный звон капель росы, что падают неторопливо с серебряной паутины. Имя ей — Вторая Пречистая, и отстоит она на двадцать четыре дня от первого в триаде светлого праздника счастливой женской судьбы и исполнения своего высшего предназначения. Ее именины празднуются по народному календарю 8 сентября.
Традиционно в Украине те недолгие три с половиной недели между первыми двумя Рожаницами были наполнены волнениями, веселым гомоном и лихорадочной поспешностью. Ведь традиционно они считались лучшим временем для сватовства («пришла Пречистая — принесла сватов нечистая») с почти стопроцентной небесной гарантией обручения и счастливого брака с многочисленными умными, здоровыми и трудолюбивыми потомством — вот и спешат парни сделать предложение возлюбленной с крыльями благословения небесной покровительницы за плечами («Благослови, Боже, Пречистая Госпожа»).
Как можно быстрее приготовить вкуснейшее блюдо из мяса на многочисленное семейство без дополнительной обработки да еще с минимальными затратами сил? Ведь мясо — это продукт, который просто физически требует много внимания и длительного времени для приведения в съедобное состояние. Ответ прост: ну конечно, измельчить его, разорвав монолитность мышечной структуры, чтобы температуре было легче справиться с приведением его в пригодное для употребления состояние — чем мельче кусочки, тем меньше время готовки.
В Украине обычно разделяли два состояния измельчения мяса, в зависимости от чего самостоятельное готовое жареное блюдо имело свое название: растертое в пух мясо — котлеты, мелко-мелко нарубленное — сеченики (рубленые котлетки). Существовал еще третий вид, зависимый от способа приготовления, тушеные после обжаривания котлетки – тефтели. Хотя при этом сама классическая форма всех трех блюд была почти идентичной — круг или овал приплюснутый с двух сторон для удобства обжаривания. Вид мяса, как и наличие вспомогательных элементов, а также начинок, на принадлежность к одной из этих трех категорий роли не играли.
Изысканный европейский Львов за свою многовековую историю, конечно же, немало раз видел собственными глазами пышные процессии ясновельможных правителей, торжественно шествовавших его улицами. Короли, королевы, князья, цари… но к началу практичного ХХ века весь этот антураж величия постепенно сходил на нет, уступая место пусканию пыли в глаза через демонстрацию более скромных предметно-материальных вещей вроде роскошных автомобилей или драгоценных тряпок.
Тем больше ажитации во Львове вызвала пышная процессия иранского шаха Мозаффара эд-Дин-шаха Каджара, которая и без того наделала немало шума своим появлением на собственном поезде в аромате восточной экзотики в июне 1905-го по дороге в столицу Австро-Венгрии. Ведь фигура восточного правителя была довольно известна среди жителей столицы Галичины, ведь этот его визит был уже третьим за последние четыре года.