Само название Великдень говорит о том, что этот праздник отнюдь не рядовой в украинском народном календаре, фактически один из двух самых уважаемых, наряду с рождением Коляды. В Украине традиционно подготовка к нему начинается задолго до наступления именно того долгожданного дня чествования в первое воскресенье после весеннего равноденствия великого Даждьбога, который есть все и все есть он, ибо именно его неусыпными заботами была создана Вселенная-красное яичко и даровано людям. Маленькая толика той уважительной благодарности и сейчас украинское общество выражает каждое воскресенье его нерабоче-отдыхающей окраской, с течением времени изрядно подзабыв древние истоки его праздничных доспехов. Хотя согласно летописям и свидетельствам арабских историков, в частности Аль-Масуди, еще в Х веке украинцы оставались солнцепоклонниками и каждое воскресенье чествовали свое доминантное божество.
Недаром красное пасхальное яйцо, сердце которого является отождествлением солнца – главный символ и атрибут великого весеннего праздника Воскресения Ярила-солнца. Их красят заранее в чистый четверг или предпасхальную субботу при живом огне (ибо это — высшее волшебство от злых духов). При чем если доминантный красно-коричневый цвет, символ огня и солнца, выходит отваром луковой шелухи, то другие получаются разными способами: желтый (кора дикой яблони, куркума), синий (синяя капуста), салатовый (молодые березовые листья).
3 апреля, солнце уж перевалило за экватор весеннего равноденствия и день заметно стал длиннее ночи. Скоро время к пашни, которая будет кормить весь следующий год, но есть еще время на небольшие развлечения. Но времени, сил и воодушевления еще хватает на выполнение обрядов и ритуалов для приманивания удачи хороших урожаев, своего здоровья, высоких надоев.., как залога благоденствия семьи на год вперед.
Главным лейтмотивом этого дня было качание, которое в старину символизировало устойчивый перекат года через экватор весеннего равноденствия иль скатывание зерна в тугой колос. Именно поэтому многочисленные традиционные обряды Качальника, как его попросту звали в народе, были связаны именно с этим действом в различных интерпретациях в качестве залога будущих преимуществ.
Он приходит магией своего потустороннего марева-света, когда последний луч угасающего солнца скрывается за горизонтом, пробуждая в душе глубинные, надежно спрятанные при свете дня мысли, желания, страсти… Может именно поэтому хозяина ночи, красавца-месяца во все времена на украинских просторах почитали как одного из главных покровителей, которому можно доверить все свое сокровенное, ведь он один не только надежно сохранит секрет, но и поспособствует осуществлению заветных желаний.
И хотя месяц – мужского рода, он навсегда прочно связан с женским началом своим пониманием его истинной сущности, женских сокровенных желаний, мотивов, устремлений… ведь тот, кто знает, чего хочет женщина, знает все на свете, но даже Бог не знает чего она хочет, вот только месяц в этом вопросе – сильнее любого бога. Именно поэтому издревле именно он считался ответственным за все грани настоящей любви, недаром же, согласно украинских поверий, росток прорастает именно под лунным светом.
Первый календарный месяц весны уже позади, и день уже ощутимо длинее за ночь, а с ним и настоящее тепло уже носится в воздухе гомонящими птичьими стаями и сильными порывистыми ветрами, будто пытающимися вымести весь зимний хлам и мусор, говорят в народе – то Иоанн Листвичник своей метлой расчищает 30 марта путь для легкой поступи весны, а людям – к их моральному и физическому самосовершенствованию.
Ведь именно на догматах духовного и телесного просветления полтора тысячелетия тому святой человек, поминовение деяний которого традиционно приходится на предпоследний день марта, построил свое учение, запечатленное на страницах его нетленной «Листвицей райской« («Духовные скрижали») с ее системой духовного очищения на основе конкретных рекомендательных выкладок относительно победы над каждым из восьми человеческих смертных грехов (чревоугодие, разврат, стяжательство, гнев, печаль, скука, тщеславие, гордыня). Не зря выстраданные, как их еще называли, «слезы раскаяния» (хотя в чем было ему каяться, шестнадцатилетним юношей ставшему послушником в Синайском монастыре, принявшему монашеский постриг в девятнадцать и сорок лет прожившему отшельником в Толе) считаются одной из лучших христианских работ, что доказывает ее включение в 88 том «Греческой патрологии».
В его жизни было так много легенд, сногсшибательных событий, людей, стран, смены имен, фамилий, дат рождения, что за всем чем густым, тщательно сплетенным из выдумки и правды кружевом почти невозможно разглядеть настоящую личность того, кто стал одним из прообразов легендарного, увековеченного в многочисленных кинолентах супергероя Джеймса Бонда, который то и дело спасал этот мир от почти неминуемой гибели. В европейских летописях он известен как Сидней Джордж Райли.
В украинской версии истории он был рожден предположительно 24 марта 1873 года Соломоном в Одессе, хотя существует вероятность, что родители его звали Зигмундом, Георгием или Шломом, да и кровными родителями они ему фактически не были. Причины проживания парня в семье двоюродного брата настоящего отца, Герша и Софии Розенблюмов, при живом докторе Михаиле (по другой версии – Марке) Абрамовиче Розенблюме, так до конца и не выяснены. Вероятнее всего – это была дань суровым тогдашним условностям, ведь он был внебрачным ребенком, хотя до взрослого возраста об этом и не подозревал. При этом Бонч-Бруевич также намекал на его ирландское происхождение, как плода запретной любви аристократки Полины с капитаном английского судна. Да и за право называться его родным городом с Жемчужиной Черного моря спорит также Херсон.
За долгое тысячелетие до появления христианства праукраинцы жили в гармоничном единении с природой и вселенной по тщательно продуманной системе анимистических верований (лат. «animus» — душа, живет), в которой каждая сущность окружающей среды (небесные светила, явления природы, растения, звери…) имела душу, и для гармоничного сосуществования с ними человеку нужно было поддерживать баланс с главным принципом «не навреди» во главе. Причем они касались каждой сферы жизни без исключений и большей частью остались в жизни современных украинцев, несмотря на двухтысячелетнее агрессивное вытеснение христианством и его церковниками.
Эти натуралистические верования, выстроенные на выведенных за многие столетия естественных закономерностях и принципах, помогали предкам в организации своей повседневной жизни среди хаоса повседневности. С течением времени они становились все более прагматичными, реалистичными, домовитыми… Фактически с развитием общества произошел переход к антропоморфической (греч. «antropos» – человек) или человекоцентрической системы ценностей, положив все бремя ответственности за собственное благосостояние и окружающее благоденствие на человека, приучая ее причины собственных неудач искать в себе и своих собственных поступках. При этом были сохранены первичные анимистические каноны, что в тандеме привело к появлению у природных сущностей человеческих черт (оттуда происходят современные обороты речи: солнце садится, гром бьет, ветер свищет…) и цикличность бытия (весна рождается, природа зимой умирает…).
С древнейших времен в Украине существует восприятие человека как тройственного союза общностей: тела (физической оболочки), духа (силы, отвечающей за физическую сторону функционирования тела) и души (то, что отвечает за человеческую духовную вселенную). Причем самая тонкая и ценная из них — именно последняя, потому что именно она делает человека человеком со всеми его личностными характерными чертами.
Согласно верованиям, душа отлетала, когда погибало тело, и уже не имела возможности возвратиться назад, в отличие от духа, который мог найти путь назад и оживить тело, но без души — то уже был не человек, а ужасное чудовище только внешне похожее на себя прежнего, по сути — пустая оболочка (упырь). За многие столетия украинская культура выработала целый ряд ритуалов для облегчения перехода умершего в потусторонний мир и защиты живых от возвращения его духа.