Четыреста лет ужас периодических нашествий кочевников терзал украинскую землю. Жизнь в постоянном страхе, ведь татаро-монгольские, затем татаро-турецкие полчища могли появится из-за горизонта в любую минуту и, спалив и растоптав все на своем пути, исчезнуть в облаке пыли из под копыт своих коней до следующего раза.
Так было и в 1675-ом – несметные орды с востока во главе с визирем Кара-Мустофой и Нуреддин-султаном опустошили земли Подолья и Волыни, посеяв кровь, горе и слезы. И слава победоносного похода так и не была бы омрачена, если бы на пути одного из турецко-татарских отрядов не оказалась Почаевская гора с монастырской обителью на вершине.
Общеизвестным является факт, что будущий прославленный обладатель последнего Кубка UEFA и многократный чемпион Украины начинал свой путь под именем «Стахановец», хотя мало кому известно о нескольких предшествующих этому знаменательному событию месяцах, в течении которых Шахтер существовала как «Горняки» и представлял Горловку.
В весеннем чемпионате союза 1936 года после десятилетнего периода периодической опалы футбола впервые была допущена команда украинских горняков. Ввиду отсутствия на просторах молодой столицы Донбасса собственных стадиона и клуба соответствующего уровня, в срочном порядке из горловского «Динамо» с привлечением нескольких игроков из одноименного сталинского клуба был сформирована новая команда под именем «Горняки» с припиской в городе Сталино, но принимающей домашние матчи на горловском стадионе им. Балицкого.
Главное обиталище зла – человеческие сердца со всеми их слабостями и пороками, но он – причина всех бед и несчастий на земле, он – один из толпы и неотъемлемая ее часть, он всегда здесь, хотя его никто не звал. И хоть внешне его не отличишь от прочих, но если хорошо приглядеться, то ненароком увидишь тень от рогов или клок шерсти выглядывающий из накрахмаленного ворота, след ставленный копытом или поросячий пятак вместо носа, а может услышишь тихое шуршание помахивающего хвоста.
Зло в людском обличии под личиной многих имен, чтобы не привлекать в дом (беда, дидько, ирод, сатана, нечистый, дьявол, лукавый, рогатый, он, шатан, хвостатый, тот) – его величество повелитель тьмы – черт, главный отрицательный персонаж украинской мифологии.
Генеалогия – интересная вещь, которая порой преподносит такие сюрпризы, что историкам приходится пересматривать свои сложившиеся веками догмы. Этому немало поспособствовал безжалостный шутник-Хронос, в вихре времени уничтоживший подавляющую часть документальных свидетельств. Именно поэтому хитросплетения престоло-наследственных связей помноженных на родовые имена и разные семантические трактовки оных превращают исследования в увлекательный квест, где наградой служит бриллиант знания целостной картины.
Наследнику английского престола уэссекской династии, Эдуарду Изгнаннику, не посчастливилось родиться в страшное время датского вторжения, а внезапная кончина его молодого отца Эдмунда II Железнобокого (ему было лишь двадцать шесть) всего после шести месяцев правления Англосаксонией и трех выигранных у оккупантов битв фактически прославила крест на его и так призрачной перспективе занять британский престол, который захватил родной дядя будущей киевской княгини Ирины (Ингигерды), датский король Кнуд Великий.
Батярство – не профессия и не род деятельности, это стиль жизни по неписанным законам улицы в пику действующей власти, пришедший из ниоткуда и ушедшее в никуда, чтобы оставить о себе легенды в романтическом ореоле борцов за справедливость. Хотя начиналось все далеко не так возвышенно-культурно на львовских окраинах середины XIX столетия…
Замарстинов, Кульпарков, Байки и конечно же Личаков были родным домом, породившим их из черной бездны трущоб. Они были «королями» львовских улиц, решая кому жить в страхе, а кому весело здравствовать. Мелкий грабеж, разгульная жизнь, драки и общество прекрасных дам были их кредо, ведь не даром само слово «батяр», которым они сами себя горделиво называли с подачи незадачливых австрийских копов, означает бродяга, хулиган, повеса. Не многие бы хотели повстречаться с одним из их числа на безлюдной улице в темное время суток – дело могло обойтись от утраченного кошелька до серьезных травм в случае сопротивления.
Казаки и воины Украинской повстанческой армии были его предками, в нем текла их полная неисчерпаемой жажді свободы и непокорности любым поработителям кровь. Не даром же его фамилия по матери была Гетман. Его воспитывали в духе национального патриотизма и веры в украинскую свободу, что было довольно нелегким делом в послевоенном союзе советов. Рожденный на Ровнинщине поэт, художник, искусствовед, переводчик Григорий Чубай.
Не всегда согласовывающиеся с официальной политикой коммунистической партии зерна знаний, упавшие на благодатную почву яркого таланта, рано дали свои плоды – уже в шестнадцать лет его стихи печатались в местной прессе, они же стали причиной пристального внимания к юноше карательного органа КГБ. Его вызывали на допросы, давили морально, из института его выгнали формально за неправильный ответ «про национально-освободительную войну украинского народа».
Его безумно любила кинопленка и публика, а партийные бонзы поглядывали свысока, не мешая творить магическое действо на экране. Даже среди своего талантливого актерского круга он снискал славу веселого балагура, который своими шутками доводил до слез грандов отечественной кинематографии. Борислава Михайлович Бурундуков – человек-легенда.
Счастливая случайность в лице ректора театрального института им. Карпенко-Карого Николая Заднепровского, увидевшего юное дарование на сцене любительского театра киевского завода «Арсенал», круто изменила жизнь вчерашнего выпускника Киевского строительного техникума. Его кинокарьера началась уже на первых курсах театрального («Цветы на камне«Сергея Параджанова, 1962), а потом, не смотря на специфическую внешность охарактеризованную приемной комиссии как «типичный прораб», тридцать лет катилась как по накатанной, с двумя периодами работы в Киевском театре русской драмы им. Леси Украинки и Киевской театр-студии киноактера.