Могущественный и богатейший род ярых поборников православной церкви, которым обязано своим существованием бесчисленное количество часовен, храмов и монастырей волынской земли как единственное спасение и утешение среди жестокости и несправедливости этого мира с его бесконечными войнами и страданиями. Князья Острожские.
Чем прогневили они небеса, что Всевышний пресек их род по мужской линии и отдал власть в руки изменившей вере предков Анне (в католичестве Алоиза) Ходкевич — неизвестно. Позиции православия на подконтрольных Острожским землях после этого мгновенно пошатнулись — в борьбу за умы и сердца при поддержке властьимущих вступили многочисленные римские ордена, среди которых иезуиты играли доминирующую роль. Греческая вера вышла из моды и стала религией черни. И хотя постепенно страсти накалялись, конфликт все же не выходил из экономико-политической плоскости.
Наверно в тот миг, когда святой Владимир вздымал свой кубок к небесам во здравие крещеной Киевской Руси, никто из современников и предположить не мог сколько кровавых, омытых потом и слезами испытаний ждет Украину на пути к долгожданной Свободе. За какие-такие грехи страна семь веков будет пребывать в неволе, пока не пройдет через очищение голодомором, красным террором, двумя мировыми войнами и последней российско-украинской войной, чтобы восстать из пепла сильной и независимой, наверно знает один Бог.
Память о судьбоносном крещении и образ князя Красно Солнышко украинский народ бережно хранил в самых светлых уголках своей души, не смотря на века под иностранным господством. Что уже говорить об исторических артефактах с ними связанных…
Дитя рожденное вне брака, в жилах которого течет гордая и власная кровь польского короля Сигизмунда I Старого, по законам вселенной не могло пройти свой жизненный путь в тени безвестия и заурядности, ведь кровь — не водица и голос предков всегда в рано или поздно всегда дает о себе знать.
Воспитание в роскоши и тирании двора королевы Боны Сфорца, которая не имела причин к теплым чувствам в отношении своей неофициальной падчерице… и при первой возможности своенравная Беата Косцелецкая соблазненная молодостью и богатством одного из придворных аристократов по имени Илья Константинович Острожский 3 февраля 1639 года венчается с ним в Краковском замке, чтобы стать обладательницей огромных владений в восточной части Речи Посполитой.
Затяжной головокружительный роман как сладкое тягучее вино дурманящий голову все больше и больше затягивал в свои запретные и от того еще более желанные обволакивающие сети ее — пылкую польскую аристократку из рода Ржевуйских – и предмет ее воздыханий — французского писателе познавшего вкус первого оглушительного успеха книги «Психология брака».
Законный супруг на девятнадцать лет ее старше и обширные имения в Житомирском уезде Волынской губернии на одной чаше весом и молодой талантливый иностранный литератор без гроша за душой — на другой – не легкий выбор для молодой красавицы Эвелины Ганской. Потом все же ею будут написаны два анонимных письма с разницей в полгода под интригующим псевдонимом «Иностранка», после которых состоится их первая роковая встреча в швейцарском Невшателе в 1833-ем.
Одинокий силуэт всадника словно зыбкий призрак серой дымкой проступает сквозь снежную пелену метели. Он несется во весь опор, оставляя позади километры дороги, утраченное счастье, прежнюю жизнь… летит на крыльях страха в неизвестность, где есть только родные души и чужая земля… бежит, чтобы уже никогда не вернуться назад в детскую сказку со счастливым концом.
Снежный вальс кружит и кружит в своих объятиях слившихся во едино человека и коня, стирая грань между прошлым и будущим. Кажется, что лишь вчера теплые отцовские руки подбрасывали ее к небесам и звонкий мамин смех гулко раскатывался по бесчисленным комнатам их дворца, а сейчас в целом свете есть только холод, бескрайняя степь и единственное преданное существо под седлом.
Сколько их под погребальными камнями, в глубоких подвалах, на вершине высоких гор, в старой кладке крепостных стен, под кореньями вековых деревьев, в политой кровью земле… не знает точно никто. И не потому что не ищут, а потому, что время появиться на свет им еще не пришло.
Веками за неимением надежных мест хранения люди прятали свои сокровища там, где имели возможность и где считали вероятность их случайного обнаружения минимальной. А богатств благодатная украинская земля во все времена давала своим детям столько, сколько они могли взять своим трудом, отвагой, умом и настойчивостью.
В те времена когда сила веры безгранично властвовала над умами и сердцами обывателей, а все хвори и недуги могли исцелятся лишь силой молитвы, в процветающей столице Галичины один за одним появлялись храмы всех религий и конфессий, по приглашению городского старосты Станислава Мнишека с благословения архиепископа львовского Яна Прохницкого из Перемышля прибыли отцы-реформаторы.
Тем более, что все условия для счастливого обустройства на новом месте у святых отцов были в полном распоряжении: и поддержка административных и церковных властей, и средства на строительство храма, и земельный участок под защитой могучих стен Высокого замка. Но вот в последнем-то и заключалась огромная проблема…