Созидательное начало ХХ века и тихие улочки уездного Житомира сулили недавнему выпускнику столичной католической духовной академии Анджею Федуковичу спокойную жизнь во служении Всевышнему в стенах величественного кафедрального собора святой Софии, куда он был назначен вице-деканом.
Зажиточный приход, силами которого рядом с храмом в скором времени появился изящный представитель ренессанса здания консистории, безмерное доверие горожан не зависимо от их религиозной принадлежности и главная икона костела – прекрасный образ Страдающей Божьей Матери кисти самого Рафаэля превратили жизнь ксенза в настоящий рай на земле. Но Первая мировая война, большевицкий переворот 1917 года и гражданское противостояние в один миг перевернул его судьбу вместе с миллионами других…
Одно его имя через десятилетия наводит ужас на врагов украинской земли, в его жизни больше мифов чем правды, его судьба — череда трагических событий, а смерть — до сих пор остается неразгаданной тайной. Но его несломленный дух как символ вольной Украины, за которой парят крылья тысяч небесных ангелов, сложивших свои головы за нашу свободу во главе со Степаном Бандерой.
Мюнхен. Вынужденная эмиграция. Постоянная охрана из числа членов Организации украинских националистов в виду угрозы для жизни и ожесточенная борьба (пусть и в изгнании) за свободу родной земли от советской чумы с крохотной искрой надежды на победу.
Щедрость для всеобщего блага одних зачастую становится лакомым кусочком для личного обогащения других — коррупция стара как этот мир и война с ней. А тем более что в виде объектна надзора выступает огромное поле в двести тридцать моргов (131,1га) плодородной пахотной земли возле села Белая.
Выделенная на благое дело госпиталя для содержания бедных и немощных при тернопольской церкви Рождества Христова фундация Василия Константина Острожского в 1570 года на эти земли подлежала надзору совета из восьми уважаемых граждан города, которые в благодарность за эти хлопоты освобождались тем же документом от уплаты местных налогов. Кроме того в веденье наблюдательного совета входило так же наблюдение за самой Рождественской церковью и Воздвиженским храмом над прудом.
Неспокойное семнадцатое столетие, когда опустошительные набеги татар раз за разом разорявшие бердичевские земли переполнили чашу терпения их хозяина Яна Тышкевича, стало переломным в судьбе города на берегу реки Гнилопять, когда воинственная душа его сущности была отдана в руки созидателей.
А началось все с похода Януша во главе собранного им же войска против татар в 1627 году. Да только итог оказался для предводителя хорошо вооруженных и мотивированных польских отрядов более чем неожиданным: атака нападавших кочевниками не только была отбита, а отступающие войско разгромлено, но и их полководец попал в плен.
Долгожданная христианская святыня в центре кольца пятнадцати могильных курганов языческих правителей, которая прошла вместе с селом Конские Раздоры десятилетия российского крепостного владычества, закат империи, тяжелые дни Первой мировой, смуту гражданской войны…, чтобы быть опорой воинственного духа его жителей в любой ситуации, при любых политических режимах.
Потом будут долгие годы противоборства с всеобщим атеизмом советского государства, в котором удача, как маятник, то отворачивалась от Свято-Преображенской церкви (закрытие прихода в 1929 и 1961 годах), то вновь являла свой светлый лик: повторное открытие, проведение богослужений в послевоенные годы, сохранение храмового здания…
В конце ХIX столетия на европейских просторах начинается настоящий туристический бум. Прибрежные города превращаются в настоящие центры паломничества для зажиточных граждан, желающих поправить свое здоровье с помощью бесценных даров природы: теплых солнечных лучей, свежего морского воздуха и нежного бархата песка. И хотя приличия заставляют лишь украдкой ловить краткие мгновения единения с природой, но желающих испытать новые ощущения год от года становится все больше. В то же время в медицине появляется такое новое течение как грязелечение. Так что Бердянск с его уникальными природными данными оказался на гребне новой индустрии.
Городские пляжи с золотыми россыпями песка и лечебно-омолаживающие свойства его грязей неизменно поражали своим эффектом всех испытавших их на себе. Но кто или что преподнесло азовской жемчужине бесценные дары, ставшие залогом ее благополучия и процветания в третьем тысячелетии, до сих пор остается загадкой.
В те давние времена, когда на планете вовсю бушевали греко-персидские войны, азовское и черноморское побережья были объектом пристального внимания исследователей-географов Эллады в качестве новых земель колонизации, которую сдерживали лишь воинственные властители этих земель — кочевые племена скифов.
Великолепная, богатая растительностью и дичью природа, не смотря на опасность встречи с их властителями, манили греческих исследователей все дальше и дальше в глубь этих загадочных земель. Сам «отец истории» Геродот оставил о своем путешествии в Скифию немало заметок с детальным описанием ее чудес, одним из которых была священная роща Гилея в низовьях Борисфена (Днепра).