Первый натиск казацко-польской войны середины XVII столетия, и личностное противостояние Хмельницкий – Вишневецкий как ее частность — предводитель регулярного войска против гетмана казацких вольностей. Пылают города и села западной Украины в борьбе за свободу и независимость.
Первыми под удар объединенного казацко-татарского войска попадают обширные владения князя Иеремеи, ставшего одной из предпосылок этой кровавой бойни в своем стремлении к безграничному расширению своей власти на украинских землях (передача земель запорожцев вместе с островом Хортица польским королем Владиславом IV Вазой во владение Вишневецкого).
Процветающий Золочев — краса и гордость Польских восточных владений, об интересах которой печется сам король. Идеальный облик процветания портят лишь частые набеги крымских татар, оставляющие после себя разорение и смерть, но для сохранения жизней городская территория хорошо укреплена: есть твердыня за каменными стенами, оборонные валы с глубоким рвом перед ним и надежный гарнизон, так что нападающим не всегда удается уйти с полными руками.
Гордый хозяин роскошного замка, города и десятка прилегающих сел Станислав Сенинский, которого владение столь прекрасной жемчужиной возводит на вершину аристократической лестницы королевства, делает все, чтобы она сияла всеми гранями своей красоты и приносила немалый доход. Этому немало способствует ее место расположения — на пересечении торговых путей с востока на запад. Так уже 15 сентября 1523 года хлопотными стараниями и затратными интригами своего владельца Золочев получил Магдебургское право.
Один имел свой талант от Бога и лечил страждущих спрятанными в травах дарами земли, другой – занимался поиском философского камня и химическими опытами с экспериментами на больных. Одному помогали силы небесные, другой погрузился в пучину черной магии. Один не брал и гроша за свои труды, другой — жил деньгами и славой княжего врачевателя.
Имя первого – Агапит Печерский, и был он одним из первых монахов Киево-Печерской лавры, принявшим постриг из рук игумена Антония. Его земная оболочка и ныне покоится в ближних пещерах монастыря под иконой с лаконичной эпитафией «Агапит — врач безмездный». Согласно сведениям Киево-Печерского патерика он без зова приходил к тяжело больным с внутренними болезнями и исцелял их травяными снадобьями и молитвами. Жил аскет в пещерах и не брал за свои труды никакого вознаграждения.
Холодные зимние ночи бескрайней украинской степи, где шалун-ветер кружит в диком танце все живое, пока сама душа не начинает дрожать от холода. Люди спасающиеся от его сумасшедшей пляски в жалких убежищах вырытых на склонах холмов. Темнота и холод, когда только сердце и остается горячим. Все это – мрачное время до познания благодатного таинства огня.
До сих пор в народе ходит легенда, что огонь разошелся по миру именно с Хортицы. Ведь говорят, что когда-то давным-давно с небес в вершину одного из ее холмов в самом сердце острова ударила огненная стрела как ответ на истовые молитвы к богу Солнца о спасении от лютой смерти одного из племен, нашедших здесь пристанище от врагов среди богатых рыбой и дичью, обласканных быстрыми водами Днепра, перемежающегося балками взгорья.
Два десятилетия после окончания самой страшной в истории человечества войны. Мирная жизнь постепенно вошла в свое обыденное русло. К руководству коммунистической партии республики приходит патриот не словом, а делом Петр Ефимович Шелест, благодаря которому родились на свет такие грандиозные и значимые для всего украинского народа проекты, как 26-томник «История городов и сел УССР», Музей архитектуры и быта Пирогово и дворец культуры «Украина». А 31 августа 1963 года был подписан судьбоносный указ «Об увековечивании памятных мест, связанных с историей Запорожского казачества»…
Именно с него началась история возрождения Хортицы: 18 сентября того же года остров на Днепре получил статус заповедника государственного значения, после чего объявляется всесоюзный конкурс на проект обустройства комплекса; директором историко-культурного заповедника назначается энтузиаст своего дела Арнольд Сокульский, который набирает команда единомышленников и начинается интенсивная работа по созданию экспозиции будущего музея…
Земная жизнь имеет свои границы, но слава белая иль черная человеческих поступков живет в веках, вознося имя его обладателя в небеса благодарными молитвами или низвергая в бездну лютыми проклятиями. И первые из них — те чьи дела, пусть и в одном отдельно взятом городе, продолжают жить не только на страницах истории, но и в душах благодарных потомков воспетые легендами и мифами. К таким историческим персонам немировцы относят Винцента Потоцкого…
Заря нового прогрессивного XIX столетия на горизонте и первые ярые приверженцы инноваций общества. Одно из поместий сказочно богатого именитого рода Польского королевства Потоцких на Подольской земле и молодой хозяин во всей красе очарования высоких устремлений. В планах Винцента Потоцкого, получившего Немиров в двадцать лет отроду, и сооружение нового дворца, и открытие образовательного учреждения, и участие в политической жизни государства.
25 января 1918 года стало точкой не возврата для Украинской Народной Республики в Гражданской войне по перекройке России инициированной большевиками, когда Михаил Грушевский провозглашением IV Универсала об абсолютной независимости Украины по-сути положил начало ее конца, так как этот исторический момент пришелся на абсолютную военную слабость Киева (Первая мировая, революция 1917 года и последовавшее за ней внутригосударственное противостояние сделали войско не боеспособным по идейным мотивам).
И как всегда в самые трудные дни на помощь молодой державе пришло ее самое молодое взрослое поколение — студенты и гимназисты старших классов, из которых был сформирован Украинский Студенческий Сечевой курень. Он-то и был отправлен на помощь Юношеской военной школе, удерживавшей фронт по распоряжению полковника Каплана на станции Бахмач, когда пришло известие о выступление большевиков, взбешенных решением о самостоятельности своего с таким трудом удерживаемого все это время вассала.