В ее биографии нет места полутонам. Она жила, словно на грани, горела, как факел, и оставила по себе след, который не тускнеет ни с одним поворотом украинских политических ветров. Елена Телига — одна из самых ярких фигур украинского культурного и национального возрождения XX века, украинка, чья судьба стала воплощением несгибаемости национального духа.
Она, рожденная Шовгеновой в семье инженера-гидротехника в далекой северной столице чужой, как показала жизнь, для нее страны образца 1907 года. Детство Еленки прошло среди петербургских представителей «серебряного века» (ее крестной была некая писательница Зинаида Гиппиус) в бурлящей Российской империи на пороге ее очередного падения, уже разрываемой на части внутренними революционными настроениями и внешней многовекторной войной.
Чудо познания — не самый ли великий дар, сделанный великой Вселенной человечеству? Поэтому с седых времен у предков покровитель творческого начала был в украинском пантеоне богов на одном из самых почетных мест в телесном отождествлении мудрого старого Деда-Всевида или писанного красавца Рода-Световида (его тотемное изображение IX века, известное как Збручский Световид, найдено на Тернопольщине в 1848 году, хотя его святилище доказано существовало на горе Богит еще со времен Скифии).
Чествование покровителя источника творческого вдохновения во всех его проявлениях и защитника всех человеческих добродетелей от нечистого (известного так же под именем Чернобога) традиционно происходило в Украине 15 июня ежегодно. В более широком восприятии он отождествляется с бездной таинственности звездного неба, как и с бескрайними просторами чуда мудрости познания, где звезды — это те крохи света, которые своим сиянием отодвигают мрак неведения.
Сейчас квас в основном считается напитком лета и лучшим средством утоления жажды в жару, а когда-то он был постоянным спутником украинского стола в любое время года, разнообразя безалкогольную карту напитков для всех — от мала до велика (на самом деле незначительный процент алкоголя в нем присутствует, но слишком мал, чтобы влиять на когнитивные функции даже малышей). Ведь квас в разных интерпретациях, как продукт живого брожения, был не только просто напитком, но и лучшим вспомогательным средством для улучшения пищеварения, особенно когда в меню было слишком много жирной пищи, всегда так ценимой в Украине.
Причем для его приготовления в древности использовали не только традиционные ныне хлеб и солод, но и разнообразные фрукты (яблоки, груши, смородину, крыжовник, брюкву, рябину, свеклу, терн) и травы (бузину, липовый цвет, мяту, мед), поэтому-то в украинском быту слово «квас» имел широкое толкование, а на ряду с общим названием также бытовало имя всех этих разновидностей — «оцт».
Вечная загадка истории: почему огромные клады столетиями лежат нетронутыми прямо под носом у человечества, недоступные для хорошо оснащенных и специально обученных команд археологов, которые посвящают их поискам целые жизни, тогда как мелкие монетки из глубокой древности снова и снова попадают в руки случайных прохожих.
Серебряная монета дирхем чеканилась и широко использовалась мусульманским миром в период Аббасидского халифата. В VIII–X веках именно эти монеты составляли основу международной торговли в Евразии, торговые пути, соединявшие Ближний Восток с Северной Европой, которой проходили через степи, лесостепи и водные артерии Восточной Европы, в том числе через просторы современной Украины и Северщины с Миропольем, на месте которого уже тогда существовало крупное поселение.
Всесильный повелитель мира, который своей милостью карает и милует, дарует и отнимает жизнь, радует и погружает в беспросветную тьму уныния… Бог-Солнце, которое правит бал на украинской земле полгода, а вторую половину она живет в его ожидании. Неудивительно, что на каждый месяц ярилиного полного владычества в украинском народном календаре приходилось минимум один праздник, а то и больше. Не был исключением и июнь, 4 число которого было посвящено чествованию летнего солнца или Ярила Сильного, как его называли в народе.
Традиция празднования Солнцева дня в самом начале летнего сезона, когда яровые всходы уже не только пробудились, но и набрали достаточно силы, чтобы хозяин мог достойно оценить свои перспективы на будущее, уходит корнями в седую дохристианскую древность.
Святое для каждого украинца насекомое, которое всю жизнь проводит в неустанном труде, живет лишь по законам и порядкам своего маленького мирка и отдает так много другим, ничего не требуя взамен. Не зря же пчелу в народе еще называют Божьей мухой, ведь только истинные посланцы небес могут создать идеальную вселенную для идеальной жизни, пусть он и ограничивается лишь небольшим пространством одной пасеки.
Четкая иерархия и порядок улья — удивительное действо, ведь без матки вся эта система в миг рассыпается, пчелы начинают «бунтовать» и «играть», что в конечном итоге приводит к упадку семьи и запустению ее дома. Поэтому традиционно и помогали пчеловоды, как могли, поддерживать этот идеально организованный порядок бытия: вместо утраченной матки подсаживали чужую (вбрасывали через тростниковую трубку, чтобы ее не убили), для месторасположения ульев вибирали самые защищенные от ветров места с южной стороны холмов среди цветущих садов, лугов да полей, огораживали пасеку заборчиком от дикого зверя, устанавливали крест для защиты от молний, подкармливали рой в голодные времена, прятали от холодов в теплом погребе…
Седина – в бороду, бес – в ребро, это не обязательно про современность… Ведь во все времена любви все возрасты были покорны, ибо кто-то в свои двадцать – старый, а у кого-то и в восемьдесят душа молода. Хотя людской суд и церковь за века хорошо сделали свое дело, превратив искренность чувств разновозрастной людви в достойное осуждения извращение.
Да, он был почти на полвека старше ее, да и по церковным канонам их брак был невозможен из-за того, что она была крестницей, хоть он и был уже два года свободным вдовцом. Иван Мазепа даже в свои шестьдесят пять имел столько мужской харизмы, что очаровал шестнадцатилетнюю красавицу Мотрону, младшую дочь своего кума Василия Кочубея. И хотя последнее время между гетьманом и его генеральным судьей сохранялись профессиональные связи, былой особой теплоты – уже не было, в том числе не без посредственного участия гонористой и сварливой Кочубеевой жены, Любови Федоровны (в девичестве Жученко).