Магический барьер, отделяющий один мир солнца, радости, жизни… от другого, существующего где-то полутьме параллельной реальности, почти невидимый в другом измерении, которого лишь непростые да иногда простые смертные могут коснуться сквозь пространство и время. И это при том, что согласно традиционным украинским верованиям, потусторонний мир по своей воле и желании постоянно вмешивается в человеческую жизнь.
Замкнуть это нежелательное вмешательство, особенно негативного содержания, как считается, очень просто — достаточно лишь отделить объект защиты от всего остального мира замкнутой линией без углов (лучше приближенной к идеальному кругу), что создает магический защитный барьер между мирами, который духам при всем их желании не пересечь. Правда, одной линии маловато, должен быть выполнен целый ритуал, чтобы она стала абсолютно непроницаемой для потусторонних посягательств, особенно от такой страшной напасти, как болезни, в частности «черной смерти» (чумы) и холеры.
У казака была не только воля, но и в любой момент его могла постигнуть лихая судьба. Поэтому и господствовали с давних времен в Украине равноправные отношения и распределение обязанностей без оглядки на пол, чтобы в случае чего женщина могла справиться во всеми жизненными вызовами сама. Да и при отсутствии мужчин в селе-зимнике в течение большей части года, за исключением старых да малых (ведь на Сечи действовал строгий запрет на присутствие женского пола без каких-либо исключений) хозяйки волею-неволею осваивали все виды наличных хозяйственных работ. Не зря же историки говорят, что легендарные амазонки были родом из этих мест (по свидетельствам историков, жили «в Скифии (Скифии) возле Днепра»).
Пока девочки находились под опекой одной лишь матери во время отецовского казачествования на Сечи (в качестве наемного военного или в организованных Гетманатом походах против москалей, турок или поляков), они с малых лет учились хозяйничать, помогая матери в ее делах по возрасту и сезону: уборка, стирка, глажка, уход за скотом, обработка и заготовка продуктов, готовка, золение ткани, а в период зимних холодов, при снижении активности и перечня хлопот на подворье, еще и прядение, шитье и вышивание.
Таких высочайших почестей от красных кремлевцев удостоились лишь три лица: их вождь, жертва и ее убийца. Хотя та «жертва» была достойна двух других, ведь крови украинцев на грязных руках красноармейского главаря было ненамного меньше, чем загубленных жизней в реестре московских диктаторов, Ленина – Сталина. Родившийся в украинской Бессарабии Григорий Котовский никогда украинцем так и не стал, впрочем, как и настоящим аристократом по духу, хоть и был наследником дворянского рода.
На момент падения царизма Котовский уже имел за плечами длинный шлейф уголовных дел за разбой, грабеж, дезертирство, убийство… Неудивительно, что из меркантильных соображений он примкнул со своей бандой к рядам таких же беспринципных палачей-отщепенцев, которые рвались к власти и чужому богатству на омытых кровью штыках, чтобы конвертировать свои преступления во власть — уже в марте 1918-го он возглавляет Тираспольский отряд «Одесской советской республики».
Обычный день, каких так много в народном украинском календаре. День как день, да не такой уж заурядный, ведь, как издавна известно с древности, есть у него свой небесный покровитель, и не кто-нибудь, а сам царь града, молний и дождя, Морий. Посвященным в тайну прародительской мудрости, сохранившейся в эпосе в виде примет и поверий, он подскажет прогноз погоды на будущее, вместе с которым подарит возможность умело управлять хозяйством так, чтобы достичь максимального урожая, а вместе с ним обеспечить благополучие своей семьи на будущее.
Мокий приходит на украинскую землю как вестник окончания первой декады последнего весеннего месяца (11 мая), чтобы напомнить всем рачительным хозяевам, что до окончания посевного сезона, а значит, и не напрасных вложений усилий для получения хорошего будущего урожая, осталось не так уж и много времени (ведь «прийде іюнь, господарю, хоч плюнь, все одно нічого не виросте, тому варто поспішати»).
Так приятно устроить посиделки за чашечкой горячего чая, сладкого иль нет с тем, кто сердцу дорог, чтобы поболтать по душам, неспешно наслаждаясь покоем, когда весь мир ждет где-то за пределами этого отчерченого муаром душистого аромата интимного пространства уюта и безмятежности. Правда, напиток, который употребляла большая часть украинцев еще в начале ХХ века, можно назвать чаем лишь условно, потому что чайного листа как такового в нем не было, ведь в то время экзотический продукт стоил слишком дорого для кошелька простого человека, позволить себе ежедневное чаепитие могли лишь зажиточные господа да средний класс побогаче…
Фактически традиционно под чаем обычно подразумевался любой горячий заваренный в чайнике напиток из веток, листьев, цветов или ягод, который для придания сладкого вкуса подавался на стол вместе с медом, сахаром, сладкой выпечкой или конфетами. Пили его обычно горячим, иногда с добавлением для разбавления капли холодной кипяченой воды.
Среди ее добрых знакомых и друзей — одна лишь нечисть («баба с чертом, как пес с хортом»), и даже сам хозяин ада немного ее побаивается, ведь попробуй попасться такой под «гарячую» руку — не ведомо, уберешся ли восвояси живым, а что уж говорить о простых смертных… Без нужды даже ведьмину (от древнеславянского «ведать», «предвидеть») хату обходили десятой дорогой, чтобы без необходимости даже на глаза ей не попадаться, ведь кто знает, что взбредет ей в голову из озорства или по злобе сотворить: молоко у коровы прокислет, сало у свиньи отберет, мор на двор нашлет или ночниц на ребенка.
Внешне их совершенно не отличишь от обычной украиночки: такая же хозяйственная и красиво одетая разговорчивая красавица, и в доме те же рушники над образами и щедро накрытый стол. Только поговаривают люди, что порядок тот для нее бесы наводят, красоту – она у других крадет, наряды ей мавки шьют, блюда — с подвохом, а рушники прикрывают перевернутые кресты. Да и ночью ее, превращенную в старую каргу с длинными седыми волосами, дома не застанешь, разве что в сильную непогоду, когда метла не летит.
Когда весеннее тепло окончательно побеждает в поединке с небытием, чтобы хотя бы на полгода земля могла передохнуть от оков лютых холодов, на землю с небес спускается прекрасная богиня Жива, праматерь всего живого сущего на земле, владычица Рая; издавна в народе считали, что цветы — это ее нежные поцелуи, дождики — слезы радости, а солнце — игривая улыбка. Потому-то и встречали украинские предки ее схождение 2 мая с большим уважением.
Считается, что радостную весть о ее пришествии людям приносит сладкоголосый соловушка, оттого и называют еще этот день Соловьиным Пасхой. Существует поверье, что своим пением эта сакральная для каждого украинца птица отпевает души умерших, чтобы они даже грешными могли вернуться в Рай. А выводит он свои волшебные трели совсем недолго, лишь от своего праздника и пока ячмень не выбросит колос («появился колос, соловушка потерял голос»). Мешать ему ни в коем случае нельзя было, тем более поднимать руку на священного посланца небес.