Запеканка — королева украинской кухни, ведь одним лишь своим появлением она способна превратить вполне заурядный стол в праздничный. Множество вариаций и сочетаний составляющих плюс сам процесс запекания, когда вкусовые особенности их переплетения образуют уникальный ароматный букет в эстетически завершенном обрамлении — разве не это являєтся вершиной кулинарного искусства?
И хотя название блюда говорит само за себя, делая акцент на способе приготовления, а не на отдельных обязательных его составляющих, в состав традиционной украинской запеканки обычно в качестве базовых входили как минимум два ингредиента, сочетание которых делало ее той, кем она была — самодостаточным и самым любимым национальным лакомством всех времен, включая и настоящее (и это без деления на соленое или сладкое блюдо): яйца и лапша (в другом варианте — каша, хлеб или сухари).
Жизнь и смерть, огонь и кровь переплетены в вечном страстном танце вселенной — то и есть святой для украинцев калиновый цвет, само Великое дерево жизни и судьбы, белый свет в его сублимации от сотворения и до скончания веков. Потому и почитают это дерево в Украине издавна за лечебные свойства, помогающие выздороветь от недугов телесных да духовных, за красный цвет жара, который дает возможность всему живому продолжать свой танец жизни, за красоту, что ласкает глаз и целует уютом душу.
Калина — то девичья красота. В ее гроздьях и ветвях, листьях и корнях запечатлена вся женская судьба с младых ногтей и до самой смерти: радость, любовь, верность, предательство, тоска, горе… все есть в этом чарующем дереве, чтобы передать богатство чувств и настроений изменчивой прекрасной половины: сам куст — то украиночка, а цвет и ягодки — ее детки. Присутствие ее во дворе выступало символом верности и преданности в брачных отношениях и семейных связях. На вышиванках, в веночках, на рушниках, в расписных узорах, посуде, домашних украшениях… присутствует калиновый образ как оберег их хозяйки и ее семьи.
Согласно прадавним поверьям прекрасные богини-Рожаницы ступают на украинскую землю 26 августа, когда последний овсяный колос сжат заботливой хозяйской рукой обмолочен и надежно спрятан в уютной кладовке, ожидая своего времени. Овес последним из злаковых оставался на украинских полях , и завершение его жатвы означало окончание всего сезона страды. Этот праздник сладко-теплый на вкус и густо-разноцветный, как хорошо выстоявшееся вино, в котором смешались грусть по ушедшему летнему теплу, радость от окончания изнурительного полевого сезона.
Это был праздник украинского женского рода, ведь начиная еще с дня накануне Рожаниц даровавших человеку его Судьбу, весь прекрасный пол пребывал в подготовительных заботах приготовления обрядовых калачей-бубликов и в приподнятом настроении ожидания праздничного, не обремененного рутинными работами дня наполненного мистическим смыслом единения с силами, породившими вселенную с ее огромным разнообразием сущностей и форм.
Вона приносит на кончиках своих острых черных, как беззвездная ночь, крыльев весну из Рая — так издавна считается на украинской земле («кукушка приносит весть о лете, а ласточка — о теплых днях» и «ласточка весну начинает, соловейко — заканчивает»), хотя с традиционной осторожностью тысячелетняя народная мудрость поговорками предупреждает о сдержанности преждевременной радости от завершения самых темных времен скорби и печали(«одна ласточка весны не делает»), ведь Зима — пани коварная и мстительная, то и дело возвращается холодным дыханием, танцем-метелью своего пышного снежно-белого убранства, смертоносным морозним поцелуем…
И недаром эта весенняя птица, что одной из первых возвращается с юга весной (официальная дата по народному календарю выпадает на Сорочины), стала украинским символом счастья, любви и достатка, ведь по приметам: где ласточка устроит себе гнездо, там поселится достаток во всех своих ипостасях («ласточка — то матушка любви-спаривания и для людей, и для скота»). Вот и стараются люди приманить к своему обиталищу этих божьих посланцев семейным миром, согласием и уютом, что ласточки, как известно, любят и ценят больше всего на свете.
Радость окончания второго этапа забот сельскохозяйственного периода, когда позади оставались пахота и посев, изнурительное ожидание всходов и лихорадочная жатва под палящим августовским солнцем, просто не могла оставаться в украинском народном календаре обычным, ничем не примечательным днем – в самой середине последнего месяца летней радости народ издревле в Украине праздновал светлый праздник Ляли, окончания жатвы (дожинки).
Юная красавица, богиня Ляля, праукраинский символ природной плодородности — та, кого предки благодарили за помощь в счастливом завершении жатвы, за собранные урожаи, за духовную поддержку в течение хлопотливого полевого сезона. Поэтому-то ее праздник был едва ли не самым большим в летнем календаре со своими устоявшимися традициями плетения спасовой бороды и установления нового, украшенного лентами и цветами дидуха в красному углу дома.
Уютное августовское украинское солнце едва-едва лениво перекатилось через свой зенит, когда утомленные жители украинской Куриловки после протяжного гула услышали мощный звук крушени, прямо с неба начали сыпаться металлические обломки и человеческие останки. На дворе шел 1979 год. Украина находилась под советской оккупацией. На всю информацию о той трагедии в небе над Днепром был наложен гриф строгой секретности.
Лишь позже на уровне слухов просочилась информация о том, что 11 августа в 13:35:38 над пригородом Каменского столкнулись два пассажирских самолета Ту-134А согласно позже обнародованным деталям: борт №65816 Кишиневского авиаотряда, выполнявший рейс SU-7628 (Челябинск — Воронеж — Минск) с 88 пассажирами на борту (из них 24 ребенка), в 12:54 вылетел из Воронежа, набрал высоту 8 400 м и направлялся в свой конечный пункт; самолет №65735 Минского авиаотряда выполнял рейс SU-7880 Ташкент — Гурьев — Минск с 77 пассажирами (из них 12 детей), вылетел из Донецка в 11:13 и на высоте 5 700 м взял курс на запад.
Образовательная колыбельи всей украинской культурно-политической элиты XVII — XVIII веков, казацкой старшины (Войско Запорожское веками поддерживало деньгами, протекцией и защитой единственное в то время высшее учебное заведение страны) и православного духовенства. Могилянка благодаря соблюдению самых высоких стандартов и преданности своим историческим корням за время своего перманентного существования, обусловленного стремлением очередной московской оккупационной власти уничтожить ее украинскую генетическую идентичность, превратилась в настоящую легенду и символ главного хранителя образовательно-культурного наследия нации.
Интересно, что в зените своей славы, пришедшемся на первую половину XVIII века, впрочем как и сейчас, Киево-Могилянская академия имела более гуманитарный уклон образования, что было обусловлено прежде всего основанием ее на базе духовного братства, а также свободным (согласно существовавших спокон веков канонам демократического уклада существования украинского общества) приемом для всех слоев общества, для поступления достаточно было лишь сдать вступительные экзамены.