Традиции Предйордана. Голодная кутья

Опубликовано Вікторія Шовчко 05-01-2024

5 января имеет так много имен Предйордана, Второй Сочельник, Преддверие Богоявления, Крещенский вечер, Голодная кутья… и один сакральный смысл: в глобальном смысле – знамение окончания длительного периода рождественско-новогодних праздников-гуляний и начало подготовки к скорому приходу весенних забот («Геть, кутя, з покуття, а ти, узвар, йди на базар! Кури – на яйця, Паляниці, лишайтесь на полиці, Дідух – на теплий дух, щоб покинути кожух!»), а в локальном – подготовка тела и души к завтрашнему святому Крещению.

Народное название праздника, Голодная кутья, как нельзя лучше отражает суть этого дня — суровый дневной пост перед Иордана (в течение дня можно было употреблять лишь святую воду) для подготовки тела к испытаниям Крещением. С церковной вечерней службы возвращались со новоосвящоной водой, которой с помощью сделанного из колосьев прошлогоднего урожая или букетика разнотравья кропила хозяин обрызгивал всю свою семью, дом, скот, двор, чтобы в грядущем году было живо-здорово-плодородно.

Читать далее »

Украинская народная неделя. Суббота

Опубликовано Вікторія Шовчко 01-01-2024

«Суббота — не работа» – все тысячелетия накопленного украинского опыта народная мудрость вложила в эту лаконичную фразу, которая в другой интерпретации в зависимости от региона еще звучит, как «Суббота — работать не охота» или более пространное «Суббота — работать не охота: помой, помаж и спать ляж». Хотя лингвисты ведут ее традиции и имя от еврейского «шаббата» или «саббата» (седьмой день в Торе, на протяжении которого пророк Моисей не велел работать).

Украинские верования утверждают, что даже матушка-Природа по субботам отдыхает, поэтому якобы дети рожденные в этот день не будут иметь продолжения рода толи из-за бесплодия, или – препятствия судьбы, которая «поленится» прорисовывать их жизненный путь через все пространства обстоятельств. Хотя браки, заключенные в шестой день недели, считаются очень удачными (ибо «заключаются на Небесах»), поэтому традиционно торжественные церемонии (роспись, венчание) украинские пары стараються назначать именно на субботу, ибо этот день находится под особой защитой предков.

Читать далее »

Украинские традиции празднования. Новый год

Опубликовано Вікторія Шовчко 31-12-2023

Новый год – праздник надежды нового начала, лишенного всех горестей и печалей прошлого с верой во вселенское всепрощение, в котором не найдется места искупления прежних грехов, которые растворятся в рассветном мареве праздничной ночи. Не зря этот день считался одним из самых главных в украинском народном календаре; к нему долго готовились, его пышно праздновали и сейчас он продолжает быть одним из самых любимых для миллионов и миллионов во всем мире как духовное связующее звено между прошлым и будущим.

Мистика новогодней ночи, когда согласно утверждениям эзотериков и «непростых» открывается портал между двумя мирами, творит на земле всякие чудеса и случается невозможное. Именно поэтому вокруг этого праздника в украинской культуре существует так много поверий, примет и предрассудков.

Читать далее »

Украинский народный календарь. Декабрь

Опубликовано Вікторія Шовчко 24-12-2023

Ночь года, ведь декабрь имеет самый короткий световой день из всех месяцев, длится всего тридцать один календарный день, а кажется – целую вечность. Ночь меняет ночь с непродолжительными промежутками серых сумерек за окном, где рассвет незаметно переходит в закат, и все это под аккомпанемент завывания холодного ветра и треск яростного мороза за окном. Недаром же украинские предки наделили его таким множеством красочных прозвищ в разном интерпретации, вроде: Витрозим, Зимник, Казидорога, Мостовик, Мочарец, Просинец, Речкостав, Студень, Трескун, Трусим, Хмурень, Щипун… Официальное же современное название, Грудень, от многочисленных грудок (московскою – комков) снега, появлявшихся по всем полями весям («Грудень рік кінчає, а зиму починає», «Грудень око снігом радує, а вухо морозом рве», «Прийшов грудень, приніс студінь», «Грудень землю грудить, а хату студить»).

Кстати Просинцем его прозвали, потому что для хорошего урожая в следующем году по народным приметам в первый месяц зимы на поля должен был плотно лечь снег, поэтому люди и просили у него снега, да побольше («Як в грудні сніг заляже, так і в серпні жито зляже», «Грудень сніжний — хліб буде пишний»). Еще по приметам: сухой он предвещает бездождевые весну-лету, появление снегирей — к затяжной зиме, как декабрь мягкий — то зима тверда, если в первую неделю декабря погода неизменная — зима будет долгая.

Читать далее »

Украинские народные верования. Зима

Опубликовано Вікторія Шовчко 23-12-2023

Хотя древний славянский эпос разделял год всего на два сезона, перемежая время холодов с летим теплом, как и три других сезона Зима царит на украинской земле лишь три месяца. Но когда земля от края и до края покрыта белым одеялом, дыхание свирепого холода сковывает душу и тело, замыкается льдом вода и сами врата в Рай, кажется — не будь ей конца и края, хоть солнечные лучи, иногда пробивающиеся сквозь плотное серое покрывало туч, не дают до конца угаснуть надежде на возвращение желанного тепла.

Она ступает на землю осторожными шагами когда в декабре, а иногда и в октябре (официально на Введение и Варвары «зима ложится»), когда согласно древним верованиям украинских предков Белобог, покровитель солнца и всего сущего на земле, начинает проигрывать в поединке с Чернобогом, пытающимся прикрыть своим плащом сна и смерти саму жизнь. Но бой продолжается, длиться он будет до окончания веков. За поражением приходит победа и ласка Ярила своим теплым поцелуем вновь пробуждает природу к жизни («Зима лето съедает, хоть перед ним убегает» или «Зима пройдет – лето будет; лето пройдет – зима будет»).

Читать далее »

Потомок четырех народов. Иван Выговский

Опубликовано Вікторія Шовчко 22-12-2023

Его герб из четырех славных благородных славянских родов (польский Белый орел, белорусская Погоня, украинский Георгий-Победитель и литовский Лев), как голос из прошлого к потомкам с пророчеством о непобедимости силы их единства против любых врагов с востока иль запада, всю пророческую глубину мудрости которого украинцам доведется познать на собственном горьком опыте лишь через три с половиной века после смерти его владельца, гетмана Украины, мудрого дипломата, эффективного менеджера, талантливого военного стратега, прародителя украинской разведки Ивана Выговского.

Овруччина начала XVII века, высокообразованная благородная семья Выговских в родстве чуть ли не с половиной аристократов Украины и Речи Посполитой, отец-сооснователь Киево-Могилянки, плюс родившийся в 1608-ом первенец в полной мере вобрал в себя все военно-политические таланты своих предков отпечатленные веками в генах крови – при таких исходных данных после полученного образования в созданном отцом братском коллегиуме (окончил в 1635-ом) ему самый путь был в большую политику.

Читать далее »

Старые названия Мариупольских мест. Правобережье

Опубликовано Вікторія Шовчко 21-12-2023

Очаровательные старые мариупольские топонимы. Их истоки следует искать в прошлом украинского города, где на правом берегу Кальмиуса, рядом с озером Домаха (когда-то была правым речным притоком) с XV века существовала одноименная крепость Кальмиусской паланки Запорожской Сечи (еще известна как Адомаха или Адомахия) с шестидесятью одним зимником (официально). Ее руины возвышались на городской Базарной площади, там где через пол-тысячелетия располагался сквер 500-летия украинского казачества с одноименным памятником (территория вокруг ОСОУ (ДОСААФ) и кварталом южнее), еще в середине XIX века.

Для полного уничтожения украинского казачьего центра в кальмиусском устье после ликвидации Сечи вместе со всей разветвленной сетью ее сторож и дозоров московскими войсками по приказу немки-самозванки Катьки ІІ в 1780-ом сюда переселили крымских греков, выселив исконных хозяева, кальмиусских запорожцев, аж на реку Волчу. Новоприбывшие, несмотря на официальное название Мариуполь (Павловском ему суждено было существовать всего лишь год), упорно называли свое поселение Карасу-Базар, которое под влиянием местных украинцев быстро трансформировалось в Карасовку, ставшую во второй половине XIX веке названием района севернее Домахи на холме (северная часть современной улицы Торговой).

Читать далее »