Он бережет от лукавого украинскую землю в ту темную пору, когда силы зла под аккомпанемент воя голодных ветров, морока белых метелей правят бал смерти, и все живое замирает в летаргическом сне в надежде на грядущее тепло и возрождение жизни. Именно тогда с древних времен, спрятавшись за саманными стенами своих домов, ближе к огню, украинские предки молили о спасении и защите небесного Трифона-Перезимника.
Именно именем этого небесного покровителя чинили заклятие от господствующей воли вселенского зла, которое записано еще в старинных «Чинів на нивах»: «Заклинаю вас, — отидіте на дивії гори, на неплодная древеса. Заклинаю вас, — ізидіте от міст наших на міста, яже предрік вам, непроходимая, і безводная, і неплодная». Читали же молитву на Перезимника (как еще называли в народе этот день) трижды: в ночь на 1 февраля, в полдень и в следующую полночь на Сильвестра.
Коренная киевлянка, она олицетворяла собой ту украинскую тысячелетнюю женскую сущность матери, бабушки, сестры, тетки… всепонимающую, всепрощающую и такую родную-родную. Может, именно этим она с легкостью завоевала сердца самой неподкупной и искренней зрительской ТВ-аудитории — малышей. Ее ласковый голос, звучавший с экранов миллионов и миллионов телевизоров четверть до девяти вечера в один из будних вечеров и целый час по воскресеньям, мелодичный украинский язык и отсутствие фальши (потому как все шло прямым живым эфиром, даже без записи) очаровывали не только малышей, но и взрослых. Екатерина Лозовенко — звезда украинского телевидения 1970—1980-х годов, которая вынянчила вместе со своей помощницей, куклой Катей, не одно поколение настоящих украинцев.
Родившаяся в послевоенном Киеве образца 1946 года Екатерина с детства была влюблена в телевидение. Целеустремленности девочки можно было лишь позавидовать — она таки добилась своего: школа, театральный факультет в Карпенко-Карого… и наконец детская киностудия украинского телевидения УТ-1 после его окончания. Вчерашней студентке повезло… она пришла на студию в 1970-ом и сразу попала в качестве режиссера ставшей уже культовой «Вечірньої казки з Дідом Панасом», которая десятилетия собирала каждый вечер у голубых экранов милионы.
Как луч солнца на земле, который своим теплом и светом благословляет все живое на продолжение рода, перстень с древнейших времен в украинской культуре был особой реликвией, передававшейся от отца к сыну, от матери к дочери. Недаром историки считают, что за облагороженным фасадом носителя солнечного света в нем кроется тайный подтекст — сосредоточение мужской половой силы (в трактовке объективизма — фаллический символ).
В мужской трактовке кольцо з древних времен было знаком прохождения юношей обряда инициации (перерождение в мужчину). В метафорическом смысле по легенде его надевал на палец вчерашнему мальчику сам великий змей-искуситель, покровитель полового влечения и силы, залог продолжения рода на земле (на деле — старший в роду или старейшина общины).
Обычай чествования 25 января того, кто целый год неусыпными заботами беспокоится о мире, согласии и благополучии семейства все остальные 364 дня в году, охранника домашнего алтаря-огня, самого надежного помощника во всех хозяйственных хлопотах… был заведен предками еще в далекие древние времена. Именины домового празднуют, когда зима еще свирепствует, но и до весны – рукой подать, когда вся семья вместе, под одной крышей (ведь вместе – теплее). Он, ангел-хранитель дома и преданный поклонник лошадей, домовой, в этот день устраивает себе выходной, чтобы хозяева хоть раз в году сами позаботились о себе.
Но не только о себе стоит позаботиться семье в день домового праздника, «хозяину» (как его еще звали в народе) тоже надо устроить достойный отдых – накануне хозяйка должна празднично убрать дом, подготовить дрова-уголь чтобы огонь в печи в течение всего дня не угасал (ведь домовой, как известно, живет за печкой и очень любит огонь да тепло), наварить сладкой каши-кути для виновника торжества и оставить на припечку с кусочком хлеба в ночь на 25 января.
Сказочно-мечтательный бычок, на хвосте которого засыпало украинское солнышко, а на округлых боках покоились – звезды, и луна сияла в его рогах, чудесная жар-птица на цветущей ветке, котик на зеленой лужайке, рыба-щука в проруби, окно родительской хаты и укачеваемый котиками малыш… кроткая и все понимающая тетя Катя вместе с хитроватым Дедом Панасом. Такие любимые в каждом украинском доме они много-много лет легким покачиванием колыбели и чистым, как хрустальные воды горных рек, пением отправляли в царство сладких снов Морфея поколения и поколения украинских детей в девять вечера с экранов Украинского телевидения-1.
Украинская кукла Катруя, как неизменная помощницы тети Кати (телеведущая Екатерина Лозовенко), за каких-то пятнадцать минут один вечер по будням (до девяти в «На добраніч, діти») и целый час на выходные (в «Катрусиному кінозалі») самых озорных и непослушных детей превращала в зачарованных ангелочков. И воцарялись тогда мир, покой и тишина на всей украинской земле. Ведь ласковое украинское слово, остроумные сказки и национальный колорит антуража — это то, что говорило с самой душой ребятишек, которую не обманешь фальшивой льстиво-сладкой мишурой лжи и лицемерия.
С древнейших времен на украинских просторах культ огня был одним из самых уважаемых, потому как он мог наказывать и миловать, дарить жизнь теплом домашнего очага и уносить его разрушительными пожарами. Именно поэтому его считали живым существом, покорить которое могли только особые непростые люди с их связями в потустороннем мире.
Именно на 18 января, когда по давним верованиям зима проходит пик своей силы, чтобы шаг за шагом отступать в поединки с теплом, ведуны, жрицы и прорицатели обоих полов собирались вместе воздать честь священному дарованному самими богами огню, который поддерживает жизнь на земле в течение длительного периода холодов и вдохновляет на продолжение борьбы во время лихорадочных забот хозяйственного сезона. Места их ежегодных собраний считались в народе заговоренными, и путь к ним простым смертным был заказан под угрозой страшного наказания для нарушителя и всего его рода.
Активная торгово-экономическая жизнь в Украине, как неотъемлемой части тогдашнего цивилизованного мира, бушевала в те далекие времена, когда на свете не еще существовало ни мировых религий, ни четких государственных границ, ни законов и норм международного права как такового. И как бы современные историки не хотели представить те времена темным беззаконием, в котором не было места систематизированным устоявшимся социально-экономическим отношениям, но на самом деле коммерция и международная торговля процветали уже тогда.
Так в XI до н.э. на территории северного Причерноморья, на территории господства киммерийских племен для улучшения товарного обращения были введена денежная единица, название которой история не сохранила, в отличие от многочисленных сохранившихся украинской землей ее материальных воплощений — острие стрел с тупым или закругленным концом, что делало невозможным использование его по прямому назначению в качестве колючего оружия.