Изысканный европейский Львов за свою многовековую историю, конечно же, немало раз видел собственными глазами пышные процессии ясновельможных правителей, торжественно шествовавших его улицами. Короли, королевы, князья, цари… но к началу практичного ХХ века весь этот антураж величия постепенно сходил на нет, уступая место пусканию пыли в глаза через демонстрацию более скромных предметно-материальных вещей вроде роскошных автомобилей или драгоценных тряпок.
Тем больше ажитации во Львове вызвала пышная процессия иранского шаха Мозаффара эд-Дин-шаха Каджара, которая и без того наделала немало шума своим появлением на собственном поезде в аромате восточной экзотики в июне 1905-го по дороге в столицу Австро-Венгрии. Ведь фигура восточного правителя была довольно известна среди жителей столицы Галичины, ведь этот его визит был уже третьим за последние четыре года.
Пророк, аскет, философ, мистик, оратор и при этом учитель, богослов, полиглот, певец царской капеллы… хотя первое неразрывно связано со вторым, ведь прежде чем отвергать какие-то догматы, мудрый человек сначала должен хорошо овладеть их источниками. Его учения стали застольной библией для поколений-и-поколений украинских культурных элит, ибо их кристаллизованная сущность заключалась в гармоничном симбиозе религиозно-стоицко-платоновской системы, которая наилучшим образом отражает ментальную сущность украинской нации. Недаром же Григория Сковороду зовут украинским Сократом.
Наверное, родительские казацкие корни генетически передали мальчику дар к учению и любовь ко всему новому. Ведь церковно-приходская четырехлетка в родных Чернухах в его сем, которая для многих из числа его друзей была высшей, часто так и непреодоленной, ступенью образования, а для Грица – стала лишь первым шагом долгого путешествия по пути образования, познания и самосовершенствования. Ему было всего двенадцать, когда он в 1734-ом впервые переступил порог своей гуманитарной Киево-Могилянской альма-матер, с которой судьба свяжет на два десятилетия и куда раз за разом он будет возвращаться после своих странствий вплоть до тридцати двух лет.
Запеканка — королева украинской кухни, ведь одним лишь своим появлением она способна превратить вполне заурядный стол в праздничный. Множество вариаций и сочетаний составляющих плюс сам процесс запекания, когда вкусовые особенности их переплетения образуют уникальный ароматный букет в эстетически завершенном обрамлении — разве не это являєтся вершиной кулинарного искусства?
И хотя название блюда говорит само за себя, делая акцент на способе приготовления, а не на отдельных обязательных его составляющих, в состав традиционной украинской запеканки обычно в качестве базовых входили как минимум два ингредиента, сочетание которых делало ее той, кем она была — самодостаточным и самым любимым национальным лакомством всех времен, включая и настоящее (и это без деления на соленое или сладкое блюдо): яйца и лапша (в другом варианте — каша, хлеб или сухари).
Жизнь и смерть, огонь и кровь переплетены в вечном страстном танце вселенной — то и есть святой для украинцев калиновый цвет, само Великое дерево жизни и судьбы, белый свет в его сублимации от сотворения и до скончания веков. Потому и почитают это дерево в Украине издавна за лечебные свойства, помогающие выздороветь от недугов телесных да духовных, за красный цвет жара, который дает возможность всему живому продолжать свой танец жизни, за красоту, что ласкает глаз и целует уютом душу.
Калина — то девичья красота. В ее гроздьях и ветвях, листьях и корнях запечатлена вся женская судьба с младых ногтей и до самой смерти: радость, любовь, верность, предательство, тоска, горе… все есть в этом чарующем дереве, чтобы передать богатство чувств и настроений изменчивой прекрасной половины: сам куст — то украиночка, а цвет и ягодки — ее детки. Присутствие ее во дворе выступало символом верности и преданности в брачных отношениях и семейных связях. На вышиванках, в веночках, на рушниках, в расписных узорах, посуде, домашних украшениях… присутствует калиновый образ как оберег их хозяйки и ее семьи.
Согласно прадавним поверьям прекрасные богини-Рожаницы ступают на украинскую землю 26 августа, когда последний овсяный колос сжат заботливой хозяйской рукой обмолочен и надежно спрятан в уютной кладовке, ожидая своего времени. Овес последним из злаковых оставался на украинских полях , и завершение его жатвы означало окончание всего сезона страды. Этот праздник сладко-теплый на вкус и густо-разноцветный, как хорошо выстоявшееся вино, в котором смешались грусть по ушедшему летнему теплу, радость от окончания изнурительного полевого сезона.
Это был праздник украинского женского рода, ведь начиная еще с дня накануне Рожаниц даровавших человеку его Судьбу, весь прекрасный пол пребывал в подготовительных заботах приготовления обрядовых калачей-бубликов и в приподнятом настроении ожидания праздничного, не обремененного рутинными работами дня наполненного мистическим смыслом единения с силами, породившими вселенную с ее огромным разнообразием сущностей и форм.
Вона приносит на кончиках своих острых черных, как беззвездная ночь, крыльев весну из Рая — так издавна считается на украинской земле («кукушка приносит весть о лете, а ласточка — о теплых днях» и «ласточка весну начинает, соловейко — заканчивает»), хотя с традиционной осторожностью тысячелетняя народная мудрость поговорками предупреждает о сдержанности преждевременной радости от завершения самых темных времен скорби и печали(«одна ласточка весны не делает»), ведь Зима — пани коварная и мстительная, то и дело возвращается холодным дыханием, танцем-метелью своего пышного снежно-белого убранства, смертоносным морозним поцелуем…
И недаром эта весенняя птица, что одной из первых возвращается с юга весной (официальная дата по народному календарю выпадает на Сорочины), стала украинским символом счастья, любви и достатка, ведь по приметам: где ласточка устроит себе гнездо, там поселится достаток во всех своих ипостасях («ласточка — то матушка любви-спаривания и для людей, и для скота»). Вот и стараются люди приманить к своему обиталищу этих божьих посланцев семейным миром, согласием и уютом, что ласточки, как известно, любят и ценят больше всего на свете.
Радость окончания второго этапа забот сельскохозяйственного периода, когда позади оставались пахота и посев, изнурительное ожидание всходов и лихорадочная жатва под палящим августовским солнцем, просто не могла оставаться в украинском народном календаре обычным, ничем не примечательным днем – в самой середине последнего месяца летней радости народ издревле в Украине праздновал светлый праздник Ляли, окончания жатвы (дожинки).
Юная красавица, богиня Ляля, праукраинский символ природной плодородности — та, кого предки благодарили за помощь в счастливом завершении жатвы, за собранные урожаи, за духовную поддержку в течение хлопотливого полевого сезона. Поэтому-то ее праздник был едва ли не самым большим в летнем календаре со своими устоявшимися традициями плетения спасовой бороды и установления нового, украшенного лентами и цветами дидуха в красному углу дома.